Конкурсы

Игры по развитию речи на тему «Зима» в старшей – подготовительной группе

Игры и игровые упражнения на развитие речи на тему «Весна» для старших дошкольников 5-7 лет

Игры на формирование общей и мелкой моторики у детей на весеннюю тему

Игра «Встреча зимы»

Задача: совершенствовать массажные движения кистей рук и пальцев при выполнении самомассажа.

Ход игры

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Дети беззвучно хлопают в ладоши, плотно прижимая их друг к другу.)

Будем зиму мы встречать.

(Потирают ладони.)

Что зима нам принесла?

(Соединяют большой палец левой руки поочередно с остальными пальцами.)

Ветер, снег и холода.

(Соединяют большой палец правой руки поочередно с остальными пальцами.)

От времени года

(Потирают ладони.)

Зависит погода.

(Грозят пальцем.)

 

Игра «Зима»

Задача: развивать динамическую координацию, точность и четкость выполнения движений в заданном темпе и ритме. Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыкальное сопровождение.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Наконец пришла зима. (Дети шагают на месте и разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой домиком.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, вытягивают руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Закладывают руки за спину, медленно кружатся.)

Ловко бегаем на лыжах (Имитируют бег на лыжах.)

И играем все в снежки. (Изображают, что лепят и бросают «снежки».)

 

Игра «Снегопад»

Задача: развивать динамическую координацию, точность выполнения движений в заданном темпе и ритме.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Снег кружится и летает.

(Дети поднимают руки и делают ими поочередно медленные и плавные движения вперед-назад.)

Ветер дует, снег взлетает.

(Наклоняют туловище, вытягивают руки вперед, затем встают прямо — поднимают руки.)

Снег летит из серой тучки

(Трясут кистями, то соединяют пальцы, то разводят их.)

Нам на ножки и на ручки.

А сугробы все растут

(Рисуют руками полукруги сверху-вниз.)

Там и тут, там и тут.

(Рисуют полукруги снизу- вверх.)

Чтобы не замерзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

(Ставят руки на пояс и выполняют легкие прыжки на носках.)

Снег с себя мы отряхнем

(Имитируют стряхивание снега.)

И в снежки играть пойдем.

(Изображают, что играют в снежки.)

 

Игра «Зимой»

Задача: развивать динамическую координацию, точность выполнения движений в заданном темпе и ритме.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

(Дети поочередно выполняют бросательные движения руками в стороны — вверх.)

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

(Разводят руки немного в стороны, шагают, высоко поднимая колени.)

И на лыжах мы бежим,

Мы бежим, мы бежим.

(Приседают, сгибают руки в локтях, изображают, что отталкиваются лыжными палками.)

На коньках по льду летим,

Мы летим, мы летим.

(Слегка приседают, наклоняют туловище, руки за спиной, имитируют катание на коньках.)

И Снегурку лепим мы,

Лепим мы, лепим мы.

(Указательными пальцами обеих рук «рисуют» контур Снегурочки с головы до низа.)

Гостью-зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

(Вытягивают руки вперед, разводят их в стороны, потом прижимают их к груди, рисуют указательными пальцами сердечко.)

 

Игра «Ой, мороз, мороз»

Задача: совершенствовать массажные движения рук при выполнении самомассажа лица.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Ой, мороз, мороз, мороз

(Дети потирают ладони.)

Щиплет щеки, щиплет нос.

(Указательным и средним пальцами обеих рук слегка щиплют себя за щеки, нос.)

Щиплет ушки, щиплет губки,

(Щиплют себя за уши и губы.)

Забирается под шубки.

(Прячут руки под мышки.)

Чтоб согреться, посмотри,

(Потирают ладони.)

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы.

(Потирают щеки, нос, уши, губы.)

Пар пошел даже от шубы.

(Разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них.)

 

Игра «Новый год»

Задача: совершенствовать ритмичные движения.

Ход игры

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Раз, два, три, четыре, пять — (Дети шагают на месте.)

Новый год встречать пора.

В доме елка появилась, (Хлопают в ладоши.)

Вся огнями засветилась.

Висят на ней игрушки (Разводят руки в стороны.)

От пола до макушки. (Приседают, встают и поднимают руки.)

Хороводные и приветственные игры для детей на весеннюю тему

Игра «Здравствуй, солнце ясное»

Задачи:

— совершенствовать навыки культуры общения, используя форму приветствия;

— формировать контроль за координацией движений частей тела, доброжелательные отношения между детьми;

— развивать умение координировать движения с речью;

— вызывать радость.

Ход игры

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Здравствуй, солнце ясное!

