Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Зимние прогулки в сентябре. Старшая группа. Конспекты

Прогулка №1

Цели: развивать наблюдательность, разговорную речь; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Наблюдение за небом

Педагог наблюдает с детьми за зимним небом. Цвет неба меняется в зависимости от времени дня и от погоды. По нему плывут снеговые тучи, белые пушистые облака. Их гонит ветер.

Приметы: красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду; небо кажется высоким - к вёдру.

Поговорки и пословицы: «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст»; «Декабрь - шапка зимы».

Стихотворение:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

 

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

Дидактическая игра «Похож - не похож».

Русская народная игра «Снежная баба».

Ход игры. Выбирается Снежная баба. Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней приговаривая:

Баба снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова Снежная баба просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится Снежной бабой.

Труд на участке. Уборка снега с дорожек, посыпка их песком.

Наблюдение за вечерним небом

Педагог обращает внимание на Луну и звезды. В какой фазе находится Луна? Почему мы видим Луну по-разному, с чем это связано? Движение ночного светила по небосводу. Чем полнее Луна, тем светлее на улице и тем меньше звезд видно рядом. От выпавшего снега воздух чистый и прозрачный.

Приметы: мало звезд на небе - к ненастью; луна светит ночью ярко, небо без луны усыпано яркими звездами - завтра будет ясный морозный день.

Поговорки и пословицы: «Луна взошла - солнцу отдых»; «Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит».

Стихотворение:

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своею серебряной кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Русская народная игра «Волк».

Прогулка №2

Цели: развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа; воспитывать познавательный интерес к природе.

Наблюдение за ветром

Педагог с детьми наблюдают, откуда дует ветер. Определяют его силу по качающимся веткам деревьев: сильный ли ветер, откуда дует ветер. Что такое «ветер»?

Приметы: безоблачно, ветер северный - морозы усилятся; ветер вдруг подул зимой с северной стороны - к большим холодам.

Поговорки и пословицы: «Зима лето строит»; «Зима все найдет, что лето отложило».

Загадки:

Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает.

Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер.)

 

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Вариант 1

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должные назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы» - и бросает мяч ребенку. Он отвечает: «Ромашка, василек, мак».

Вариант 2

Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребенок называет цветок и передает мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая в свою очередь называет тоже 3 цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

Прогулка №3

Цели: продолжить знакомство с объектами неживой природы; развивать наблюдательность; учить рассуждать; развивать творческое воображение.

Наблюдение за солнцем

Педагог с детьми наблюдает за зимним солнцем. День зимой короткий, ночь длинная. В декабре самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнце стоит над горизонтом невысоко.

Приметы: зимой солнце садится в облака — к снегопаду; солнце всходит красное - к метели.

Поговорки и пословицы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»; «Зимнее солнце что мачеха, светит да не греет».

Стихотворение:

ЗИМА

Так недавно нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала,

В поле вьюга загуляла.

 

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как под пленкой,

Запушила снежным пухом,

Стало всюду пусто, глухо...

Е. Прошак

Загадка:

Все его любят, а поглядят на него - морщатся. (Солнце.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: закреплять и систематизировать знания о том, что создано руками человека, а что - природой.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?». Дети отвечают.

Наблюдение за Луной и звездами

Педагог обращает внимание детей на растущую и убывающую Луну, полнолуние и новолуние. В полнолуние, особенно зимой, при чистом воздухе особенно хорошо видна поверхность Луны.

Загадка:

Еще недавно к нам в окошко светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке бычка серебряные рожки.    (Луна и месяц.)

Прогулка №4

Цели: продолжать закреплять знания об агрегатном состоянии воды; развивать познавательные интересы.

Наблюдение за лужами

Педагог обращает внимание на лужи после небольшой оттепели. При небольшой толщине лед прозрачный: через тонкий блестящий, как стекло, слой льда на лужах можно рассмотреть опавшие с деревьев и кустарников листья.

