Конкурсы

Классный час в 11 классе на тему: Семья

Конспект классного часа для 11 класса

Классный час в 11 классе на тему «Есть ли будущее у российской семьи?»

Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с демографически кризисом. Ключевые темы - кризис семьи, традиционные семейные ценности, традиционная и современная семья.

Цели: расширить представление детей о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих, которые подготовят информационный блок (2 ученика).

Оформление: написать данные:

- 30% детей рождается вне брака;

- 14% детей воспитывается в неполной семье;

- 276 000 родителей состоят на учете в милиции;

- 35 000 заявлений о лишении родительских прав рассматривается ежегодно.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Ошибка Д.И. Менделеева».

II. Работа с понятиями «кризис семьи», «демографический кризис».

III. Информационный блок «Традиционная семья».

IV. Дискуссия.

V. Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья».

VI. Заключительная беседа.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Ошибка Д.И. Менделеева»

Классный руководитель. Великий русский химик Д.И. Менделеев сумел предсказать химические свойства элементов, которые еще не были открыты наукой. В XX в. предсказания Менделеева сбылись: почти все пустые клеточки таблицы были заполнены в точном соответствии с Периодическим законом.

А вот элементы человеческого общества оказались неподвластны великому химику, и демографические прогнозы ученого так и не сбылось. По расчетам Д.И. Менделеева, к концу XX столетия в России должно должно проживать как минимум 350-400 млн человек*. А по итогам переписи населения 2002 г. оказалось, что в России проживает только 145,2 млн человек. Почему же ошибся ученый? Что же помешало росту населения в России?

Примерные ответы:

- Не учтены потрясения XX в.: войны, голод, репрессии.

- Не смог предвидеть распада Российской Империи, отделения от нее республик Средней Азии, Кавказа, Украины.

- Не учел того, что большинство населения будет жить в городах, где не будет условий для существования многодетных семей.

- Не предвидел того, что женщины будут работать наравне с мужчинами, а значит, не смогут иметь много детей.

- Не предвидел того, что Россия откажется от религии, которая была духовной основой семьи.

- Не мог предположить, что в России люди будут бросать землю, что опустеют деревни, что люди разучатся работать.

- Невозможно было предвидеть появление новых болезней, распространение наркомании, алкоголизма и т. п.

- Невозможно было учесть такого падения нравов, разврата, распущенности, которые воцарились сейчас в обществе.

Классный руководитель. Менделеев не мог предвидеть исторических потрясений XX в. А что нас ждет в XXI в.? В октябре 1999 г., по данным ООН, на Земле родился б-миллиардный житель, а к 2100 г. население Земли достигнет 10-11 млрд человек. т. е. почти удвоится! Но, к сожалению, этот оптимистический прогноз не касается жителей России. Наша страна переживает небывалый демографический кризис, который эксперты называют беспрецедентным для мирного времени. С 1992 г. население России неуклонно сокращается. По самым оптимистическим прогнозам, население России к середине XXI в. составит около 100 млн человек (по данным ООН)*, а по более пессимистическим - 50 млн человек. Что же происходит? Почему в XXI в. народ в России вымирает?

Примерные ответы:

- Экология, непродуманные реформы, «происки США», неквалифицированное руководство, отсутствие патриотизма, подражание западному образу жизни, падение нравов, угнетение русских, «план Даллеса», масоны и т. п.

Классный руководитель. Почему Россия вымирает? Не будем объяснять это явление происками темных сил - посмотрим на проблему с точки зрения семьи: ведь пока именно в семье, а не в пробирке рождаются новые граждане России. «Есть ли будущее у российской семьи?» - такова тема сегодняшнего классного часа.

II. Работа с понятиями «кризис семьи», «демографический кризис»

Классный руководитель. Приятно смотреть на праздничную суету возле ЗАГСов: белые платья, дорогие машины, счастливые улыбки, цветы. Но пройдет время, и каждая вторая пара вернется сюда, чтобы оформить развод. Сейчас в России распадается каждый второй брак. Ученые, политики, религиозные деятели по-разному объясняют это явление. Но все сходятся в одном: российская семья переживает кризис. У слова «кризис» в словаре Ожегова есть такие значения: «перелом», «расстройство», «тяжелое положение». О каких кризисах говорят нам почти каждый день с телеэкрана? (Финансовый, ипотечный, экономический, духовный, правительственный, продовольственный, валютный, кризис власти и т. п.) Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «кризис семьи»? (Беспризорники, нищие старики, запущенные могилы, хамство по отношению к старшим, гей-парады и т. п.) Какие картины возникают в уме, когда вы слышите слова «демографический кризис»?

