Прор. Ионы. Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прп. Ионы пресвитера. Прп. Ионы Яшезерского. Мч. Фоки вертоградаря. Прав. Петра, бывшего мытаря.
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца.
Собор Тульских святых.
Ветхозаветный пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова.
«Книга пророка Ионы» входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, о страданиях Спасителя, запустении Иерусалима и конце мира. Однако самой большой известностью и популярностью пользовался рассказ о том, как пророк Иона был послан Богом с проповедью покаяния к жителям города Ниневия — столицы Ассирии. Пророк Иона отклонился от этого поручения и бежал в противоположную сторону — в Иоппию (Яффу), где сел на корабль и отплыл в Фарсис (Испания). Тогда на море поднялась страшная буря, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, кинули жребий, чтобы узнать, кто является причиной бедствия. Жребий пал на Иону, и тот признал, что причина бури — в его прегрешении перед Богом. Корабельщики бросили Иону в море, и тотчас буря утихла. Иону же проглотил кит, в чреве которого пророк оставался три дня и три ночи, взывая к Богу. Вняв мольбам Ионы, Бог приказал рыбе извергнуть пророка на сушу. Хорошо знали наши соотечественники и другой эпизод из жизни пророка. После вторичного божественного повеления Иона идет в Ниневию и пророчествует там о грядущем разрушении города. Проповедь его производит действие: все население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах. Бог прощает ниневийцев, но это очень огорчает Иону, ожидавшего зрелища божественного возмездия. Разочарованный Иона удаляется из города и просит у Бога смерти. В утешение и в качестве назидания Бог повелевает, чтобы за ночь над головой пророка выросло дерево. Это очень радует Иону, ибо тень от дерева укрывает его от палящего зноя. Но тут же Бог насылает червя, и дерево гибнет. Иона начинает изнемогать от жары и вновь просит Бога о смерти, на что Господь говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4; 10—11).
* * * * * * *
Иона Яшезерский — местночтимый святой, живший в России во времена Ивана Грозного (1530—1584), практически не известен за пределами Олонецкого края.
* * * * * * *
О двух святых — Фоке, епископе Синопском, и Фоке-вертоградаре — простой русский человек знал мало, разве что начитанные люди и, разумеется, священники могли рассказать о том, что священномученик Фока, бывший епископом в черноморском городе Синопе, сподобился благодати изгонять бесов и исцелять недуги, а при правителе Африкане (в начале II в.) был подвергнут мучениям и скончался, будучи брошенным в раскаленную баню.
При этом всегда обращали внимание на то, что Господь возвестил святого Фоку о мученическом конце, послав ему в видении голубя, державшего в клюве венок из цветов, который он и возложил на голову священномученика, проговорив человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает ее испить».
Про святого мученика Фоку (XVI в.), именуемого вертоградарем, знали, что он так прозван потому, что содержал сад или огород (вертоград), плоды которого щедро раздавал. Рассказывали также, что посланники язычника-правителя, направленные для того, чтобы убить Фоку, были встречены им со всем радушием, и пока они пировали в доме святого, он приготовил себе гроб, помолился и затем упросил посланцев исполнить порученное им дело, хотя те были чрезвычайно смущены и не хотели таким образом вознаградить святого за оказанное гостеприимство. Святой Фока-вертоградарь имел особое почитание у мореплавателей, он часто приходил им на помощь — то будил рулевого, когда на море начиналось волнение; то сам поднимал паруса; иногда его видели идущим по морю. Потому нередко кораблям давали имя святого Фоки, а за трапезой моряки всегда оставляли часть еды и питья в честь своего святого покровителя.
Примета: Коли на Иону и Фоку с березы лист не опал — снег ляжет поздно — никоим образом не связана с житиями поименованных святых. Но один из укоренившихся обычаев безусловно порожден сказаниями о пророке Ионе.
На Иону нельзя есть рыбу — так крестьяне вспоминали о пребывании пророка Ионы во чреве кита.
В отдельных русских селениях в этот день вспоминали праведного Петра, бывшего мытарем, который жил в VI веке. Мытарь — это сборщик податей и пошлин в Римской империи. В житии святого рассказывается о том, как бывший жестокосердным, глухим к несчастьям и просьбам любого человека, промыслом Божиим он превратился в подлинного поборника веры Христовой. Но не житие святого, а трактовка слова «мытарь» послужила основанием для почитания этого праведника и обращения к нему 5 октября. Дело в том, что в русском языке слово «мытарь», как в Иудее и в Древнем Риме, означало «сборщик податей», а «мыто» — пошлину за проезд через мост, заставу или за провоз товара (современный таможенный сбор). «Мытарство» же у русских стало означать «страдание, мука», а под словом «мыт» понималась болезнь молодых домашних животных и ловчих птиц. В. И. Даль приводит выражения, бытовавшие в разных говорах: «хворать мытом» — болеть в переходном возрасте, линять; «жеребята мытятся на четвертом или пятом году» — страдают слезотечением, вроде сапа; «лошадка, теленок еще не перемытились», «сокол мытится» и т.п.
Святому Петру-мытарю в этот день служили молебны о животных, страдающих «мытом».
Народный календарь на 2 октября
Народный календарь на 6 октября
Народный календарь на 4 октября
Нет комментариев. Ваш будет первым!