(Дети поднимают правую руку.)

Здравствуй, весна красная!

(Поднимают левую руку.)

Небу синему — привет!

(Скрещивают руки над головой.)

Всем хотим мы дать совет:

(Вытягивают руки вперед, затем ставят их на пояс.)

Чтобы день удачным был,

(Отводят правую, затем левую руку в сторону.)

Чтобы каждый вас любил,

Не сердитесь, не ругайтесь,

(Грозят указательным пальцем.)

А почаще улыбайтесь!

(Вытягивают ладони вперед.)

М. Картушина

 

Игра «Какая бывает весна?»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления однородных определений со словом весна;

— учить правильно согласовывать их с существительным весна в роде и числе.

Оборудование: мяч среднего размера.

Ход игры

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков к слову весна.

Дети выполняют задание.

Весна (какая?) — ... (ранняя, долгожданная, радостная, теплая, добрая...).

 

Игра «Ранняя весна»

Задачи:

— закреплять умение выполнять хороводные движения, держась за руки и удерживая ровный круг;

— развивать эмоциональную близость, творческий потенциал.

Ход игры

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Улица проснулась,

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)

Солнцем залита.

Это к нам вернулась

Ранняя весна.

Стайка воробьишек

(Прижимают к себе руки, согнутые в локтях, машут кистями, растопыривая пальцы.)

Весело летит.

А в глазах детишек

(Поднимают руки, то сжимают, то разжимают пальцы в такт музыки.)

Солнышко блестит.

Припев

Хорошо, хорошо,

Если ручеек журчит,

(Дети выполняют 4 хлопка, руками делают волнообразные движения.)

Хорошо, хорошо,

Если солнышко горит.

(Выполняют 4 хлопка, поднимают руки вверх.)

Веселей, веселей

Пусть дождинки зазвенят,

(Выполняют 4 хлопка, указательным пальцем стучат по ладони.)

А веснушки, а веснушки

Всех ребят позолотят.

(Указательными пальцами слегка постукивают по щекам.)

Бусинки-росинки,

(Взявшись за руки, идут по кругу.)

Нежная листва,

Первые травинки,

(Слегка наклоняются вперед, опускают руки, разводят их в стороны.)

Неба синева.

(Поднимают руки, разводят их в стороны.)

Вот она какая,

(Хлопают в ладоши.)

Радости полна,

Светлая большая

(Взявшись за руки, идут по кругу.)

Ранняя весна!

(Движения повторяются.)

Припев.

В. Сидорова

Игры на обогащение словаря и словообразование на весеннюю тему 

Игра «Весенние слова»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Весна»;

— обогащать словарный запас «весенними» словами и словосочетаниями;

— развивать словесно-логическое мышление.

Ход игры

Логопед. Перечислите слова, связанные с весной.

Дети. Яркое солнце, припекает, пригревает, голубое небо, потепление, пробуждение природы, тает снег, проталины, сосульки, звенит капель, тает лед, ледоход, журчат ручьи...

 

Игра «Где птицы могут летать весной?»

Задачи:

— формировать навык словообразования, умение образовывать приставочные глаголы от слова летать;

— развивать воображение, словесно-логическое мышление, память, связную речь.

Оборудование: ветки, шапка в виде птичьего гнезда, 3—5 прутиков или проволочных отрезков, к которым прикреплены игрушечные птички.

Ход игры

Логопед. Кто такие птицы? Чем зимующие птицы отличаются от перелетных? Какую пользу приносят птицы?

Выходят мальчик и девочка. На мальчике шапка в виде птичьего гнезда. У девочки прутики, к которым прикреплены игрушечные птички.

Я предлагаю вам образовать слова от слова летать.

Птицы что делают?

Дети. Летают.

Девочка с поднятыми вверх руками бегает вокруг мальчика.

Логопед. Осенью птицы из наших краев что делают?

Дети. Улетают.

Девочка убегает от мальчика.

Логопед. А весной птицы из теплых стран к нам что делают?

Дети. Прилетают.

Девочка подбегает к мальчику.

Логопед. С ветки на ветку птицы что делают?

Дети. Перелетают.

Девочка перемещает птичек с ветки на ветку.

И т.д.

Логопед. Какие слова-действия обозначают действия птиц?

Дети. Улетают, прилетают, подлетают, перелетают, вылетают, отлетают, слетают, облетают, влетают, залетают.

 

Игра «Назови детенышей»

Задача: формировать навык словообразования.

Ход игры

Логопед. Весной у животных леса появляются детеныши. Назовите их, пожалуйста!