Примерные ответы:

- Опустевшие деревни, брошенные поля.

- Большое количество мигрантов в городах и поселках.

- Некому служить в армии.

- Объявления о приеме на работу: «Требуются все!»

- Закрываются детские сады и школы.

- Во дворах все реже слышен смех детей.

- Люди умирают, не дожив до пенсии, от болезней, плохого питания, плохого медицинского обслуживания.

Классный руководитель. Есть ли связь между демографическим кризисом и кризисом семьи? (Да, кризис семьи - одна из причин демографического кризиса в России.) О чем свидетельствуют данные, записанные на доске?

Примерные ответы:

- Эти данные говорят о кризисе семьи в России, о том, что демографический кризис усугубится.

- Продолжится разрушение семьи.

- Дети, родившиеся в неполных семьях, не получат необходимого опыта в построении собственной семьи.

- Дети родителей, состоящих на учете в милиции, лишенных родительских прав, тоже получили негативный семейный опыт. Им будет очень трудно создать нормальную семью, да и просто выжить.

III. Информационный блок «Традиционная семья»

Классный руководитель. Когда Д.И. Менделеев делал свои демографические расчеты, Россия была огромной страной, которой не угрожали демографические проблемы. А традиционная крестьянская семья давала ученому повод для оптимистических прогнозов. Какими были крестьянские семьи дореволюционной России? Слушаем сообщения [имена, фамилии).

Ведущий 1. Крестьянские семьи строились на основе традиционной духовной культуры нашего народа - православном христианстве (или исламе и других традиционных религиях народов России). Такой тип семьи в современной науке называется традиционной семьей. Традиционная семья составляет как бы малую церковь, которая обеспечивает своим членам спасение души в море страстей. Отец - глава семьи, ее духовный руководитель, мать - душа семьи, ее доброта, милосердие. Авторитет отца постоянно подчеркивается матерью, и это уберегает детей от нравственного падения. Отношения между родителями являются примером для детей. Создавая семью, муж и жена берут обязательство перед Богом. Вступление в брак по церковному обряду называется венчанием. Сущность венчания, как церковного таинства – передача в ходе соборной молитвы помощи Бога людям в трудном и самоотверженном деле построения семейного общежития, служения друг другу и воспитания детей.

Ведущий 2. В дореволюционной России семья была опорой государства, важнейшим и непременным условием жизни каждого крестьянина, основой правильного образа жизни. Холостая жизнь считалась отклонением от нормы, странностью. Неженатого не считали настоящим крестьянином, смотрели на него с сожалением и даже с презрением. Без семьи невозможно было вести крестьянское хозяйство. Семья - это и богатство, и рождение детей (рабочие руки), и передача опыта, и защита, и утешение в старости. Семья давала возможность для нравственного совершенствования, духовного спасения.

«Русская крестьянская семья имела немало особенностей. Прежде всего, это был коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в их отношениях. Четкий отработанный ритм каждодневных работ сочетался с разумным их распределением в соответствии с церковным и природным календарем, циклами сезонных работ в году. Эта отлаженность заранее включала продуманные приемы поведения в неблагоприятных условиях.

Ведущий 1. Глава семьи - старший мужчина, был ответственен за обеспечение семьи всем необходимым, распределял основные обязанности членов семьи. Распределение домашних работ между женской частью семьи производила жена - большуха, мать и свекровь для остальных женщин. Семьи были большие, до 10-15 человек и состояли из престарелых родителей, мужа, жены, их внуков, неженатых дочерей и женатых сыновей с женами. Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения прививались в семье детям с малых лет. Важнейшую роль играло трудовое воспитание - естественное подключение детей к посильному участию их во всех работах семьи. За пределами семьи не менее существенным было общественное мнение - соседей, членов церковной общины, односельчан, - оказывавшее огромное влияние на детей и взрослых. Источником обсуждения и закрепления норм поведения служили также церковные проповеди и домашнее чтение религиозно- нравственной литературы.

Ведущий 2. Христианская оценка семьи как хозяйственной и нравственной основы жизни диктовала строгое отношение к поведению супругов и молодежи. Резкому осуждению подвергались у русских крестьян добрачные связи. Супружеские измены считались позором. Через семью шла передача традиций в устном творчестве, пении, изобразительном искусстве, праздничной культуре. Лучшие исполнители ценились очень высоко. От отца к сыну и от матери к дочери передавались тонкости местных промыслов: росписи, резьбы, вышивки, плетения кружев, обжига, столярных работ и т. п.».

