Вмч. Димитрия Солунского. Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского. Мч. Луппа. Прп. Афанасия Мидикийского. Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского.
Димитрий занимал высокий пост проконсула при дворе императора Максимиана Галерия (вступил на престол в 305 г.). Не зная, что Димитрий — тайный христианин, император назначил его наместником в город Солунь, чтобы защищать вверенные ему земли от внешних врагов, а также очистить город и всю Фессалоникийскую область от христиан. Димитрий же, прибыв на место службы, сам стал распространять святую веру Христа и искоренять языческие обычаи.
Правитель, узнав об этом, приказал убить святого, пронзив копьями. 26 октября 306 года Димитрий принял за веру мученическую смерть. Тело его было погребено верными христианами, а вскоре, при императоре Константине Великом (правил с 306 по 337 г.) над могилой мученика воздвигли храм.
Через сто лет были обретены нетленные мощи Димитрия Солунского, при них совершались чудеса и исцеления. По преданию, когда на рубеже VI—VII веков Солунь осадили авары, пришедшие с Дона, святой Димитрий явился на городской стене и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует о том, что он не единожды освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
На Руси издавна особо почитались иконы святого великомученика Димитрия Солунского. Одна из самых ранних икон, написанная на гробовой доске великомученика, находилась у великого князя Всеволода Юрьевича. В 1197 году он перенес ее из Солуни во Владимир, что было расценено как очень значительное событие, поэтому его внесли в древние святцы и стали отмечать ежегодно как праздник. Позднее икона некоторое время находилась в Киеве, затем во Владимире, а при великом князе Димитрии Донском в 1380 году была перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Русские князья часто называли своих наследников Димитриями в честь глубоко почитаемого святого великомученика.
* * * * * * *
Традиция осенних поминаний ушедших в мир иной предков зародилась еще в дохристианские времена. Православные святцы упорядочили систему таких поминаний, приурочив их к определенным датам церковного календаря. Что касается Димитровской субботы, то она как один из самых важных осенних поминальных сроков была установлена великим князем Димитрием Донским после битвы на Куликовом поле в 1380 году, когда в кровопролитном сражении была одержана победа над войском Мамая, положившая начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
В ночь на 7 сентября 1380 года русское войско, выступившее в поход против татаро-монголов, стало переправляться через Дон. Утром на другой день был густой туман, а когда в третьем часу просветлело, русские полки строились уже за Доном при устье речки Непрядвы. Вражеское войско начало спускаться с холма на широкое Куликово поле. Русские последовали их примеру, и сторожевые полки вступили в битву, какой еще не бывало на Руси...
Димитрий Донской повелел совершать вселенскую панихиду о всех погибших на поле боя в субботу, предшествующую дню памяти своего небесного покровителя — Димитрия Солунского. Постепенно этот день был признан днем поминания не только воинов, но всех усопших и вошел в систему годовых «родительских суббот».
До Дмитровской субботы зима не становится.
Дмитриев день — зима уж лезет на плетень.
Коли в Дмитриев день холод и снег — весна будет поздняя и холодная, если оттепель — зима и весна теплые.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.
Если Дмитриев день без снега, то Пасха будет теплая (воронеж.).
Дмитрий на снегу — весна поздняя.
Если Дмитрий в лодке, то и Егор в лодке (т. е. реки не покроются льдом до 9 декабря/26 ноября — Юрьева дня) (вят.).
На Митрия реки замерзают (сибир.).
Дмитров день перевоза не ждет (сибир.).
Дмитриев день рассматривался и как один из сроков сватовства.
До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее (вышед замуж) (южн.).
До Дмитра девка хитра, после Дмитра не будет такова.
На Дмитрия девки хитрые — собираются выйти замуж, так как после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда.
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская (Димитровская) неделя называлась родительской, дедовой. Особенно почиталась Дмитровская суббота — перед днем памяти святого Димитрия Солунского.
В Дмитриев день и в Дмитровскую субботу не работали. Как и на Радуницу, накануне Дмитровской субботы в Вятском крае принято было мыть полы, застилать лавки полотном, на тябло (полку с иконами) вешать чистое полотенце: ночью, по поверью, родители приходят, по полотну походят и утрутся полотенцем.
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут: покойнички ведут, живых блюдут.
Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.
Если в родительскую субботу случится оттепель, то на дедовой неделе родители отдохнут (после холодов ждут потепления) (костром.).
Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: посещали кладбища и служили на могилах панихиды, совершали обрядовую трапезу (тризну) и обрядовое «кормление» покойников, то есть оставляли на могиле часть пищи. В костромских селах пекли к этому дню лепешки, пироги, колобки, варили кисель. Корзину со снедью относили в церковь для раздачи нищим.
Дмитриева суббота — кутейникам работа.
Поговорка подтверждает веру в то, что «чем щедрее приношения (для священников, отправляющих панихиды) и обильнее угощение, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада» [Степанов, 141].
Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.
В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (ярослав.).
Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родственников.
Нет комментариев. Ваш будет первым!