Дети. У зайчихи — зайчата; у медведицы — медвежата; у барсучихи — барсучата...

 

Игра «Ручей»

Задачи:

— формировать умение подбирать однородные определения и однородные сказуемые к слову ручей;

— обогащать словарный запас;

— развивать словесно-логическое мышление и связную речь.

Ход игры

Логопед. Отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек.)

Подберите однородные слова к слову ручей, обозначающие признаки и действия.

Дети выполняют задание.

Ручей (какой?) — ... (быстрый, звонкий, журчащий, прохладный, хрустальный, бурливый, широкий, горный...).

Ручей (что делает?) — ... (бежит, течет, льется, бурлит, журчит...).

 

Игра «В гости к родственникам»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Весна»;

— совершенствовать навык словообразования, умение подбирать родственные слова к существительным весна, солнце, вода, цветы.

Ход игры

Логопед. Подберите слова-родственники к словам весна, солнце, вода.

Дети выполняют задание.

Весна — ... (весенний, по-весеннему, веснушки, веснушчатая...).

Солнце — ... (солнышко, солнечный, солнцепек, солнцеворот, солнцестояние, солнцецвет, подсолнух, солнцезащитный...).

Вода — ... (водичка, наводнение, паводок, водолаз, водовоз, подводник, водоворот, водонепроницаемый, водоотталкивающий...).

Цветы — ... (цвет, цветочек, цвести, расцветают, цветут, цветник, цветочница, цветовод, цветущие, разноцветные...).

 

Игра «Скажи наоборот»

Задачи:

— формировать умение подбирать слова с противоположным значением к заданным словам в сложносочиненном предложении;

— развивать наблюдательность, словесно-логическое мышление и связную речь.

Ход игры

Логопед. Подберите слова с противоположным значением.

Дети выполняют задание.

Зима ушла, а весна — ... (пришла).

Зима холодная, а весна — ... (теплая).

Зимой ветер злой, а весной — ... (ласковый).

И т.д.

 

Игра «Что лишнее?

Задачи:

— формировать умение группировать слова по обобщениям и исключать те слова, которые к большей части слов не подходят;

— развивать внимание, память, мышление, активный словарь.

Ход игры

Логопед. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

Дети выполняют задание.

Март, апрель, январь, май.

Медвежонок, лосенок, теленок, бельчонок.

Ручьи, сосульки, вьюга, капель.

Снеговик, кораблики, снежки, санки.

Скворечник, гнездо, кормушка.

Ледоход, разлив, снегопад, лодки.

Лыжи, коньки, подснежники.

Горка, ледянка, самокат, каток.

 

Игра «Что за месяц этот — май?»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Поздняя весна. Май»;

— формировать умение подбирать однородные определения к существительному май;

— знакомить с народными приметами поздней весны;

— развивать наблюдательность, умение любоваться красотой русской весенней природы, кругозор и связную речь.

Ход игры

Логопед. Отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

 

Что можно сказать про месяц май? Май какой?

Дети. Май — теплый, солнечный, зеленый, цветущий, яркий, радостный...

Логопед. В Древней Руси май называли травень, цветень, а еще песенник, чародей. Как вы думаете почему?

Дети отвечают.

В народе говорят: «Май леса одевает, лето в гости ожидает». А еще отмечали: «Соловей запел — весна пошла на убыль, лето на прибавку». Прибывают последние пернатые на места гнездований, вьют новые гнезда и подправляют старые, высиживают птенцов. Самая главная примета весны — потепление. Послушайте народные приметы мая: «Майская травка голодного кормит», «Пришел май — только успевай да не зевай», «Дождь в мае хлеба поднимает», «Май холодный — год хлебородный», «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», «В мае заря с зарею сходится», «Если голуби разворковались — будет тепло», «Сухой и теплый май предвещает плодородие», «Майский гром — к наступлению тепла», «Мокрый май — значит, будет урожай», «Кукушка стала куковать — морозу больше не бывать», «Коли в мае дождь, будет и рожь», «Не скучай работой, а скучай заботой», «В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается», «Бывает май — коню сена дай, а сам на печку полезай», «Много майских жуков — к засухе».

Объясните смысл пословицы «Мокрый май — значит, будет урожай».

Дети высказывают предположения.

 

Игра «Что делают с землей весной?»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Весна»;

— формировать умение строить простые предложения. Оборудование: картинки с изображением садово-огородного инвентаря.

Ход игры

Логопед. Люди стараются в мае не пропустить ни одного денечка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют овес, ячмень, просо. В огородах сеют укроп, петрушку, морковь, лук; позже — картофель, помидоры и другие овощи. Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю. А машина-сеялка вносит семена в землю для хорошего урожая!

