Вмч. и целителя Пантелеймона.
Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского.
Прп. Анфисы игум. и 90 сестер ее. Равноапп. Климента, еп. Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).
Великомученик Пантелеймон почитается Церковью как Небесный целитель, покровитель и врачеватель больных. Основанием для этого явилось житие святого, где повествуется, что великомученик Пантелеймон, живший в Никомидии в III—IV веках, с юности начал учиться врачебному искусству. Приняв еще в молодости крещение, он посвятил свою жизнь служению страждущим, больным, убогим, нищим. Святой Пантелеймон лечил всякого, обратившегося к нему, а также посещал тюрьмы, где оказывал врачебную и моральную помощь узникам, среди которых было очень много христиан, страдавших за веру. По доносу Пантелеймона схватили и предали самым жестоким пыткам, но по воле Господа они не причинили вреда мученику. Когда же ему отсекли голову, вместо крови потекло молоко. Святая глава великомученика хранится в русском Пантелеимоновском монастыре на Афоне.
Русский народ глубоко чтил и чтит святого Пантелеймона, ему посвящены церкви и приделы в храмах, почти в каждом доме имелась икона святого Пантелеймона.
* * * * * * *
Блаженный Николай, Христа ради юродивый, жил в XIV веке в Новгороде. Благочестивый юноша из знатной и богатой семьи по собственной воле принял подвиг юродства во Христе. Оставив дом, он облекся в рубище и так скитался по городу. Существует предание, что блаженный Николай прозван Кочановым потому, что бросал капустные кочаны в другого новгородского юродивого, с которым враждовал. Блаженный Николай Кочанов был наделен дарами прозорливости и чудотворения, о проявлении которых в Новгороде ходило немало рассказов. После преставления в 1392 году, святой был погребен на краю кладбища, где в 1554 году построили каменный храм во имя святого Пантелеймона, однако в народе этот храм назывался храмом святого Николая чудотворца Кочанова.
В народном календаре оба святые получили свои наименования (Пантелеймон Палий) или интерпретации (Никола кочанный), обусловленные августовскими заботами и характерной для этого времени погодой.
Кочанный день. Вилки в кочаны завиваются.
На Кочанского Николу завиваются кочны капусты.
Пантелеймоны прогили — лук вырезаешь (вят.).
Пантелеймона называют Палий и боятся в этот день грозы.
На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет.
Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб.
Палий — пали копны.
Палий может спалить двор того, кто возит в этот день копны на гумно.
На Пантелеймона постятся и молятся, чтобы охранить от молнии копны хлеба, которые еще не успели убрать с поля.
Хлеб да капуста лихого не попустит.
Не суйся к капусте, пока не припустят.
Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!
У хозяина без капусты брюхо пусто.
Капуста лучше пуста, хотя ести невозможно, да в брюхе не порожно.
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Загадки о капусте:
• Стоит барыня Федосья,
Прирастрепаны волосья.
• Стоит поп низок,
На нем сто ризок,
Много одежек,
И все без застежек.
Народный календарь на 3 августа
Народный календарь на 1 августа
Народный календарь на 4 августа
Нет комментариев. Ваш будет первым!