Опыт «Прозрачность льда».

Цель: познакомить со свойствами льда.

В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Приметы: если в декабре большой иней, сугробы снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю; если первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый - ожидается влажное лето, если сухой, легкий - сухое лето.

Стихотворение:

ЗИМА ПРИШЛА

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянул я в окно –

Там волшебное кино:

 

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

В. Фетисов

Загадки:

Вода по воде плавает. (Лед.)

Зимнее стекло весною потекло. (Лед.)

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись «пеньки», сами становятся «пеньками».

Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.

Труд на участке. Посыпка дорожек песком.

Прогулка №5

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы; развивать устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Определение восхода солнца и захода по ориентирам

Педагог и дети наблюдают за солнцем.

Солнце за день меняет свое положение на небе. От его месторасположения зависит длина теней, отбрасываемых предметами (чем выше солнце, тем длиннее тени).

Приметы: кольцо вокруг солнца - к ненастью; круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами.

Поговорка: «Зимнее солнце плохо греет».

Загадки:

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома. Зовут меня... (зима).

 

В этот месяц, что ни год,

Настает зимы черед.

Слышно, как трещат морозы

И чуть слышно снег идет. (Декабрь.)

Опыт «Уличные тени от фонарного света».

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Наблюдения за тенью.

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета. Очертания предмета и тени схожи. Чем выше источник света, тем короче тень. Чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Подвижные игры «Мяч водящему», «Стрелок».

Прогулка №6

Цель: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.

Наблюдение за снегом

Педагог обращает внимание на красоту и белизну снега, но она еще не означает чистоту снежного покрова. Снег, падая, забирает всю пыль из воздуха и увлекает ее на землю, поэтому воздух очень чист, а снег, хоть и белый, но он грязный. Воздух над снежным покровом чистый, здоровый, обогащенный озоном.

Опыт «Определение чистоты снега».

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта. Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Приметы: снег идет большими хлопьями - к оттепели; лег снег на морозную голую землю - хлеб будет, а на сырую - нет.

Пословица: «Зима без снега - не быть хлебу».

Стихотворение:

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

 

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист.

И замерзла река.

И. Никитин

Загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь. (Снег.)

 

На крышу избушки

Легли белые подушки.

Только солнце припечет

Пух водою потечет. (Снег.)

Дидактическая игра «Охотник».

Подвижная игра «Лягушата».

Прогулка №7

Цель: расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.

Рассматривание снежинок

Педагог и дети рассматривают снежинки, падающие на темную поверхность. Снежинки — это легкие кристаллы, которые образуются из поднявшегося высоко вверх и быстро охлаждаемого там водяного пара. Педагог предлагает рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на фоне темной бумаги. Величина и форма их зависит от влажности и температуры воздуха. В более теплых слоях воздуха они подтаивают, сплетаются друг с другом в снежные хлопья. При сильном ветре лучи снежинок обламываются, и на землю падает снежная пыль. При сильных восходящих потоках воздуха и небольшом морозе, когда низкие облака застилают все небо, снег медленно падает в виде шариков - крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются твердые лучи снежинок.

Приметы: если конь ложится в упряжке - к снегу; много снега - много хлеба.

Поговорки и пословицы: «Снег на полях - хлеб в закромах»; «Снега надует - хлеба прибудет».

Стихотворение:

ОПЯТЬ ЗИМА

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встает.

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше новый год...

А. Твардовский

Загадка:

Глянешь - летает, на нос присядет - сразу растает. (Снежинка.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребенок) начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что...» Остальные дети заканчивают его и составляют начало нового предложения.

Игра-забава «Узнай предмет, не видя его».

Цель: развивать наблюдательность.

Играющему завязывают глаза и надевают толстые варежки. Затем дают ему в руки предметы, которые он должен узнать наощупь.

Прогулка №8

Цели: продолжить знакомство со свойствами воды; расширять представления о предметах и явлениях природы.

