Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа

Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа

Классные часы для 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа и техникума

Что такое нравственный классный час

Пояснительная записка

Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой нравственного поведения воспитанников.

Цели нравственного классного часа:

- Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

- Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

- Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.

- Развитие  нравственных  личностных  качеств,  таких,  как  доброта,  желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, я как классный руководитель провожу предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т, д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет мой выбор будущей тематики нравственных классных часов.

Подготовка нравственного классного часа сопровождается серьезной предварительной работой, а именно:

I. Определение темы

Определив тему классного часа, я прошу учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных  на доске и дать их объяснение мне. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

II. Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась, а назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни,

Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

Нравственный классный час № 1

Тема: Общечеловеческие ценности

Цель: разъяснить учащимся понятия «индивид», «коллектив», «я», «мы», «они — те, кто вне коллектива». Что Важно для каждого, что важно для коллектива. Ввести понятия «устойчивый человек», «устойчивый коллектив».

Оснащение: тетради, ручки.

Предварительная подготовка. Практически все уроки для этого возраста построены на групповой работе в тренинговом режиме с применением соревновательного элемента. Класс делится на группы, удобные для работы преподавателя (минимум четыре ученика в группе). Рекомендуем поделить каждый ряд на две группы, объединив в первую 1, 2, 3-ю парты и во вторую — 4, 5, 6-ю парты. Желательно организацию пространства провести до урока, чтобы не тратить на это учебное время.

Учитель. В мире ежеминутно происходит множество событий. С людьми случается что-то радостное, хорошее, нежелательное, страшное. Всех событий мы знать не мо жем. Мы знаем то, что происходит с нами, вокруг нас, или то, о чем мы узнаем из газет, по радио, телевидению.

Подумайте и обсудите с товарищами по группе, какие бывают страшные, тяжелые, хорошие, радостные события.

(Каждая группа обсуждает и сообщает, сколько всего перечисленных значений набралось и каких больше.) У нас получилось, что больше всего бывает... (страшного, тяжелого, радостного, хорошего) и меньше... А теперь поднимите руки, кто хочет быть радостным и хорошим. А кто хочет быть страшным и трудным?

Сегодня мы убедились, что при радостном состоянии устойчивее стоишь на ногах, и весь организм ощущается устойчивым. Страх, наоборот, расшатывает, разъединяет и значит — делает нас слабыми, неустойчивыми. Вот каждый стоит на двух ногах — это радость, это хорошо. А вот страх одну ногу подкосит. Встаньте из-за парты на одну ногу. Посмотрим, кто дольше простоит: те, кто на двух ногах или на одной.

(Упражнение на устойчивость выполняется в группах.) Радость — это хорошо, это устойчивость. Каждый устойчив, значит — устойчива вся группа, весь коллектив. И так в любом коллективе, даже в масштабах всей страны.

А теперь вернемся к тому, что вы называли страшным, нежелательным. К чему, по-вашему, относятся алкоголь, курение, наркомания?

(Если дети упомянули об этом в своих ответах, ранее, нужно сказать, что они уже об этом говорили.  Дети дают определения.)

Учитель подводит итог, подчеркивая, что такие явления, как алкоголизм, курение, наркомания, являются негативными. Он подчеркивает, что они ведут к нарушению устойчивости, причиняют вред организму. Учитель предлагает подобрать эпитеты негативного содержания для характеристики этих явлений — плохое, страшное, неустойчивое, больное.

В конце учитель благодарит ребят за то, что все они активно поработали, говорит, что это его очень обрадовало, что он не ожидал столь быстрого освоения ими такой трудной темы.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение, начиная словами: «Я знаю, что быть устойчивым — это...» Нарисовать эскизы плакатов, изображающих устойчивость.

Нравственный классный час № 2

Тема: Определение здорового образа жизни

Цель: дать понятие устойчивого развития; основные ориентиры для человека — здоровье, знание, духовность. Понятие о душе.

Оснащение: тетради, ручки.

Учитель. Еще древние римляне говорили: «В здоровом теле — здоровый дух». Как вы считаете, что подразумевалось под «здоровым телом»?

(Ответы.)

