Игры зимой для детей старшей группы в детском саду

Игры зимой для детей старшей группы в детском саду

Зимние игры для детей 5-6 лет в ДОУ

Игры зимой для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Приметы зимы»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание зимы (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Игра «Снежинки, сосульки, снежки»

Когда воспитатель произносит слово «снежинки», дети должны показать ладони с растопыренными пальцами, когда слово «сосульки» - показать ладони ребром со сжатыми пальцами, а когда слово «снежки» - показать кулачки. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

На краешке крыши

Сосулька росла.

(Поднимаем руки вверх.)

Она очень сильно

Боялась тепла.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

 

Что солнце светило,

Не нравилось ей –

(Качаем головой вправо-влево.)

Могла ведь растаять

От ярких лучей.

(Стучим указательным пальцем по ладошке - будто капли падают.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)

Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)

Зимой холодно и морозно.

Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)

Зимой очень часто идёт снег.

Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)

Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.

Игра «Мы рисуем»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы умеем рисовать.

 

Рисовали, рисовали.

Наши пальчики устали.

(Растопыриваем пальцы.)

В кулачки мы их сожмём

(Сжимаем кулаки.)

И немножко отдохнём.

(Трясём кистями рук.)

 

Мы ещё порисовали.

Снова пальчики устали.

(Растопыриваем пальцы.)

В кулачки мы их сожмём

(Сжимаем кулаки.)

И немножко отдохнём.

(Трясём кистями рук.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Снег, сосулька, цветок, снеговик. (Цветок. Не относится к зиме.)

2. Шуба, свитер, шарф, сарафан. (Сарафан. Это не зимняя одежда.)

3. Санки, лыжи, велосипед, коньки. (Велосипед. Не относится к зиме.)

Игра «Берёза»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Белая берёза

Ветками качает.

(Поднимаем руки и качаем ими.)

Белая берёза

Снегопад встречает.

(Растопыриваем пальцы.)

 

Тучи снеговые

Снега принесли.

(Руки подняты вверх, трясём кистями.)

Падают снежинки

С неба до земли.

(Крутим руками перед собой.)

 

И стоит берёза

В шубке белой, снежной.

(Показываем, как надеваем снежную шубку.)

От зимы подарок

Ей, берёзе нежной.

(Скрещиваем руки перед собой и гладим плечи.)

Игра «Назови дерево»

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра «Рябина»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На рябине ягоды

Красные висят.

(Поднимаем руки вверх.)

Зимним днём к рябине

Птички прилетят.

(Машем руками.)

И рябина птичек

Не прогонит, нет!

(Качаем головой вправо-влево.)

Будет птичкам завтрак,

Будет и обед.

(Стучим указательным пальцем по ладошке - будто птички клюют.)

Угостит рябина

Ягодой своей

Всех, кто есть захочет,

Всех, кто дружит с ней.

(Выставляем руки вперёд ладошками вверх - будто угощаем.)

Игра «Чьи плоды и семена?»

Воспитатель показывает детям плоды и семена. (Можно показать иллюстрации.) Дети должны определить, какому растению (дереву) принадлежат эти плоды и семена, и назвать растение (дерево).

Другой вариант игры: называть (показывать) деревья, чтобы дети сказали, как называются их плоды, семена.

Для игры можно взять такие примеры: яблоня - яблоки, слива - сливы, дуб - жёлуди, сосна - шишки, ель - шишки, берёза - серёжки.

Игра «Кто идёт и бежит?»

Слушаем стихи и изображаем походку животных.

Вот идёт по снегу лось.

Ему ночью не спалось.

 

Заяц пробежал вот так –

Не поймать его никак.

 

Вот лиса бежит за ним,

Машет хвостиком своим.

 

По сугробам волк бежит,

Он от холода дрожит.

 

А теперь идёт медведь.

Громко начал он реветь: р-р-р!

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

- Это животное серое? - Да.

- Меняет цвет с наступлением зимы? - Да.

- Впадает в спячку? - Нет.

- С длинными ушами? -Да.

- Это заяц? - Да.

Игра «Лягушонок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Летом Лягушонок

Прыгает, резвится,

(Прыгаем на месте.)

Песни распевает,

Пляшет, веселится.

(Приплясываем.)

 

Любит по дорожкам

Он гулять в саду.

(Идём на месте.)

Любит он поплавать,

Понырять в пруду.

(Делаем перед собой круговые движения - будто плывём.)

 

А зимой морозно,

И весь пруд во льду.