Подберите как можно больше слов-действий к существительному земля, а затем составьте предложения с ними.

Дети выполняют задание.

С землей (что делают?) ... (обрабатывают, копают, боронуют, разрыхляют, выравнивают, удобряют...).

Логопед показывает картинки с изображением садово-огородного инвентаря: лопаты, граблей, вил, тяпки, косы, серпа, лейки, ведра.

Я предлагаю составить предложения, используя слова, обозначающие названия садово-огородного инвентаря, и слова-действия, которые мы перечислили.

Дети. Землю копают лопатой. Граблями землю рыхлят. Тяпкой землю окучивают, рыхлят. Вилами в землю вносят удобрения. Косой или серпом косят траву. Лейкой землю поливают. В ведро собирают камни или траву.

 

Игра «Скажи наоборот»

Задачи:

— формировать умение строить связное высказывание;

— учить заканчивать сложносочиненное предложение;

— развивать связную речь, словесно-логическое мышление, сообразительность;

— расширять кругозор.

Ход игры

Логопед. Послушайте начало предложения и закончите его, подобрав слова с противоположным значением.

Дети выполняют задание.

Весной в природе происходит потепление, а осенью — ... (похолодание).

Весной небо голубое, а осенью — ... (серое, пасмурное).

И т.д.

 

Игра на координацию речи с движением «Здравствуй, милая весна»

Задачи:

— координировать ритмичные движения с текстом;

— формировать навыки художественного общения;

— развивать память и просодические компоненты речи, творческую активность.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Здравствуй, милая весна,

(Дети стоят в кругу, кланяются.)

Что ты детям принесла?

(Вытягивают руки вперед и ритмично взмахивают ими.)

Принесла я всем ребятам

Грабли, лейки и лопаты.

(Имитируют работу с граблями, лейкой и лопатами.)

В огород пришла весна.

(Шагают на месте, разводят руки в стороны.)

Я давно ее ждала.

Солнышко лучистое,

(Поднимают руки, описывают ими круг.)

Теплые дожди.

(Руки вверху, встряхивают кистями, имитируя дождь.)

Вот возьмем лопаточки

(Имитируют копателъные движения.)

И вскопаем грядочки.

Посадим картошечку

(Делают бросательные движения.)

И бобов немножечко.

Н. Григорьева

Игры-инсценировки на весеннюю тему

• «Курочка-рябушечка»

Задачи:

— формировать навыки диалогической речи, желание общаться со сверстниками и взрослыми;

— развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Ход игры

Дети слушают текст, затем разучивают его и парами участвуют в инсценировке.

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— А как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

• «Уточка луговая»

Задачи:

— формировать навыки диалогической речи, желание общаться со сверстниками и взрослыми;

— развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Ход игры

Дети слушают текст, затем разучивают его и парами участвуют в инсценировке.

— Уточка луговая,

Где ты ноченьку ночевала?

— Под кустом, под кусточком,

Под мостом, под мосточком.

• «Эй, кузнец-молодец!»

Задачи:

— формировать навыки диалогической речи, желание общаться со сверстниками и взрослыми;

— развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Ход игры

Дети слушают текст, затем разучивают его и парами участвуют в инсценировке.

— Эй, кузнец-молодец,

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять.

— Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два — и готово!

Игры на формирование мелкой моторики

♦ «Капель»

Задача: развивать мелкую моторику кистей, координацию речи с движениями.

Ход игры

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

(Дети, сидя за столами (партами), стучат кончиками пальцев (не вместе) по поверхности стола.)

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед.

Большой сугроб ей нипочем

(Указательными пальцами рисуют сверху вниз, сложив ладони лодочкой.)

Она бежит живым ручьем.

(Делают волнообразные движения ладонями.)

Я к ручейку расчищу путь,

Чтобы он мог на мир взглянуть.

Т. Шорыгина

♦ «Весенние заботы»

Задача: развивать мелкую моторику кистей, координацию речи с движениями.

Ход игры

Хорошо весной, я знаю!

(Дети хлопают в ладоши.)

Я с друзьями птиц встречаю,

Лодочки в ручье пускаю.

(Плавно двигают от себя плотно сложенные лодочкой ладони.)

С папой грядки я копаю,

(Имитируют копание.)

С мамочкой — цветы сажаю! (Имитируют посадку цветов.)

Н. Метельская

Рекомендуем посмотреть:

Весенние считалки и заклички для детей

Театрализованная игра в средней группе на тему «Весна». Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!