Ап. от 70-и Фаддея. Мц. Вассы и чад ее: мчч. Феогния, Агапия и Писта. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского.
Апостол Фаддей родился в сирийском городе Едессе. Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, Фаддей сделался Его учеником и был избран Господом в число 70-и апостолов. После Вознесения Иисуса Христа на небо Фаддей проповедовал в Сирии и Месопотамии, в родном городе Едессе обратил в христианство князя Авгаря, народ и жрецов. Здесь же он установил Едесскую церковь. Проповеди апостола сопровождались чудесами. Существуют разные сведения о кончине апостола Фаддея. По одним, он скончался мирно в 44 году в финикийском городе Вирита (Верит, Бейрут), где основал церковь. По другим, скончался в Едессе. Древнее армянское предание гласит, что апостолу Фаддею после мучений отрубили голову, и случилось это в 50 году в Артазской области.
* * * * * * *
Мученица Васса жила в македонской Едессе в начале IV века. Муж ее был языческим жрецом, но сыновей своих — Феогния, Агапия и Писта — Васса воспитала в христианской вере. Муж донес на жену и детей. Когда те отказались принести жертву идолам, сыновей на глазах матери начали истязать. Отроки выдержали пытки, не отреклись от веры, и их обезглавили. Вассу заключили в тюрьму, морили голодом, но ангел подкреплял ее небесной пищей. Она осталась невредимой от огня и зверей. Тогда ее бросили в морскую пучину, но неожиданно появился корабль и Вассу подняли на него три светоносных мужа, в которых свидетели этого чуда узнали ее сыновей. Спустя 8 дней Васса сама сошла на берег и отдалась в руки палачей. В Халкидоне уже около 450 года существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.
Русские крестьяне полагали, что если день памяти мученицы Вассы будет ясным, то в течение следующих четырех недель сохранится хорошая погода.
Наступала пора усиленной уборки льна, и в этот день обычно говорили: Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и к супрядкам.
Читателя не должно смущать то обстоятельство, что Вассу могли называть Василисой. Как уже говорилось, в народном сознании некоторые христианские имена, близкие по звучанию, нередко воспринимались как варианты одного имени. Так случилось с Вассой и Василисой. Созвучность имен приводила даже к тому, что святые носители их наделялись одинаковыми характеристиками, им приписывались заботы об одном и том же или близком ремесле, занятии, об урожае одних и тех же культур и т.д. Скажем, поговорка, настраивающая на скорейшую уборку льна, приурочена ко дню памяти и мученицы Вассы, и мученицы Василиссы Никомидийской (16/3 сентября). Зафиксированная в разных губерниях, она либо соотносилась с началом уборки льна, либо соответствовала первой стадии обработки уже собранного льна.
Народный календарь на 1 сентября
Народный календарь на 5 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!