(Обнимаем себя, будто мёрзнем.)

Крепко Лягушонок

Спит на дне в пруду.

(Приседаем.)

Игра «Кто зимой спит?»

Воспитатель называет разных животных. Если зимой животное спит (впадает в спячку), дети приседают и кладут руки под щёчку, а если не спит, продолжают стоять. Например: заяц (стоят), медведь (приседают), ёж (приседают), лиса (стоят), волк (стоят), кабан (стоят), лягушка (приседают), синица (стоят), муха (приседают).

Игра «Дятел»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дятел на сосне сидел

И по сторонам глядел.

(Поднимаем руки верх.)

Он по дереву стучал,

Всех букашек замечал.

(Стучим указательным пальцем по ладони.)

 

А зимой он не стучит,

Но на дереве сидит.

(Поднимаем руки вверх.)

- Я ищу себе еду,

Много я семян найду.

(Показываем, как срываем шишки.)

Дятлу нравится сосна.

Вкусны в шишках семена!

(Соединяем ладони, потом показываем, как раскрываются шишки.)

Загадки про птиц

Слушаем необычные загадки, в которых дано описание неперелётных птиц (птиц, остающихся зимовать в родных краях), и стараемся их отгадать (ответить на вопрос «Это кто?»).

Большая, чёрная, с серой грудкой. (Ворона.)

Маленькая, с красной грудкой. (Снегирь.)

Среднего размера, серая, с розовыми ножками. (Голубь.)

Маленькая, с чёрной головкой и жёлтой грудкой. (Синица.)

Считалка «Птицы»

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Ястребы и воробьи,

Соколы и соловьи.

 

Вот весёлый попугай –

Кого хочешь выбирай.

 

Прилетел потом скворец,

И считалочке - конец!

Загадки про птиц

Слушаем необычные загадки и стараемся их отгадать.

Вы ответьте-ка, кто знает:

Какая птица не летает?

Орёл, ястреб, журавль, пингвин.    (Пингвин.)

 

Первым кто сказать успеет,

Какая птица плавать не умеет?

Гусь, утка, поползень, лебедь.   (Поползень.)

 

Сказать вам громко разрешаю:

Какая птица самая большая?

Аист, страус, журавль, пингвин.   (Страус.)

Пальчиковая игра «Птицы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.

Эта птица - соловей.

Эта птица - воробей.

 

Эта птица - совушка,

Сонная головушка.

 

Эта птица - скворушка,

Серенькое перышко.

 

Эта птица - свиристель,

Эта птица - коростель.

 

Это - зяблик, это - стриж,

Это - развесёлый чиж.

 

Ну а это - злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам!

Игра «Перелётные и неперелётные птицы»

Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машут), ласточка (машут), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машут), ворона (руки внизу).

Игра «Яблонька»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Мы посадили в землю семечко.

(Приседаем.)

Потом мы полили его.

(Показываем, как поливаем.)

Из земли показался росточек.

(Встаём и стоим прямо.)

Выросли большие ветки.

(Поднимаем руки вверх.)

На ветках появились яблоки.

(Разводим руки в стороны.)

Мы сорвали спелые яблоки.

(Показываем, как срываем яблоки.)

Осенью листья с яблоньки облетели.

(Трясём кистями рук.)

Потом пришла зима, выпал снег.

(Показываем, как летит снег.)

Снег падал на ветки, и они согнулись.

(Руки в стороны и немного вниз.)

Ветер сдул снег, и ветки разогнулись.

(Поднимаем руки выше.)

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (фрукт, ягода, овощ), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Игра «Самосвал»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Еду еду я вперёд,

(Идём на месте и показываем, как крутим руль.)

Вправо, влево поворот.

(Поворачиваемся вправо и влево.)

 

Вот въезжаю я во двор,

Не глушу я свой мотор.

(Качаем головой.)

 

Будет много грузов?

Снег погрузят в кузов.

(Показываем, как грузят снег.)

 

Снега целая гора!

(Поднимаем руки вверх.)

Всё увёз я со двора.

(Отводим руки назад и вниз.)

Игра «Светофор»

Воспитатель подчёркивает, что водитель любой машины на дороге должен соблюдать правила дорожного движения. Затем воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он нужен на дороге, а также объясняет правила игры. Когда зелёный свет (показан кружок из зелёного картона), машины едут (дети идут по комнате), когда жёлтый - останавливаются, а когда красный - стоят.

Игра «Идём гулять»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Снег пушистый шёл с утра.