Жизнь крестьянской семьи - это не только изнурительный труд, но и простые человеческие радости: рождение ребенка, супружеская ласка, тепло очага, уют родного гнезда.

Законы семейной жизни сформулированы во многих пословицах, которые дошли и до нашего времени.

- Холостой - полчеловека.

- В семье и каша гуще.

- Муж жене отец, жена мужу венец.

- Семейное согласие всего дороже.

- Как родители наши жили, так и нам жить велели.

IV. Дискуссия

Классный руководитель. Вы послушали рассказ о жизни русской крестьянской семьи. Предлагаю провести дискуссию по этому материалу. Почему жизнь крестьянина была немыслима без семьи? (Семья - это и рабочие руки, и продолжение рода, и крепкий тыл, и обеспеченная старость. Это сознание того, что живешь по-христиански, по заповедям Божьим.)

Холостому человеку община не выделяла землю под хозяйство. Можно ли это считать жестокостью? Или это была разумная мера? (Это была разумная мера, т. к. один человек не в состоянии вести крестьянское хозяйство, земля бы осталась брошенной, необработанной.)

Традиционная крестьянская семья строилась на жестком подчинении, на диктатуре главы семьи. Чем была вызвано такая жесткость? (Необходимостью в короткие сроки (когда день год кормит) выполнить очень большой объем работы.)

Можно ли было членам семьи побороться за свои права? [Споры, пререкания, неподчинение - это считалось грехом, бросало тень на семью, непослушание в семье могло привести к непослушанию в государстве, к нарушению христианских заповедей.)

Как вы думаете, случались ли в традиционной крестьянской семье ссоры между мужем и женой? На какой почве могли произойти такие ссоры? Чем должны были заканчиваться? (Ссор не должно было быть в принципе: удел жены - слушать и подчиняться, но, может быть, жена могла бы пожалеть кого-то из детей или возразить мужу на несправедливость к кому-то из членов семьи. Заканчивалось все в любом случае покаянием в церкви, может быть, наказанием от мужа.)

Какие общие цели и интересы побуждали супругов дружно тянуть семейный воз? (Забота о выживании, желание обеспечить детей, поставить их на ноги, стремление выполнить христианские заповеди.)

Наши предки вступали в брак по церковному обряду. Перед кем брал человек ответственность, вступая в брак? (Перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться.)

Во время венчания священник трижды дает молодым вино из чаши. Эта чаша - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Какие радости и скорби приходилось делить супругам в те далекие времена? (Рождение детей, крестины, свадьбы, встречи с родными, праздники; потери близких, болезни, голод, неурожаи, пожары, клевета и т. п.)

Чему современные супруги могли бы поучиться у своих далеких предков? (Терпение, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, единодушие, взаимное уважение и т. п.)

V. Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья»

Классный руководитель. Д.И. Менделеев в своих прогнозах исходил из состояния традиционной крестьянской семьи. Если бы Менделеев владел информацией о современной российской семье, его прогноз оказался бы более точным. Представьте себе, что сам Дмитрий Иванович попросил вас рассказать о российской семье XXI в. Что бы вы рассказали великому ученому?

Первая группа подготовит рассказ о составе семьи. Вторая группа расскажет о целях создания семьи (по степени значимости). Третья группа рассмотрит структуру семьи, взаимоотношения между ее членами. Четвертая группа расскажет о системе ценностей современной семьи.

(В течение 5 мин дети обсуждают ответы.)

Время на подготовку истекло. Слушаем представителей групп.

Примерные ответы:

Первая группа

Состав семьи. Современная семья чаще всего состоит из родителей и 1-2 детей. Бабушки и дедушки живут отдельно. Много бездетных семей. Так как распадается каждый второй брак, много неполных семей, а также семей, в которых один из родителей не является родным для ребенка. Много семей, в которых родители не хотят и не могут воспитывать детей (алкоголизм, наркомания).

Вторая группа

Цели создания семьи. Большинство людей создают семьи не для совместного ведения хозяйства. Главный мотив создания семьи - эмоциональное общение, потребность в убежище, комфорте. Рождение и воспитание детей - по степени значимости на втором месте. Треть детей рождается вне брака, родители не желают сохранять брак даже ради детей. Много семей, которые откладывают рождение ребенка на более позднее время, хотят пожить для себя. Третья по степени значимости цель создания семьи - хозяйственно-потребительская. Ее преследуют люди средних лет, которые понимают выгоды совместного ведения хозяйства.