Наблюдение за замерзанием воды

Педагог обращает внимание на лужи. Откуда они взялись? (Шел дождь или снег.) Лужи покрыты тоненьким льдом, они замерзли, но лед очень тонкий и хрупкий. Если на него наступить, он трескается и из-под него проступает вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха».

Ход опыта. В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая остается в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (Лед - твердое, вода - жидкое, пар - газообразное.)

Приметы: сухой декабрь - значит, быть сухими весне и лету; утро красное - быть декабрю ясным.

Поговорки и пословицы: «В декабре зима стелет белые Холсты, а мороз через реки наводит мосты»; «Без воды зимы не станет».

Стихотворение:

ЗИМА

Не трещите, морозы,

В заповедном бору.

У сосны и березы

Не грызите кору.

 

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

С. Маршак

Загадки:

Весной умирает, осенью оживает. (Снег.)

 

Белое покрывало на земле лежало,

Лето пришло - оно все сошло. (Снег.)

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

Ход игры. Один игрок - «волк», другой - «овца», остальные дети - «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». «Овца» впереди, за нею друг за другом гуськом идут «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит «волк». «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу» так, чтобы не попасться «волку».

Правила игры. «Волк» может ловить только последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать «овцу».

Бурятская народная игра «Ищем палочку».

Ход игры. Участники игры становятся по обе стороны нарисованной полосы, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает в сторону. Все внимательно слушают, стараясь отгадать, где упала палочка. По команде: «Ищите» - игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, подбежит незаметно к полосе и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его. Кто догонит, к тому переходит палочка. Теперь уже он убегает от остальных, старается добежать до полосы и постучать палочкой.

Прогулка №9

Цели: учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Рассматривание деревьев

Педагог и дети наблюдают за деревьями. Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол й ветви. Сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте. Найти березу, иву, тополь, иргу. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия.

Примета: снег прилипает к деревьям - будет тепло.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает»; «Не суди о дереве по коре».

Загадки:

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

 

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.)

Белорусская народная игра «Прела - горела».

Ход игры. Ведущий вместе с водящим прячут в разных местах игрушки, сопровождая действия словами:

Прела - горела за море летела,

А как прилетела, там где-то и села.

Кто первый найдет, тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать.

Труд на участке. Расчистка дорожек от снега. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников.

Прогулка №10

Цели: уточнять знания о расположении веток разных деревьев; учить определять названия деревьев и кустарников.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Педагог обращает внимание на красоту зимнего пейзажа, заснеженные деревья и кустарники. Предлагает найти березу, погладить ее ствол, посмотреть вверх на тоненькие ветки березки, кое-где оставшиеся потемневшие листья; найти иву (у этого дерева веточки тонкие и длинные, все направлены вниз). Рассмотреть и сравнить ветки деревьев. Зачем деревья сбрасывают листву перед холодами? Все ли деревья это делают?

Приметы: если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях - к морозу, туман - к оттепели.

Стихотворение:

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Загадки:

Я модница такая, что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки, любые украшения.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне надевают всего лишь раз в году! (Елка.)

 

Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Белорусская народная игра «Колечко».

Цель: развивать быстроту движений, смекалку, внимание.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому ребенку как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду, всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладонях окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

После слов: «Колечко, колечко...» - все играющие должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Казахская народная игра «Платок с узелком».

Цель: развивать скорость движения, ловкость.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг. По команде водящего: «Раз, два, три!» - все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, а тот - другому. Если водящий коснется игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение. После этого он становится водящим. Игра начинается по сигналу водящего.

Правила игры. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.

Труд на участке. Ремонт птичьих кормушек.

Прогулка №11

Цели: учить наблюдать за повадками птиц; воспитывать отзывчивость.

Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек

Педагог и дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушкам. Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Ориентирование по следам на снегу: кто из птиц прилетал к кормушке? Какой корм едят Разные птицы? Особенности поведения воробьев: задорно чирикают - чувствуют прибавку света; если нахохлились - к морозу, перышки приглаживают - к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы.