Учитель (развивает мысль о здоровом теле, о развитии физического тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью). При травмах помочь телу можно разными способами. Для этого используют шины, гипс, костыли. И все это для придания устойчивости. Тело состоит из клеток, видимых только под микроскопом, из различных органов. Язык, нос, уши — это органы. И все вместе они составляют одно живое тело субъекта, индивида. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, волосы, ногти. У древних здоровый и красивый обозначались одним словом. А где здоровье, там И гигиена, чистота. А что такое «дух»? (Подсказка: совокупность мыслей, чувств, знаний, стремлений, поступков.) (Идет обсуждение в группах.)

Что значит здоровый дух? (Ответы.)

Назовите здоровые поступки и нездоровые поступки. (Ответы.)

Человек волен выбрать, какие совершать поступки — здоровые или нездоровые.

Учитель предлагает экспериментальным путем решить, что будет, если тело здоровое, а дух больной, и наоборот, тело больное, а дух здоровый.

Дети разбиваются на пары: один — дух, другой — тело.

1. «Больной дух» лежит, а «здоровое тело» пытается его поднять, не говоря ни слова, только действиями, и вместе сделать два шага. При этом «дух» отказывается, протестует, но силой сопротивляться не может.

2. «Больное тело» лежит, а «здоровый дух» убеждает, уговаривает его подняться, но физические усилия не применяет.

Учитель. Ну как? Увидели, что из этого получается? Для движения вперед нужны слаженность и взаимодействие между телом и духом.

Учитель предлагает познакомиться со следующей моделью. Один ученик берет тетрадь, другой ставит на нее ручку или палец. Они вместе начинают движение вперед.

Учитель. Жизнь — это движение. Если мы движемся с ней вместе, то мы развиваемся. Если наша жизнь будет двигаться, а мы остановимся, совершая плохие поступки, мы начнем отставать от жизни, перестанем развиваться.

Это упражнение дети выполняют в парах.

Класс распределяется на четыре группы: «здоровое тело», «больное тело», «здоровый дух», «больной дух». Работая в группах, они записывают примеры из жизни. На это отводится 2—3 минуты. Затем эти примеры оглашаются. Внимание заостряется на курении, алкоголизме, наркомании как дурных примерах.

Учитель. Что это, к какой группе отнести?

Заключительное слово учителя

Мнения высказаны разные, но каждое важно. Почему же все-таки древние считали, что здоровый дух бывает в здоровом теле? Что они этим хотели сказать? Человек имеет право выбирать, какой образ жизни вести. При этом он должен помнить, что несет ответственность перед окружающими его людьми и перед самим собой. Человек в ответе и за своих будущих детей, когда выбирает, какому образу жизни отдать предпочтение.

Домашнее задание: спросить у своих родных и близких, как они понимают эту пословицу, и посмотреть, находится ли у них в гармонии тело и дух; понаблюдать, взаимодействуют ли у каждого из вас дух и тело. Постараться нарисовать это взаимодействие.

Нравственный классный час № 3

Тема: Определение химической зависимости

Цель: введение понятия зависимости; табак, алкоголь, наркотики — вещества, приносящие вред здоровью.

Оснащение: тетради, ручки.

Учитель. У каждого человека, живущего на свете, есть потребности, то есть он в чем-то нуждается. Что нужно человеку?

На доске вычерчивается таблица:

Без чего человек не может прожить Без кого человек не может прожить Можно прожить, но трудно, почти невозможно
     

Учитель вносит в таблицу примеры, предложенные учениками.

Учитель. Может ли человек прожить без воздуха? Наберите воздух в легкие и не дышите. Кто дольше продер­жится? Человек также не может прожить без еды, воды, одежды, тепла, особенно в холодном климате. Без крова — крыши над головой. Маленькие дети не могут жить без ро­дителей. Каждому из нас нужна семья, любовь ближних, их внимательное отношение. Детям без взрослых очень трудно, почти невозможно прожить. А нужен ли человеку телевизор? Можно прожить без телевизора? (Ответы.) А нужны ли человеку мороженое, шоколад, может ли он прожить без них? А нужны ли человеку духи, одеколон, крем? (Ответы.) Если даже эти предметы нужны, прожить без них человек сможет.

Учитель (предлагает разделиться на пары и сыграть в игру). Человек говорит: «Не могу прожить без стола» и крепко за него держится. Другой говорит: «Отпусти, посмотрим». Один держится, а другой его оттаскивает. Кто кого переборет. Вы поняли, что получается? Стол вам не нужен, и вы вроде бы это знаете, а сами держитесь за него. Это и есть зависимость. Как вы считаете, у человека от чего может быть зависимость?

