Конкурсы

Народный календарь на 21 июня

Приметы и народные праздники на 21 июня

Вмч. Феодора Стратилата.

Свт. Феодора, еп. Суздальского.

Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских.

Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского.

Прп. Зосимы Финикийского. Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.

21 июня - Федор Стратилат. Федор летний, колодезник

Святой великомученик Феодор Стратилат пострадал за Христа в 319 году. Память его отмечается 21/8 февраля. Через четыре месяца (21/8 июня) Церковь вспоминает о чуде, которое произошло от изображения великомученика Феодора в сирийском храме, посвященном его имени, недалеко от Дамаска. Эту церковь сарацины превратили в жилище, и кто-то из них пустил стрелу в изображение святого. Тотчас из места, куда вонзилась стрела, потекла живая кровь. В скором времени все сарацины, жившие в храме, погибли один за другим. Свидетельства об этом чуде имеются у святителя Анастасия Антиохийского и у преподобного Иоанна Дамаскина.

Иоанн Дамаскин (около 650 — до 754) много и упорно занимался сбором сведений об отцах Церкви, христианах, положивших жизнь за веру Христову или многое сделавших для распространения и укоренения ее. Он — завершитель и систематизатор греческой патристики, то есть доктрин, философских трудов и жизнеописаний отцов Церкви.

 

Стратилат грозами богат.

Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья (урал.).

Гроза на Федора летнего — плохая уборка сена.

Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.

Стратилатовы росы вещие: большие — к хорогиим льнам и богатой конопле.

21 июня - Праздник колодезников

На Руси колодезники составляли особый разряд мастеров-знатоков. У них были свои профессиональные секреты, как обнаруживать места, где есть подземные ключи, как правильно установить колодец, возвести сруб, на какую глубину копать его и пр. Федора Стратилата они считали своим покровителем, а день его памяти — своим праздником. Накануне вечером на те места, где, по мнению колодезников, можно копать землю и достать воду, они ставили (опрокидывали) сковороды и оставляли их до утра. Перед восходом солнца сковороды снимали и осматривали: если они отпотели, покрылись выступившими каплями воды — здесь есть «многоводная жила», если остались сухими — копать тут бесполезно.

С Федора Стратилата колодцы рой — будет вода в них чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза сбережет.

Продолжается пора прополки.

Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.

Осот да лебеда — для посевов беда.

Сорная трава пшеницу перерастает.

Посеяли злаки, а косим осот да маки.

С Федорова дня пошла навозница — вывозят навоз на паровой клин.

Какова земля, таков и хлеб.

Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять (о необходимости паров).

Земля любит навоз, лошадь — овес, а барин — принос.

Возвращай земле долг — будет толк.

Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору.

На новь — хлеб сеять, на старь — навоз возить.

Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.

Коню — овес, земле — навоз.

Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Навоз отвезем, так и хлеба привезем.

Сей да навозь — голодухи не бойсь.

Навоз Бога обманет.

Добрая земля назем раз путем примет да девять лет помнит.

Поле обмана не любит. Обманешь его один раз, оно обманет тебя десять раз.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Со школьной скамьи нам известно, что севооборот — это чередование сева сельскохозяйственных культур по полям и по времени, что такое чередование есть необходимое условие развитого земледелия. Севооборот предусматривает и наличие «пара» — поля или части его («паровой клин»), не занимаемого посевами в течение весны -— конца лета. Пар обязательно содержится в рыхлом (вспаханном) и чистом от сорняков состоянии. Это испытанное средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги. На «отдыхающее» поле, чтобы удобрить его, в начале лета вывозили навоз.

В средней полосе России навоз вывозили на поля коллективно — всей деревней или группой соседей поочередно каждому хозяину.

В навознице принимала участие вся семья, за исключением маленьких детей и глубоких стариков. На «помочи» являлись со своей лошадью и специальной телегой. Мужчины грузили навоз на телеги, дети с шести-семилетнего возраста были повозчиками, женщины и молодежь сваливали навоз с телег и равномерно распределяли его по полю, пожилые готовили на всех обед, который должен был непременно состоять из 12 блюд, по числу месяцев в году, чтобы любой из них был сытным.

Хотя толока — дело тяжелое и не очень-то приятное, она воспринималась всеми участниками, в особенности детьми и молодежью, как праздник. Нередко лошадей убирали в лучшую сбрую, привешивали бубенчики; работа же сопровождалась песнями, плясками, шутками, а заканчивалась обильным угощением. В Вятском округе на последний воз садились поверх навоза бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углем, или физиономией, намазанной сажей; лошадь украшалась лоскутками, пучочками соломы; ехали с песней, с гармошкой. В Тверской губернии «тихонько от мужчин женщины брали плохую одежду, набивали соломой и делали два чучела — мужика и бабу. Эти чучела сажали на лошадь и с последней порожней телегой везли в деревню. Пели, плясали. Мужики встречали с вилами, потом чучела бросали, садились за стол» [Шаповалова, Лаврентьева, 72].

В русских селах Латгалии «хозяин дома, где должна быть толока, заранее договаривался с односельчанами, готовил угощение: варил кашу из ячменя — панцак, пиво (или солодуху), резал мясного барана. Положено было три раза покормить толочан. Вывозили навоз на лошадях. Обязанности толочан были четко распределены. Парни, которые копали навоз, назывались „копцы". Девушки постарше и молодицы, которые разбивали навоз, назывались „разбойницы". Девчатки и парнишки поменьше — повозниками: они возили навоз.

По окончании толоки пили пиво, закусывали. Начиналось всеобщее веселье, звучали песни. В Даугавпилсском районе вспоминают, что на толоках все обливались водой из ведер, а некоторых затаскивали в лужи и пруды. Даже в избах старались все облить» [Макашина, 1979; 139—140].

Ай, спасибо хозяину                       Ай, спасибо тому,

За мягкие пирожки!                         Кто хозяин в дому!

Ой лели, ой что лели,                     Ой лели, ой что лели,

За мягкие пирожки!                         Ой что лелеюшки мои!

• Плывет уточка по морю,

По самому по дну.

Сгулялись мы с забавой

В навозну толоку.

• На лодочке катался

По Ваньковской по реки.

Прилюбилася девчонка

С навозной толоки.

Нет комментариев. Ваш будет первым!