Вывод: птицы первыми реагируют на прибавление света.

Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся зимой - к снегу; вьются вороны зимой в воздухе - это к снегу.

Стихотворение:

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

Где утром к опушке прошел человек,

Следы заметает до вечера снег.

Но всюду у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зерна и крошки.

 

Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги.

В холодные вьюги, в голодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге.

Загадка:

Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода, прямо с севера - сюда. (Снегирь.)

Зимняя забава «Снайперы».

Цель: развивать меткость, ловкость.

Ход игры. Дети ставят на сугроб яркий кубик или кеглю и стараются сбить его снежком. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых предметов. В этом случае могут участвовать больше детей - по числу предметов.

Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком». Казахская народная игра «Платок с узелком».

Прогулка №12

Цели: формировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Наблюдение за погодой

Поговорки и пословицы: «Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет»; «Декабрь спросит, что летом припасено».

Загадки:

Придет неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, все вокруг покрыв снегами,

 

Вдруг всем нам уши надерет:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос? (Зима.)

 

Наступили холода.

Обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

 

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (Зимой.)

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Цель: учить подбирать синонимы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например: стужа - мороз).

Дидактическая игра «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель: «У меня в руках стакан. Кто скажет, для чего он может быть использован?» Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Зимняя забава «Кто быстрее?».

Соревнование с санками. На снегу чертят круг, в центре которого располагаются 3-4 ребенка с санками. Их задача - вывести санки из круга, держась за спинку; поменяться санками; сесть и выехать из круга, помогая себе руками и ногами; прежде чем выехать на санках из круга, нужно бросить снежок в цель.

Зимняя забава «Кто дальше?».

Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По указанию воспитателя: «Бросай правой, (левой)'» - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.

Труд на участке. Постройка ледяной конструкции для игр в снежки или лабиринта.

Прогулка №13

Цели: формировать представления о первом периоде зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

Наблюдение за продолжительностью светового дня

Беседа педагога с детьми. В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи (22 декабря - самая длинная ночь в году).

Фиксирование времени, когда выключают свет в группе утром, и включают вечером. Солнце появляется редко и невысоко, оно не успевает прогреть землю и воздух, поэтому становится все холоднее.

Приметы: зимой солнце садится в облака - к снегопаду; круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами.

Поговорка: «Солнце - на лето, зима - на мороз».

Стихотворение:

...Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

И. Суриков

Загадки:

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой.)

 

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (Солнце.)

Дидактическая игра «Охотник».

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнять представления о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов этой же формы.

Подвижная игра «Мороз Красный нос».

Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два «дома», в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз Красный нос. Он произносит: «Я - Мороз Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этого они перебегают через площадку в другой «дом». Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой)- Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает количество тех детей, кого он заморозил. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце нескольких перебежек подводится итог: сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

Прогулка №14

Цели: продолжить знакомство со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развивать наблюдательность.

Наблюдение за снегопадом

Педагог и дети наблюдают за красотой этого зимнего явления, рассматривают форму снежинок.

Опыт «Замерзание воды».

Цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Приметы: декабрь - месяц первых белых троп; грачи-зимовщики - к теплой зиме.

Загадки:

Белые пчелы на землю сели. Пришел огонь, их не стало. (Снег).

Идет, а ног нет; легкий, а крыши ломит. (Снег).

Дидактические игры «Кто (что) летает?», «Скажи по-другому».

Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».

Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крыльями), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», - они снова начинают бегать по «лугу» в произвольном направлении.

Наблюдение за снегопадом при вечерним освещении

Педагог обращает внимание на то, как красиво кружатся снежинки при свете фонарей, как они искрятся и переливаются всеми цветами радуги. При вечернем освещении хорошо видны размер снежинок и направление ветра.

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры. Ребенок-«медведь» сидит на стульчике и дремлет. Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его: «Мишка бурый, мишка бурый, отчего такой ты хмурый?»