Третья группа

Система ценностей в семье. В современной семье чаще всего работают оба родителя, вносят одинаковый вклад в материальный фундамент семьи, поэтому отношения в семье строятся на принципах равноправия.

Обязанности по дому распределяют по совести, главой семьи может быть и отец, и мать.

Дети материально зависят от родителей, подчиняются им, но родители учитывают запросы и требования детей, права ребенка.

Четвертая группа

Система ценностей в семье. Права человека, равноправие, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

Классный руководитель. Специалисты говорят, что для простого воспроизводства населения в России нужно, чтобы половина семей имела 3 ребенка. Как можно этого добиться?

Примерные ответы:

- Рождение и воспитание детей должно стать главной целью семьи. Нужно пропагандировать и рекламировать многодетные семьи.

- Нужно повышать духовность людей, объяснять, что смысл жизни не в наслаждении, не в эгоизме, а в служении большому идеалу.

- Нужно изменить структуру семьи. Повысить роль отца. Многодетным отцам нужно доплачивать за жену, и за каждого ребенка, а мать пусть сидит дома и занимается детьми.

- Нужно повышать роль христианских ценностей.

- Нужно оставить людей в покое. Они сами разберутся, как им строить семью.

VI. Заключительная беседа

Классный руководитель. Какой ответ можно дать на вопрос нашего классного часа? Есть ли будущее у российской семьи?

Примерные ответы:

- Конечно, есть, дети будут рождаться только в семьях.

- Будущее есть только у традиционной христианской или мусульманской семьи. Все остальное превратится в различные варианты сожительства.

- У традиционной семьи будущего нет, т. к. она подавляет личность, а люди все больше и больше стремятся к свободе.

- Семья была, есть и будет, те, кто этого не понимают, просто вымрут.

- Конечно, есть. Ничто в мире не может дать человеку того, что дает семья.

Классный руководитель. Ценность брака и ценность семьи - как вы лично относитесь к этим традиционным ценностям?

Примерные ответы:

- Пока никак.

- Положительно, от этого никуда не деться.

- Все зависит от того, с кем брак и сколько детей.

- Постараюсь не обременять себя этими ценностями, пока не встану на ноги.

- Это пока не моя проблема.

- Это самое большое богатство в жизни.

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Сегодня здесь прозвучали тревожные факты, которые касаются каждого из нас. Сколько людей будет жить в России к концу столетия - 50 или 100 млн? Вы верите оптимистическим или пессимистическим прогнозам?

Примерные ответы:

- Все будет хорошо, Россия выживет, я оптимист!

- Все идет ко всеобщей китаизации - я пессимист.

- Сейчас уже многие стали возвращаться к истокам, к семейным традициям, а значит, будут многодетные семьи.

- Демографический кризис вызван не только разрушением семьи, но и высоким уровнем смертности. Сейчас строятся новые больницы, закупается современное оборудование, люди станут жить дольше.

- Население-то восстановится, может быть, даже и вырастет, но за счет мигрантов.

- Я оптимист, наш народ что-нибудь придумает, правительство даст льготы, численность населения восстановится.

Дополнительный материал

Сравнительная таблица примерной характеристики современной и традиционной семьи

Критерии

Тип семьи

Традиционная семья

Современная семья

Состав семьи

Родители, незамужние дочери и женатые сыновья, внуки, престарелые прародители

Различный, но преобладают малочисленные семьи из родителей 1-2 детей

Цели создания семьи (по степени значимости)

Реализация религиозного духовно-нравственного идеала жизни, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование

Хозяйственно-потребительская, восстановительно- психологическая, репродуктивная (рождение детей), воспитательная цели

Структура семьи (взаимоотношения)

Муж, отец - глава семьи, большое уважение; второе место - жене, матери, все остальные должны им подчиняться, от детей - почитание родителей и послушание им, от родителей - любить, воспитывать детей

Равные права и обязанности мужа и жены, родители должны воспитывать детей и дать им хорошее образование, большое значение имеют права ребенка

Система ценностей в семье (по степени значимости)

Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие

Права человека, равноправие, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

О современной семье

(Из интервью с доктором политических наук, главным научным сотрудником института социологии, членом Совета при Президенте России по правам человека Светланой Айвазовой)

...В XX в., особенно во второй его половине, семья перестает быть производственной единицей и выполняет только функции воспроизводства. Главный критерий, по которому люди сейчас вступают в брак, - это любовь и надежда на поддержку друг друга. От семьи ждут, чтобы она помогла раскрыть индивидуальность человека, а не старалась затопить ее, как это было в традиционной семье. Традиционная семья страшна была тем, что один человек - ее глава - стоял на плечах у всех остальных. Будем говорить откровенно: традиционная семья - это эксплуататорская семья не только для женщины, но и для остальных ее членов.

