Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских. Прп. Кассиана грека, Угличского. Владимирской иконы Божией Матери. Чтимые списки с иконы Божией Матери: Псково-Печерская, именуемая «Умиление», Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, Оранская.
Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли. По преданию, она была написана апостолом Лукой в I веке по Рождестве Христовом с живой Богоматери, на доске от стола, за которым обычно вели трапезу юный Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.
До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, до середины XII века — в Константинополе, затем император Феодосий и Патриарх Лука Хризоверх присылают ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому, и икону помещают в монастыре в Вышгороде, близ Киева. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, желая основать свои владения независимо от Киева, взял икону с собою в пределы Владимиро-Суздальской земли. Во Владимире случилось чудо: когда отряд князя выехал из города, намереваясь отправиться дальше на север, лошади внезапно встали, и ни понукания, ни кнут на них не действовали. Смена лошадей также не дала результата. Князь расценил это как волю Богоматери — остаться во Владимире. Здесь в 1160 году был воздвигнут всего за два года великолепный Успенский храм, куда поместили икону, которая с тех пор стала называться Владимирской.
В истории Руси отмечены многие случаи заступничества и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы. Так, в 1164 году русские воины во главе с князем Андреем Юрьевичем, прозванным Боголюбским, победили волжских болгар. Когда несколько лет спустя убийцы князя Андрея Боголюбского решили передать икону в Рязань, владимирцы, защищая икону, прогнали новоявленных властителей. В пожаре 1185 года сгорел Успенский собор, но икона уцелела. В 1237 году Владимир был разорен ханом Батыем, но и тут икона Богоматери осталась цела. Владимирская икона явилась божественной вдохновительницей в битве 1380 года на Куликовом поле, когда войска Димитрия Донского разбили Мамая. При нападении на Русь «железного хромца» Тамерлана, икону перенесли из Владимира в Москву: 10 дней длилось грандиозное шествие, с плачем и причитаниями владимирцы провожали икону, и на всем протяжении пути ее к Москве народ молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Как только икону поместили в Успенском соборе Кремля, Тамерлану во сне было явление Лучезарной Девы, устрашившись которой, он бежал из пределов Московского княжества. Владимирская икона Божией Матери еще не раз спасала Москву: в 1408 году от ордынского правителя Едигея, в 1451 году — в битве с ногайским предводителем Мазовшей, наконец, в 1480 году при Стоянии на Угре (на одном берегу реки встали русские войска великого князя Ивана III, на другом — войско ордынского хана Ахмата), когда ханские воины не выдержали напряженного противостояния и без боя отошли. Ахмат Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. Устояла икона и в Смутное время, когда воины Дмитрия Самозванца ворвались в Успенский собор. В 1812 году, при отступлении русской армии, Владимирская икона была увезена во Владимир, но сразу же после освобождения Москвы от французов возвращена в столицу.
Икона появляется перед православными в великие престольные праздники, участвует в самых торжественных молебнах. Празднуется икона Владимирской Божией Матери 3 июня /21 мая, 6 июля / 23 июня и 8 сентября / 26 августа.
Святые равноапостольные Константин и Елена занимают в церковной патристике и в народном сознании особое место.
Император Константин Великий (около 285—337) был сыном Констанция Хлора, управляющего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой Елены. Повелением императора Диоклетиана 18-летний Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и после смерти отца, в 306 году, был провозглашен императором.
К принятию христианства Константин был расположен своей матерью, много содействовало его обращению к Господу и пребывание при дворе Диоклетиана, где он был свидетелем честности и преданности христиан, находящихся на государственной службе (еще до гонения на исповедников веры Христовой), и необыкновенной твердости их в годы ужасных преследований, казней, истязаний. Деятельный, воинственный, всем доступный, в меру щедрый, дальновидный и проницательный, Константин как будто специально был явлен Провидением, чтобы стать избранником Божиим для совершения величайшего переворота в истории Византийской империи и во всем мире.
В 312 году, во время войны императора с кесарем Максентием, незадолго до решающей битвы Константин увидел на небе светящийся крест с надписью «Сим побеждай». На следующий день по приказу императора на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Сразу после победы Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, позволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом (в 313 г.) предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Когда через несколько лет отношения Ликиния и Константина переросли в открытую борьбу, противостояние двух императоров решила битва при Адрианополе (322 г.), в которой Константин одержал победу и сделался единодержавным правителем Римской империи. Христианство восторжествовало. Однако политика Константина и принятые в пользу христиан эдикты привели к тому, что в Риме, где сильна была языческая партия, император все чаще и явственнее сталкивался с противодействием. Константин охладел к столице и совершенно оставил Рим, основав (324—330 гг.) на берегах Босфора новую столицу, куда пригласил христианских епископов, чтобы торжественно освятить ее. Столицу назвали Константинополем. Вместо языческих капищ здесь стали воздвигать христианские храмы, а вместо статуй языческих богов — священные изображения. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского Собора в городе Никее в 325 году для предотвращения раскола в рядах христиан.
Константин принял крещение только незадолго до смерти и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 года. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Святая Елена (около 244—327) приняла христианство рано. Прославилась тем, что обрела Крест Господень, в связи с чем Константина и Елену вспоминают и в день Воздвижения (27 / 14 сентября).
Олёна (Алёна) — длинные льны. Алена-леносейка, льняница, посевница Константин-овсяник
В церковных святцах, по традиции, воздается память императору Константину и матери его Елене, но все же главное внимание в этот день уделяется равноапостольному Константину Великому.