«Медведь» встает со стула, отвечает: «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился. 1, 2, 3, 4, 5 - начинаю всех гонять!»

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику-«берлоге».

Прогулка №15

Цели: развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки зимы; учить выделять признаки сходства и различия этих явлений.

Наблюдение за снегом

Педагог и дети рассматривают форму снежинок.

Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз - отдельные снежинки, в теплую погоду - хлопья, при похолодании - снег в виде крупы. Почему скрипит снег? (Ломаются снежинки.)

Примета: декабрь - месяц больших волчьих стай. Поговорка: «Год кончается, а зима начинается».

Стихотворение:

Утром на лужицах тоненький ледок.

В воздухе кружится первый снежок.

Вышли ребята из детского сада.

Первый снежок - ребятишкам отрада.

Загадки:

Летит - молчит, лежит - молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

 

Я, как песчинка, мал,

А землю покрываю,

Я из воды, а в воздухе летаю,

 

Как пух, лежу я на полях,

Как алмаз, блещу

При солнечных лучах. (Снег.)

Дидактические игры «Найди предмет той же формы», «Кто (что) летает?».

Белорусская народная игра «Мороз».

Подвижная игра «Два Мороза».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На противоположных сторонах зала отмечаются два «дома». Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются Мороз Красный нос и Мороз Синий нос, которые стоят в середине зала. По сигналу: «Начинайте!» - оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые, два мороза удалые:

Я - Мороз Красный нос, я - Мороз Синий нос.

Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После слова «мороз» все играющие перебегают на другую сторону зала, а Морозы стараются их заморозить, то есть коснуться рукой. Замороженные дети останавливаются, не двигаются и так стоят, пока все ребята не перебегут. В конце выигрывает та пара Морозов, которая заморозила большее число играющих.

Труд на участке. Уборка дорожек от снега.

Прогулка №16

Цели: обучать устанавливать связь между ветром и формой сугробов; продолжать знакомство со свойствами снега.

Наблюдение за ветром и снегом

Педагог и дети наблюдают за формой сугробов. Почему глубина снега в разных местах разная? Измерить условной меркой (метровой физкультурной палкой с сантиметровыми насечками) глубину сугробов до и после снегопада. Почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет?

Опыт «Свойства снега».

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.)

Принести снег в группу и снова предложить детям вылепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял.)

Примета: коль заснежит долы, то провьет метель еще семь дней.

Поговорки и пословицы: «Сугроб да вьюга - два друга»; «Мы в дом ель, а она с собой - метель».

Стихотворения:

ЗИМА

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается...

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

Р. Кудашева

* * *

Если снег идет, метель метет,

Стоят дома, словно терема,

Горки во дворе, узоры на стекле,

На дворе мороз кусачий - что же это значит?

Значит, к нам пришла сама белая зима.

Загадки:

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает,

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигает их с места на место? (Метель.)

 

Скачет по улице то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга.)

Зимняя забава «Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того, как играющие пробегут несколько кругов, ведущий говорит: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, потом темп увеличивается, пока воспитатель не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки.

Труд на участке. Уборка снега с территории участка и близлежащих дорожек. Сбор снега в лунки деревьев, кустарников и цветников.

Опыт «Таяние и замерзание воды».

Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта. Двум детям (один в рукавицах, другой - нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом). Белорусская народная игра «Мороз».

Прогулка №17

Цели: развивать наблюдательность; воспитывать любознательность.

Рассматривание следов на снегу

Педагог с детьми рассматривают следы на снегу.

- Кому принадлежат следы? (Человеку, животному, птице.)

- О чем говорят эти следы? Дети рассматривают следы человека на свежем снегу и предполагают, чьими они могут быть.

Вопросы: Всегда ли заметен след? На какой поверхности хорошо видно? На какой он не виден? Когда он остается? Дети определяют, взрослый прошел или ребенок, в какой обуви шел человек, шел он или бежал. Проведение опыта со следами: пройти; пробежать; встать на полную ступню; на носки, оставить следы разной обуви и т. д.

