Беседа для учащихся 7-8 классов на тему: Курить или не курить?
Дискуссия с элементами анкетирования, посвященная Дню борьбы с табакокурением
Цель: развивать у ребят осознанное неприятие табака как одного из способов воздействия на личность.
Ход классного часа
I. Сообщения об истории табакокурения.
Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.
В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
В России торговля табаком и курение были разрешены с 1697 года в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.
II. Викторина по вопросам, касающимся истории табакокурения.
Перед началом викторины ученик читает стихотворение. Вглядись, планета, в их глаза: Свое увидишь отраженье.
Смотреть и не смотреть нельзя. В них приговор. И нет прощенья. Останови, планета, бег! Чтоб каждый мог других услышать И чтобы каждый человек Обрел свою надежду выжить.
Вопросы викторины:
1. Родина табака:
- Южная Африка;
- Южная Америка; +
- Южный полюс.
2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли:
- сигаро; +
- папирус;
- самокруто.
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
- Жан-Жак Руссо;
- Жан-Поль Бельмондо;
- Жан Нико. +
4. Екатерина Медичи использовала нюхательный табак как лекарственное средство:
- от насморка;
- мигрени; +
- простуды.
5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
- Испания;
- Италия; +
- Бразилия
6. Книга, написанная английским королем Яковом Первым в 1604 году, называется:
- «О вреде курения»; +
- «О пользе курения»;
- «Об истории трубки».
7. Большие дозы никотина действуют подобно яду:
- мышьяку;
- кураре +
- синильной кислоте.
8. Для чего чистят курительные трубки?
- Чтобы собрать остатки табака;
- чтобы удалить табачный деготь; +
- от нечего делать.
9. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века:
- курение;
- нюхание;
- жевание. +
10. Кого называют «курильщиками поневоле»?
- Тех, кто находится в обществе курящих; +
- тех, кого заставляют курить принудительно;
- тех, кто курит в тюрьме.
III. Анкетирование.
Каждому из учащихся выдается лист-анкета.
АНКЕТА
1. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
- И я тоже! - подхватил Джо. - Плевое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им запивало горло, и каждый
раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Что же произошло в организме ребят, если он настолько бурно прореагировал? _______________________
2. В чем проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения? _______________________
3. Подумайте, почему люди начинают курить, принимают алкоголь, наркотики? _______________________
4. Какой вред приносят курение, алкоголизм и наркомания человеку, окружающим людям и обществу? _______________________
5. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни?
Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения табаком. Какое решение вы примете: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни. Объясните ваш выбор. _______________________
6. У А. С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!
Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам - нашим современницам? _______________________
7. Л. Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергаясь принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались».
О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель? _______________________
IV. Игра «Вредные советы». Чтение и обсуждение.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
Если спецразведка папы донесла ему внезапно,
что ты пробовал курить,
И в родительском генштабе принимается
решенье -
Меры строгие к ребенку не колеблясь применить, -
Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,
Ведь сейчас диктат не в моде - демократии
почет.
Пусть родители считают, что курение опасно, -
У тебя другое мненье может быть на этот счет.
Разве это так опасно, что у тех, кто курит,
Часто легкие похожи на прокопченный мешок.
Ну подумаешь, что вместе с кровью к клеткам
для дыханья
Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.
Пусть при этом очень сложно сердцу -
органу-мотору
Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.
И совсем не важно то, что у курящих очень
быстро
Разрушаются порою зубы белые во рту,
Человеку много ль надо?
Пусть же выпадет десяток,
Остальных надолго хватит - что печалиться,
грустить?
Ты запомнил?
А теперь все это четко, смело, не сбиваясь, маме
с папой растолкуй.
Автор: Григорий Остер
Заполнение таблицы:
Мой выбор - не курить
Аргументы «за»
|
Аргументы «против»
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
3.
|
3.
|
4.
|
4.
|
5.
|
5.
|
V. Итоги классного часа.
Чтец.
Мы были рождены, чтоб в счастье жить,
Узнать любовь и видеть свет.
Судьбу и Бога нам пришлось спросить:
Кто виноват, кто даст ответ?
И вы, увидев нас, не прячьте взгляд.
Никто из нас ни в чем не виноват.
Страданья только в жизни видели,
Печаль и страх, слепую боль.
СПИД, алкоголь, табак, наркотики
Сыграли в жизни злую роль.
Давайте землю вместе защищать!
Ведь очень-очень страшно умирать.
Рекомендуем посмотреть:
О вреде токсикомании для подростков
Школьникам о СПИДе
О вреде наркомании для подростков
О вреде алкоголя для подростков
О вреде курения для подростков