Народный календарь на 24 августа

Приметы и народные праздники на 24 августа

Мч. архидиакона Евпла. Прмчч. Феодора и Василия Печерских. Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского. Мц. Сосанны девы и мчч. Гаия, Папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия.

24 августа – Евпл. Василий осенний

Святой мученик архидиакон Евпл пострадал в 304 году. Он усердно исполнял диаконовское служение в городе Катана (современный г. Катания) на острове Сицилия, и, когда был схвачен отрядом воинов, посланных для выявления тайных христиан, не отрекся от Христа, хотя подвергнут был страшным пыткам и истязаниям. Наконец мучители приговорили его к медленной смерти от голода и жажды. Святого Евпла заключили в тюрьму и запечатали дверь. Страдалец усердно молился Богу, и внезапно в темнице появился источник. Когда через некоторое время сюда вошли воины, они увидели, что темница полна воды, которая исчезла по мановению руки мученика. Разгневанный градоначальник повелел отсечь святому уши, а потом и голову. Останки мученика Евпла были благоговейно погребены христианами, при гробнице его происходило множество исцелений.

* * * * * * *

Преподобномученики Василий и Феодор — иноки Киево-Печерского монастыря, погибли в XI веке от руки князя Мстислава Святополковича, заподозрившего их в сокрытии в пещерах каких-то сокровищ. Святого Феодора замучили до смерти, а Василия князь убил своей стрелой. Умирая, мученик бросил стрелу к ногам князя и предсказал ему скорую гибель от этой самой стрелы. Действительно, 15 июля 1099 года, в ходе междоусобной войны, обороняясь от воинов Давида Игоревича, князь Мстислав был поражен на стене Владимирской крепости стрелой в грудь и через сутки скончался. Узнав свою стрелу, он сказал: «Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора».

Святой Василий овцам шерсть дает.

Раньше в середине августа производилась осенняя стрижка овец, поскольку с этого времени они начинают обрастать зимней шерстью.

Полагают, что в ночь на мученика Евпла по кладбищам бродят привидения: слышны свист, вой и песни.

В Рязанской губернии с днем Василия осеннего связывались разные поверья: на могилах разгуливают привидения, загораются блуждающие огни, бегает белый конь — седока ищет и жалобно плачет над покойниками. И. П. Сахаров

утверждал, что поверья эти связаны с бывшим когда-то в здешних местах побоищем русских с татарами «под предводительством Батыя окаянного» [Сахаров, 295].

* * * * * * *

Случилось одному ремесленнику поздним вечером ворочаться домой из чужой деревни с веселой приятельской пирушки. Навстречу ему старинный приятель — лет с десяток тому, как помер. «Здоров!» — «Здравствуй», — говорит гуляка и позабыл, что знакомый его давным-давно приказал долго жить. «Зайдем ко мне; хватим еще по чарке, по другой». — «Пойдем; на радостях, что свиделись, можно выпить!» Пришли в избу, пьют-гуляют. «Ну прощай! Пора домой идти!» — «Постой, куда теперь идти? Переночуй со мной». — «Нет, брат, и не проси — нельзя; завтра дело есть, так надо пораньше быть дома». — «Ну, прощай! Да что тебе, пешком идти? Лучше садись на мою лошадь, живо довезет».— «Спасибо, давай!» Сел верхом и понесся — что твой вихрь летит! Вдруг петух запел!.. Страшно: кругом могилы, а под ездоком надгробный камень!

* * * * * * *

В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по беседам ходили, друг друга за родного брата почитали. Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться, тому звать своего товарища на свадьбу, жив ли он будет, помрет ли — все равно. Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем сродством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища; вспомнил жених своего приятеля, вспомнил старый уговор и велел остановить лошадей. «Я, — говорит, — пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на свадьбу погулять; он был мне верный друг!»

Пошел на могилу и стал звать: «Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне». Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил: «Спасибо тебе, брат, что исполнил свое обещание! На радостях взойди ко мне; выпьем с тобой по стакану сладкого вина». — «Зашел бы, да поезд стоит, народ дожидается». Покойник отвечает: «Эх, брат, стакан ведь недолго выпить». Жених спустился в могилу; покойник налил ему чашу вина, он выпил — и прошло целых 100 лет. «Пей, милый, еще чашу!» Выпил другую — прошло 200 лет. «Ну, дружище, выпей и третью да ступай с богом, играй свою свадьбу!» Выпил третью чашу — прошло 300 лет.

Покойник простился со своим товарищем; гроб закрылся, могила заровнялась. Жених смотрит: где было кладбище, там стала пустошь, нет ни дороги, ни сродников, ни лошадей, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню — и деревня уже не та: дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику — и священник не тот. Рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашел, что 300 лет назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста его вышла потом замуж за другого.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 3 августа

Народный календарь на 2 августа

Народный календарь на 5 августа

Народный календарь на 1 августа

Народный календарь на 4 августа

Нет комментариев. Ваш будет первым!