В русском народном календаре на первое место выходит святая Елена, но не как историческая личность, а благодаря тому, что имя ее, особенно в простонародной огласовке — Олёна, Алёна, оказалось созвучным названию главной сельскохозяйственной культуры этой поры — льну. Только вслушайтесь, какая богатая звукопись в поговорках данного дня, сопрягающих Алёну и лён, каково чувство языка в маленьких шедеврах-присловьях!
Сеян лён у семи Алён.
На Алёну сей лён.
Олёна — леносейка.
Алёны — длинные льны.
Посеешь лён на Олёну — будут длинные льны.
Длинные льны — Еленины косы.
Сей ранний лен и позднюю пшеницу (воронеж.).
В этот день «принято в некоторых местах Валдайского уезда сеять лен и, если другие работы препятствуют сеянию, стараются по крайней мере положить начало этому делу, хоть горсть льняных семян бросить в землю» [Новгород. ГВ, 1854, №7]. В той же Новгородской губернии существовало и прямо противоположное мнение: «В день святых Константина и Елены лен нельзя сеять — посеянный в этот день лен закоснеет, то есть не вырастет» [Зеленин, 1905; 10].
Кукушка закуковала — пора сеять лен.
Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки почти раскрываются — пора сеять лен (урал.).
Для урожайности и белизны льна совершался целый ряд магических действий. Например, выбирали в качестве засевальщика самого высокого человека, в поле подбрасывали высоко вверх яйца, старались есть продукты белого цвета, иногда при посеве раздевались.
«Для того чтобы лен родился хорошо, бабы кладут в мешок с семенем печеные яйца, а мужик, который будет сеять лен, должен подбрасывать эти яйца как можно выше, потому что чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен. Еще интереснее другой обычай, при помощи которого бабы „обманывают лен". Для этого при посеве льна баба раздевается донага в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над ней, подумает: „Это баба бедная — у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться"» [Максимов, 375].
Конопля — техническая культура, которая по обрядовым и символическим функциям сближается в народной традиции со льном. Конопля наделялась продуцирующей и отгонной семантикой, использовалась в обрядах годового цикла и в народной медицине. Возделывание этой культуры на всех этапах — от сеяния до тканья полотна — сопровождалось, как и в случае со льном, многочисленными магическими действиями. У русских принято было сеять коноплю всей общиной, в один день, после обеда, в тихую погоду, без сильного дождя и ветра. В местах, граничащих с Белоруссией, перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. В Забайкалье коноплю сеяли с завязанными глазами, чтобы воробьи не поклевали семена. На юге России нельзя было здороваться и отвечать на приветствия, «ломать шапки», иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.
Кроме льна и конопли, в день Константина и Елены принято было высаживать и другие огородные и зерновые культуры. Например, огурцы, овес, пшеницу, при этом крестьяне разделяли заботу об этих культурах между главными покровителями дня.
Льны Олене, огурцы — Константину.
Если Елену называли леносейкой, то Константина — овсяником.
Такое распределение обязанностей опиралось на архаические, уходящие в глубь веков представления о существовании сугубо женских и мужских культур, растений. Те растения, которые связаны с прядением, ткачеством (лен, конопля), то есть с женским рукодельем, должны были выращивать, собирать и доводить до состояния нити и полотна только (или преимущественно) женщины. Исключение составлял сев, который мог производиться и женщинами, и мужчинами, хотя в отдельных традициях он в основном закреплялся за женщинами.
В этот день вновь обращали внимание на огурцы. Если на них много пустоцвета, хозяйка старалась найти где-нибудь старый лапоть и, найдя его, тащила ногой в свой огород, а затем бросала в огурцы, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись».
Для того, чтобы на огурцы не напала гусеница, их посадкой занимались натощак, то есть ничего не выпив и не съев.
На Тамбовщине — второй посев льна и поздней пшеницы; начало раннего сева гречихи и последний сев проса. Крестьяне, сеющие просо позднее, подвергались, как запоздалые севцы, насмешкам своих односельчан, обещавшим им в урожай вместо зерна головню [Тамбов. ГВ, 1864, № 16].
Совет нижегородцев: «Ярицу, лен, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня» [Даль. Послов., 884].
На Среднем Урале лен и гречиху сеяли в день «Елены-лённицы».
По подсчетам воронежцев, «колосья ржи выходят обыкновенно спустя 21 неделю после Рождества, т.е. около 21 мая (старый стиль), на день царя Константина. Если же они выйдут тремя или четырьмя днями раньше, то и сеять (озимую рожь. — А. Н.) раньше, а если тремя или четырьмя днями позже, то и сеять позже» [Воронеж. ГВ, 1854, №37—42].
Примета воронежская: Если в этот день дождь с градом, то через полгода, на Введение, ожидай снег с крупою.
Загадки о льне:
• Мал малышок
В сыру землю ушел,
Шапку синюю нашел.
• Голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не едят.
• Из земли вырастаю — весь мир одеваю.
• Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку:
Ты расти, расти, ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист! (Псковская губ.)
Под лесом, под лесом,
Под темным, зеленым,
Там наши ребята
Пашеньки пахали
В четыре сошонки,
Пятая боронка,
Шестая простая
И та не гуляла —
Бел лён рассевала,
Приговор приговаривала:
— Расти, мой леночек,
И тонок, и долог,
И бел, как ковыла,
И крепок, что жила... (Орловская губ.)
Нет комментариев. Ваш будет первым!