...Главное, что происходите браком в наши дни, - это то, что рождение детей отделяется от брака, семья перестает быть экономической единицей и становится сферой эмоциональных отношений, убежища, комфорта. Доказательством тому служит тот факт, что треть детей (29%) у нас сейчас рождается вне брака. Увеличивается количество пар, которые не имеют детей: часть из них не может, а часть и не хочет их иметь. Появились супружеские пары, которые хотят жить только для себя.

...На вопрос о том, зачем человеку нужна семья, мы получили следующие ответы: «Для духовного роста. Для интеллектуального обмена. Для защищенности от внешнего мира. Для поддержки». Самым употребляемым словом в нормативно-ценностном наборе признаков семьи являлось прилагательное «взаимный» - взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка и т. д. Самыми редкими в наборе ответов оказались такие понятия, как мораль, моральные ценности, моральная поддержка, гармония, радость общения.

...Другая отличительная черта нынешних внутрисемейных отношений - это их краткость, временность. Сегодняшний брак рассматривается россиянами как «контракт на время». Возможность перезаключения этого «контракта», т. е. развод, осознается нашими согражданами как проявление их личной свободы. Очевидно, что интересы индивида, его свобода и автономия являются для наших людей более значимыми ценностями, чем ценность «семьи ради семьи».

...Наши исследования показали, что четкого авторитета, который бы диктовал семье правила поведения, сейчас нет. Где-то это отец, где-то мать, где-то теща, а где-то свекровь. Идет тенденция к равноправию.

...Как показали итоги большого социологического исследования «Женщины новой России», наряду с официальным браком широкое хождение получили различные формы т. н. «гражданского брака». Так, молодые люди 17- 25 лет предпочитают «иметь партнера», более старшая возрастная группа от 21 до 40 лет говорит о гражданском браке как о норме семейной жизни. Более 18% молодых женщин утверждают, что им официальный брак вообще не нужен. Главное, чтобы рядом был спутник жизни. А еще 13% молодых дам убеждены, что брак не имеет значения в жизни современной женщины, поскольку она сама в состоянии добиться всего, что для нее важно.

...При разумной экономической политике демографическая ситуация у нас может в корне измениться. Установка должна делаться не на «материнский капитал», т. е. на единовременное пособие, а на систему оплаты труда. Если в зарплату взрослого человека будет заложен хотя бы один иждивенец, тогда она будет стимулировать рождаемость. Судя по опросам, наши граждане хотят иметь больше двух детей - 2,5 ребенка (в Европе 1,5).

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальный классный час в 11 классе

Классный час о молодежном экстремизме, 11 класс

Классный час в 11 классе. О вреде алкоголя

Классный час в 11 классе. Как успешно сдать экзамены

Классный час в 11 классе на тему «Любовь»

Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 22:26 0
Мне очень понравилось ваше занятие и материал, который подобрали. Я думаю, что вы смогли донести до своих подопечных проблемы семьи, когда в современных условиях проживания легче разрушить семью, чем сохранить. Также на практике показали, как важно иметь семью, заботиться о близких и вернуть авторитет. Спасибо Вам огромное!
Марина Юрьевна Зимина # 11 марта 2015 в 00:13 0
Интересно, можно часть материала использовать на уроках , а не только на внеклассном мероприятии(классном часе).Познавательно, актуально!
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 21:19 0
Разработка достаточно информативная и актуальная. Особенно ценно наличие дискуссии и творческого задания.Спасибо!
Наталья Викторовна Устимова # 28 декабря 2015 в 23:29 0
Классный час очень интересный и на сегодняшний день актуальный ведь очень важно расширить представление детей о национальных семейных традициях. Побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:54 0
Несомненно, заставляет задуматься. ..... Очень актуальный материал. Особенно если все будет проходить в режиме дискуссии. Спасибо