Вывод: разные люди оставляют разные следы.

Приметы: зима холодная - лето теплое; дым из трубы идет вверх - к морозу.

Поговорки и пословицы: «На свежевыпавшем снегу все следы свежие»; «Снежок подпал и следок застлал».

Стихотворение:

ЗИМА

Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжная была,

Все крутила, все мела, примораживала,

Калинушку с малинушкой заламывала,

Всю травку повызнобила,

С шелковой травы цветы повысушила.

Загадки:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)

 

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима.)

 

Я хожу, а он остается. (След человека.)

Дидактические игры «Отгадай-ка!», «Бывает - не бывает» (с мячом).

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это «лес». В середине квадратик - это «дом лесовика». В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные дети - «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» ловит «лебедей». «Лебедь», которому удается вывести из «леса» Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в «дом лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле «дома», он должен двигаться по площадке.

Подвижная игра «Совушка».

Прогулка №18

Цели: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Наблюдение за зимующими птицами

Педагог обращает внимание на то, что птиц видно на улице очень мало, во время морозов они сидят на ветках или прячутся под крыши домов. Птицам очень трудно зимой, мало корма, холодно, и люди должны помочь птицам выжить, насыпая корм в кормушки.

Приметы: когда ворона сидит на нижних ветках дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой день ненастья; если птицы спустились и садятся на землю, то будет оттепель.

Пословица: «Снегирь - спутник зимы».

Загадка:

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленой кроне. А зовут ее... (ворона).

Дидактические игры «Что это за птица?», «Третий лишний» (птицы).

Подвижные игры «Два Мороза», «Мы - веселые ребята».

Прогулка №19

Цели: учить определять погоду по приметам; воспитывать интерес к природному календарю.

Приметы в народном календаре

Рассказ педагога: «Русский народ давно замечал взаимосвязь между явлениями природы или между явлениями природы и поведением растений, птиц, зверей и насекомых. Люди еще нe умели писать, они все запоминали и передавали из уст в уста, от родителей к детям. Очень многие приметы совпадают и сейчас: птица хохлится - к непогоде, ярко сверкают звезды - к морозу.

Приметы: зимой сухо и холодно - летом сухо и жарко; зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно.

Поговорки и пословицы: «Декабрь старый год кончает»; «Декабрь новому году новым счастьем дорожку стелет».

Загадка:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

 

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.   (Зимние месяцы, зима.)

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Цель: развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время года, и передает фишку другому игроку. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Совушка».

Прогулка №20

Цели: прививать любовь к труду; учить ценить чужой труд.

Наблюдение за работой дворника

Педагог с детьми выясняют, что делает дворник. Какими орудиями труда и зачем он пользуется? Помощь дворнику в уборке снега с дорожек, посыпка их песком.

Приметы: зимний снег глубокий — летом хлеб высокий; декабрь теплый и сырой - к затяжной зиме и поздней и холодной весне.

Поговорки и пословицы: «В конце декабря солнце на лето, зима - на мороз»; «Метель летит, крутит, на весь мир ворчит».

Стихотворения:

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

 

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас - гляди, как весело

И белым-бело!

С. Маршак

 

МЕТЕЛЬ

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

 

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Загадки:

Тихо-тихо снег идет, белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед во дворе ... (лопатой).

Дидактические игры «Охотник», «Скажи, что ты слышишь».

Подвижная игра «Космонавты».

Зимняя забава «Проезжай и собирай».

На снегу чертят две линии длиной 6 метров каждая. Ребенок везет санки по направлению от первой линии ко второй, быстро собирая по пути заранее разбросанные снежки или мешочки, мелкие игрушки, и возвращается назад. Кто быстрее и больше соберет предметов, тот выиграл.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа «Зимние забавы» в старшей – подготовительной группе

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Январь

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Февраль

Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!