Тема: «Жизнь без сигарет» (сатирическая конкурсная программа)
Цели:
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
• Через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.
Оборудование: плакат с изображением скелета с сигаретой. Аудиозаписи песен или строки из песни «Дым сигарет с ментолом» (гр. «Нэнси»), «Девочка, не кури» (гр. «Левостороннее движение»), «Не курите, мальчики» И. Корнелюка. Ватманские листы и фломастеры.
Предварительная работа. В коллективе учебной группы заранее формируются три команды игроков по желанию и интересам студентов. Одна команда (5 человек) — «Артисты». Среди «артистов» — для начала программы два персонажа Гете — Мефистофель и Фауст, для завершающей сценки — студенты № 1—5.
Все слова принадлежат ведущему (классный руководитель или лидер коллектива учебной группы). Команда «артистов» знает сценарий, но не вопросы конкурсов.
Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из пяти туров. Затем представляет членов жюри.
Появляются два персонажа из произведений Гете.
Мефистофель: Полезная травка, не лопух какой-ни- будь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?
Фауст: Не надо. Забава для дураков.
Ведущий: Об этой «несерьезной» забаве и пойдет наш серьезный разговор.
Тур 1. «В объятиях табачного дыма».
Ведущий: Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.
Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие Дым изо рта, поразили испанский королевский двор.
Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший Послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» поряд ки, в том числе и пропагандировать курение.
При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.
А теперь проверим, что знаете вы. (За правильный ответ команде присуждается очко.)
1. Родина табака:
а) Южная Америка. +
б) Южная Африка,
в) Южный полюс.
2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли...
а) папиросо,
б) сигаро, +
в) самокруто.
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
а) Жан Жак Руссо,
б) Жан Поль Бельмондо,
в) Жан Нико. +
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...
а) насморка,
б) мигрени, +
в) простуды.
5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
а) в Испании,
б) в Италии, +
в) в Бразилии.
6. Книга, написанная английским королем Яковом 1в 1604 году, называется...
а) «О вреде табака». +
б) «О пользе курения»,
в) «Об истории трубки».
1. Самый популярный способ употребления табака в США до XIXвека?
а) курение,
б) нюханье,
в) жевание. +
8. Кого называют «курильщиками поневоле»?
а) тех, кто находится в обществе курящих; +
б) тех, кого заставляют курить принудительно;
в) тех, кто курит в тюрьме.
Тур 2. «Этикет говорит — нет».
Ведущий: В XIX в. в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение — отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось неприличным.
Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.
Придумайте четверостишия на заданные рифмы: «зря — нельзя — бросай — меняй», «вред — бред — табак — рак», «курить — вредить — береги — беги», «сигареты — конфеты — будешь — не забудешь».
(Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки. Перед третьим туром жюри объявляет промежуточные итоги.)
Тур 3. «Курить — здоровью вредить».
Ведущий: Сейчас многие очень рано начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?
Например, у юноши под воздействием никотина замедляются рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, повышается вероятность раковых заболеваний.
Курение поражает сердечно-сосудистую систему, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания — и этот список можно продолжить.
Геннадий Касмынин писал:
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие. Пусть похрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утвержденьем: «Курение — яд!».
Это непросто: щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я.
Врач успокоил: «Недолго уже».
Задание третьего тура: продолжите всем известную фразу «Минздрав предупреждает...». (Команды выполняют задание.)
Тур 4. «Преступление и наказание».
Ведущий: С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?
В этом туре мы вновь проверим знания участников команд истории табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы и предлагать три варианта ответов, один из которых верный. Какой?
1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?
а) медики;
б) пожарные; +
в) церковь.
2. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
а) при Петре I;
б) при царе Михаиле Федоровиче;
в) при царе Алексее Михайловиче. +
3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?
а) тренировка на велотренажере; +
б) бег на 1,5 км;
в) мытье полов в школе.
4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?
