Народный календарь на 21 ноября

Приметы и народные праздники на 21 ноября

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

21 ноября - Михаил. Михайлов день

В начале IV века Церковью было установлено празднование в честь ангельских сил — бесплотных существ духовного мира, вестников и исполнителей воли Божией, и их предводителя Архистратига Михаила.

По учению Церкви, ангельские силы подразделяются на 9 чинов, которые объединены в 3 разряда. Это серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Людям Древней Руси, да и простому православному человеку нашего времени более всего известны серафимы, херувимы, ангелы и архангелы.

Ангелы составляют несметное «воинство небесное», они являются посредниками между Богом и всеми остальными обитателями сотворенного Им мира; к каждому человеку с момента рождения (и даже со времени нахождения в утробе матери) приставлен свой ангел-хранитель. Серафимы (евр., «огненные, пламенеющие») — самые приближенные к Богу, обычно изображались с шестью крылами. Херувимам (евр., «стражи») поручалась охрана священных предметов; на Руси же с херувимами прочно связалось представление об «ангельском пении» в церковных службах, где церковный хор уподобляется хору ангелов. Архангел означает «высший ангел», начальник над другими ангельскими чинами. Из 7 архангелов наибольшим почитанием у верующих пользовались архангелы Гавриил и Михаил.

Последний возглавлял все ангельские чины и назывался еще Архистратигом, то есть вождем небесных сил.

За Архистратигом Михаилом закрепилась слава воителя, защитника добра и света. В «Откровении Иоанна Богослова» говорится: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвер- жены с ним» (Откр. 12; 7—10). После этой битвы «настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его». С архангелом Михаилом связывается и представление о Страшном Суде. Именно он «трубным гласом» должен будет возвестить о наступлении этого дня, а также выступать в роли грозного судии.

Михаил архангел часто изображается на иконах и фресках в ратном облачении, в котором преобладает ярко-красный цвет, с суровым выражением лица и широко распростертыми крыльями за спиной; ногами он попирает дьявола, в левой руке держит финиковую ветвь, а в правой — копье или пламенный меч с крестом. Не случайно к архангелу Михаилу обращались люди в надежде найти у него защиту от недругов, неправедных судей, злых начальников и пр. В одном из заговоров есть такие строки: «О святый архангел Михаил, первый княже и небесных сил грозный воевода, ты побеждаешь все нечистые силы и заграждаешь уста нечистых; загради уста и сердца моих врагов и супостат, злобствующих на мя, да стоящие против меня остолбенения».

День Михаила архангела обычно связывается с некоторым потеплением. Ожидаются Михайловские оттепели, Михайловские грязи.

Михайла с полумостом (не морозит, а подмораживает).

С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет.

Кузьма закует, а Михайло раскует.

Однако в некоторые годы Михайлов день оказывался морозным, тогда говорили:

С Михаила архангела зима морозы кует. Михайло мосты мостит.

Михайло приехал на белом коне (говорится, если ко дню Михаила архангела выпадает снег).

Вспоминали, что предсказал о Михайловской погоде Сергиев день (8 октября / 25 сентября) и насколько эти предсказания оправдались.

По народным приметам, Михайлов день определяет характер погоды в Николин день (19 декабря):

Во что Михайла, в то и Никола.

Если Михайло Демьянов путь порушит — не жди его до зимнего Николы.

Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует.

Существовали и другие приметы:

Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом — ростепели быть.

В южных губерниях со дня Архистратига Михаила скот загоняют в закрытые помещения, переводят на зимний корм.

Михайлов день —- веселый и сытный праздник, поскольку хлеба и других съестных припасов пока вдоволь, выручены деньги за коноплю, лен и овес, да и работы основные закончены или завершаются.

«Вот и праздник, и по деревням пиры, и в избах везде гости.

— Ну, старуха, сажай! — говорит хозяин, рассаживая гостей за столом и наблюдая при этом степень родства и требования почета.

— Присядьте, присядьте, гости дорогие! — отвечает хозяйка, ставя на стол чашку со студнем и раскладывая каждому по пирогу и по ложке. — Милости просим! Рады приветствовать, чем Бог послал.

— С праздником, будьте здоровы! — говорит первый, выпивший первую чарку.

— Просим приступить, — говорит хозяин, и по его слову в торжественном молчании совершается уничтожение студня. Подается каша», за кашей следует свинина или говядина, затем лапша, наконец чай с баранками или пирогами.

Встав из-за стола, все идут в гости к другому хозяину, затем к третьему — и так до вечера или пока хватит сил.

Варили михайловское пиво.

То не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито.

Всю неделю, на которую приходится Михайлов день, разрешалось есть молочные продукты. В Лузском районе Вятского края к Михайлову дню варили свиные головы, с которыми устраивали нечто вроде спортивной игры или испытания парней на ловкость. «Молодые парни подходили к дому, хозяин выносил им наваренных свиных голов и кидал в толпу: кто больше поймает, тот и самый сноровистый».

С Михайловым днем связаны легенды о происхождении нечисти на земле. Отталкиваясь от текста Священного Писания, от многочисленной «отреченной» литературы (не признаваемой Церковью), народные устные повествования по- своему, часто с удивительными подробностями преподносили историю о том, как в результате борьбы Михаила архангела с сатаной на землю с небес была низвергнута бесовская сила, которая, рассыпавшись разнообразной нечистью, «скрылась в тайниках тьмы, таится от дневного света и торжествует с наступлением мрака. Связью нечисти с тьмой объясняется увеличение ее силы в дни угасания солнца. После Михайлова дня властвуют хищные дикие звери, причиняющие ущерб крестьянскому хозяйству...», время от времени «бесится» домовой и зло «шуткуют» дворовый, рижник, огуменник и прочая нечистая сила [Чичеров, 36].

В некоторых районах России на Михайлов день «ублажали» домового: кормили, величали. «Не ублажи дворового до Михайлова дня — уйдет со двора, лихого пришлет» [Там же, 36].

Рассказывают, будто в одном из смоленских сел «вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из „подлаза", на его глазах подложил под каждый угол головешки с огнем и столь застращал виновного, что он за один день поседел как лунь» [Максимов, 52].

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 ноября

Народный календарь на 3 ноября

Народный календарь на 1 ноября

Народный календарь на 2 ноября

Народный календарь на 5 ноября

Нет комментариев. Ваш будет первым!