(Дети отвечают. Если они не упоминают табак, алкоголь, наркотик, учитель добавляет их в ряду с другими понятиями.)

Быть зависимым — это легко? Тому, кто держался за стол, это было легко? Легко со столом выйти на улицу, играть в футбол, идти рядом с подружкой? Это неудобно, отвлекает внимание, забирает силы, делает человека слабым, он ни о чем другом не думает, для него главное — стол удержать, то есть он от стола зависим. А какая зависимость сильнее всего отнимает силы, здоровье?

(Обсуждение в группах.)

Вредные токсические, химические вещества вызывают отравление организма. Они разрушают наши клетки, они проникают в клетки и остаются в них. И как только их нет, человек чувствует потерю равновесия.

Учитель приглашает к себе ученика-помощника и предлагает ему одним коленом опереться на сиденье стула.

Учитель. Если я уберу стул, мой помощник завалится на меня. Получается, что он зависит от стула, без него мой помощник упадет. То же самое бывает, если человек привыкает к токсическим и химическим веществам. Это не естественная опора для организма. Но если ее нет, человек теряет устойчивость. Зависят ли от чего-то ваши знакомые, ваши друзья? Какие они от этого стали? Какими они были до появления зависимости? Устойчивы ли эти люди? У каждого человека так происходит. Как только он от чего-то зависит, он становится неустойчив, и ему трудно двигаться, развиваться.

В конце урока дети заполняют анкету, в которой по пятибалльной системе оценивают своего соседа по определенным признакам.

Устойчивость —  ...

Развитие —...

Здоровье —  ...

Дух —  ...

Домашнее задание: нарисовать человека до и после появления зависимости.

Нравственный классный час № 4

Тема: Свобода выбора - это уход от зависимости

Цель: дать понятие «ухода от зависимости», преодоление, собственное решение, собственная ответственность.

Оснащение: тетради, ручки, полоски бумаги, 2—4 заранее заготовленные карточки,

Игра «Автобус желаний»

Учитель. Сейчас мы совершим поездку на автобусе желаний. Напишите свое желание на листочке и отдайте мне. И мы отправимся в путь.

Дети пишут желание. Учитель схематично рисует автобус на доске.

Учитель собирает карточки и добавляет к ним свои карточки: «хочу курить», «хочу пива», «хочу сам не знаю чего, но очень хочу» и т.д.

Представителям групп предлагают вытащить карточки на выбор, остальные карточки откладываются в сторону. Учитель предлагает изобразить желание пантомимой, чтобы другие группы отгадали. На подготовку группам дается до пяти минут. Показанные желания рисуются на доске, как маршрут движения автобуса. Можно взять из пачки другие листочки с написанными на них желаниями (но не больше пяти). Выбирается главный маршрут (любой).

Группам дается задание: одни говорят о преимуществах этого маршрута, другие — о недостатках, трудностях, третьи — о затратах.

На один «плюс» называется один «минус» и затраты.

Игра заканчивается тогда, когда у одной из групп нет больше вариантов.

Учитель. Смотрите, у этой дороги еще осталось много «плюсов» («минусов»), а сколько уже сделано затрат. Наш автобус имеет несколько дорог, но мы выбираем только одну (может поднять карточки и продемонстрировать, сколько дорог). Это дороги каждого. А если я вправе выбирать, то, значит, я какой? (Ответы.)

Если прозвучало в ответах слово «свобода», то учитель акцентирует на этом внимание, если нет, то добавляет его сам. Учитель подходит к доске и рисует дорогу вокруг автобуса, которая пересекает все нарисованные до этого дороги. Автобус в центре круга.

Учитель. Что это за путь? Каждое желание зависит от него. Все желания сводятся к одному желанию.

(Обсуждение в группах)

Учитель (во время обсуждения). Давайте я вам зачитаю, какие были написаны желания. (Обязательно должны прозвучать его заготовки.) Мы видим, что это зависимость. Все желания сводятся к одному желанию.

Домашнее задание: подумать, как автобусу желаний выйти из этого круга. Можно нарисовать или рассказать.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Символы Российского государства»

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Что нами движет при выборе профессии»

Час общения 6-7 класс. Сценарий

Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Что такое тематический классный час

Вероника Александровна Мишарина # 6 марта 2014 в 14:01 0
Познавательные, воспитательные получились разработки классных часов по нравственному развитию старшеклассников. Материал подобран просто замечательно. Вы молодцы!