Снега во дворе - гора.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы пойдём сейчас гулять.

 

Наденем на ножки

Тёплые сапожки.

 

А на ручки - рукавички,

Рукавички-невелички.

 

Спрячем ушки в шапку,

Шапку-ушанку.

 

Тёплый шарф на шею –

И гулять скорее!

Игра «Зимой и летом»

Воспитатель называет разные предметы одежды и обуви. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если предмет предназначен для ношения зимой (шуба, тулуп, шапка-ушанка, сапоги, валенки, шарф, варежки), или разводят руки в стороны, будто загорают, если предмет предназначен для ношения летом (панама, шорты, сарафан, футболка, сандалии).

Игра «Снегурочка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Мы не ели и не пили,

(Качаем головой.)

Мы Снегурочку лепили.

 

Мы слепили ножки –

Бегать по дорожке.

 

Ушки, щёчки мы слепили

И про ручки не забыли.

 

Золотой кокошник,

Платье до сапожек.

(Наклоняемся.)

Игра «Танец Снегурочки»

Воспитатель предлагает детям придумать, как может танцевать Снегурочка. Звучит музыка (можно включить «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Снегурочка оживает и начинает танцевать. Все дети танцуют.

Игра «Звери из снега»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Падал, падал снег из тучки

Нам на плечи и на ручки.

(Трясём кистями рук.)

Вот сугробы поднялись,

(Поднимаем руки вверх.)

И мы лепкой занялись.

 

Мы слепили белку,

Мы слепили кошку.

(Показываем ладошками ушки.)

Сделали мы зайца –

Быстренькие ножки.

(Прыгаем на месте.)

 

Мы слепили бабочку,

Пусть она летит.

(Машем руками.)

Мы слепили мишку,

Он в берлоге спит.

(Приседаем.)

Игра «Снежки»

Для игры нужны две верёвочки, которыми обозначается территория команд, и снежки (скомканная бумага). Дети делятся на две команды, каждая получает одинаковое количество снежков. По первому сигналу команды начинают играть в снежки (бросают снежки в соперников). По второму сигналу игра прекращается. Определяется победитель - команда, на территории которой окажется меньше снежков.

Автор: Е. А. Ульeвa

Рекомендуем посмотреть:

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь

День зимних именинников в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Волшебница - зима

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему «Зимние загадки»

Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе

Наталия Борисовна Талалаева # 11 ноября 2016 в 15:11 0
КЛАСС! То что было нужно, обязательно что-то возьму к себе в развлечения с детьми и родителями…
Дарья Валерьевна Вальтер # 15 ноября 2016 в 11:31 0
Замечательная подборка. Прогулки станут намного интереснее и познавательнее!
Елена Александровна Чередниченко # 21 января 2017 в 09:17 0
Большое спасибо за такую нужную и интересную подборку! Видна Ваша кропотливая работа по выбору материала. Очень продуманно, разнообразно и познавательно. Практически готовое зимнее развлечение! Ещё раз спасибо!
Елена Сергеевна Зайнагабдинова # 23 января 2017 в 20:00 0
Спасибо Вам за прекрасный материал. Замечательно подобраны самые разнообразные виды подвижных игр: одни из них могут проводиться в помещении, другие - на улице, оказывая значительное влияние на развитие силы, ловкости, выносливости или гибкости ребенка. Творческого вдохновения Вам!
Диля Кадимовна Кошелева # 10 февраля 2017 в 16:49 0
Очень насыщенный зимними играми материал, я как музыкальный руководитель приглядела для себя парочку. Буду проводить интеграцию с музыкой обязательно.
Надежда Осипцова # 31 июля 2018 в 15:52 0
Вот ещё интересная игра на зимнюю тему
Игра для старших дошкольников "Зимние узоры"
Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства— гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закреплять знания о холодных красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.
Материал. Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы гжельской росписи; клей-карандаш.
Задание
1. Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.
2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.
3. Расположить на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.
4. Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.
Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
-Волшебница-зима рисует свои узоры на окнах домов. У нее для этого есть свои холодные краски. Как вы думаете какие? (Дети высказываются.)
— В каком виде народно-прикладного творчества отразились краски зимы? (Гжельская роспись.)
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
—Давайте сегодня «порисуем» красками зимы. Чтобы у нас получилась красивая роспись, рассмотрим изделия народных мастеров, которые расписывали свои изделия именно этими красками.
3. Дети выполняют игровые действия.
4. В конце игры подводится итог.