а) учителей и медиков; +
б) пожарных и милиционеров;
в) егерей и подводников.
5. В 1934 году во французском городе Ницца компания молодежи устроила соревнование — кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив...
а) 40 папирос;
б) 50 папирос;
в) 60 папирос. +
(Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.)
Тур 5. «Хочешь жить — бросай курить».
Ведущий: С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Мальчики, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которым все нипочем. Поверьте, почти всем взрослым неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.
Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить — бросай курить». А вот где вы разместите свои плакаты и, соответственно, с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.
1. В роддоме для будущих мам.
2. Для курильщиков в школьном туалете.
3. Для курящих пассажиров.
4. Для детей детского сада.
(Игроки вытягивают задание и рисуют плакат.)
А теперь, пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам...
(Слышен шум. Появляется группа ребят — студенты № 1—5. Они ведут между собой диалог.)
Студент 1. Ну что там опять произошло, отчислили кого-то?
Студент 5. Да нет. Лошадь сдохла. От никотина.
Студент 2. Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?
Студент 3. Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник. По пропускам занятий.
Студент 2. А при чем здесь пропуски? Я, может, делом занят. Искусством, например.
Студент 1. Ага! Искусством изворачиваться.
Студент 2. При чем тут это? Говорят же тебе — из-за любви к искусству!
Студент 3. Во-во! К искусству кулинарии. К пирожкам с капустой. Как бабушка у Красной Шапочки.
Студент 4. Что-то мы не по теме. Про табак где? Все про лошадь да про колледж (техникум).
Студент 1. Про табак, про табак. Знаешь, почему Конек-Горбунок маленький? И горбатый?
Студент 4. Почему?
Студент 1. Курил в детстве.
Студент 5. Ну и что, если курил. Зато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.
Студент 1. Какой еще Пегас?
Студент 5. Лошадь такая. Греческая. Вошла в Парфенон. Давно. С сигаретой в зубах. А там склад пороха. У турок. От Парфенона — одни колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.
Студент 1. Не с арфой, а с лирой.
Студент 2. Ну, и с лирой много не налетаешь! С баксами и евро лучше!
Студент 1. Лира — это такой инструмент. Музыкальный. А с баксами не только летать, но и жить неплохо. Я по телеку видел. Вино, табак, девушки.
Студент 3. Вина захотел. И табаку. Я вон у отца «Мальборо» свистнул. Еще в первом классе. И выкурил. За углом. Два часа в себя приходил. Да неделю сесть не мог.
Студент 5. От «Мальборо»?
Студент 3. От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.
Студент 4. Про Герострата слыхали?
Студент 5. Который храм Артемиды сжег? Из вредности. Слыхали. Он там сторожем работал. И жил в каморке. Под лестницей. Говорят, заснул в постели с сигаретой в зубах. Сам выскочил, а храм — тю-тю! Пока пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сгорело.
Студент 1. Храм, храм! Нерон целый город спалил, а тут — храм!
Студент 2. Какой Нерон?
Студент 3. Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.
Студент 1. Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим.) За красивой этикеткой таится грозная опасность!
Студент 2. Подражание старшим не всегда и не во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, — потребность каждого подростка.
Студент 3. Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.
Студент 4. Минздрав России предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!»
Студент 5. Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!
Ведущий предоставляет слово членам жюри. Производится награждение команды-победительницы.
Мани-итоги. Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:
«Способность бросить вредную привычку зависит от вас: от вашей собранности, воли.
Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!»
Классный час для учащихся старших классов
Классный час для студентов колледжа. Классный час для учащихся 10, 11 классов
Анна Михайловна Малюта # 12 декабря 2016 в 14:40 0 |
Татьяна Ивановна Ивлева # 17 декабря 2016 в 14:10 0 | ||
|
Ирина Петровна Жиркова # 26 сентября 2017 в 13:25 0 | ||
|
Максим Евгеньевич Докукин # 25 октября 2018 в 11:54 0 | ||
|