Краеведческая работа в школе

Как организовать краеведческую работу в школе

Организация работы волонтёрского отряда «Краеведческий десант»

Форма работы: презентация проекта и отчет о проделанной работе в ходе его реализации.

Название проекта: создание летнего волонтерского отряда старшеклассников «Краеведческий десант».

Место осуществления: школа, город, район.

Время: последняя четверть учебного года, период летних каникул.

Цель: организация группы старшеклассников школы для проведения туристско-краеведческой и гражданско-патриотической работы с целью пополнения экспонатами школьного музей и агитационнопросветительской работы среди населения города и района.

В основе концептуальных принципов лежат следующие понятия.

1. Туризм (в переводе с французского - прогулка, поездка):

а) вид спорта: групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма;

б) вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования.

2.   Краеведение - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

3. Гражданственность; гражданственный - присущий, свойственный гражданину.

4. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

5. Патриотизм - чувство любви к своему народу, Родине, отечеству, готовность к его защите от врагов.

6. Агитация (в переводе с латинского - приведение в движение):

а) распространение политических идей и лозунгов с целью оказать воздействие на сознание и настроения широких масс;

б) деятельность, преследующая цель убедить кого-нибудь в чем-нибудь, склонить к чему-нибудь.

7. Просвещение:

а) передача кому-либо знаний, культуры;

б) знания, образованность, их распространенность.

Целевая группа: учащиеся школы, родители учащихся, жители города и района.

Исполнители проекта:

1. Координатор проекта - директор школьного музея.

2. Руководитель прохождения маршрута - учитель физкультуры.

3. Руководитель лекторской группы - председатель экскурсионной группы музея.

4. Руководитель группы по сбору фольклора - член учебного комитета, ответственный за культмассовую работу.

5. Технический руководитель проекта - лаборант ТСО.

6. Финансовый руководитель проекта - родитель, член Попечительского совета.

7. Хозяйственный руководитель - родитель, член совета школы.

8. Ответственный за методическое обеспечение - классный руководитель.

9. Ответственный за работу со спонсорами - родитель, член Попечительского совета школы.

10. Связь с общественностью, представителями власти и средствами массовой информации - координатор проекта.

11. Руководитель концертной бригады - педагог-организатор.

12. Руководитель агитбригады - педагог-организатор.

Краткое описание проекта

Для старшеклассника свойственно стремление к познанию мира, саморазвитию, самовыражению.

Это проявляется во многих сферах жизни, в том числе и через определенные виды деятельности:

• путешествия и походы;

• изучение истории своей Родины, родного края;

• приобщение к народному творчеству;

• активизацию своей общественной деятельности.

Очень важно не оставить без внимания и психолого-педагогической помощи процесс развивающейся активности старшеклассников с целью помочь ребятам осознать важность их собственной роли в вопросе развития себя как личности, гражданина и патриота, убедиться в целесообразности своей деятельности.

Благодаря этому у ребят развивается привычка анализировать результаты своей деятельности и своего воздействия на окружающий мир.

Девиз проекта: Через познание и действие - к делам, умам и сердцам.

Задачи проекта

1. Создать инициативную группу по разработке проекта.

2. Привлечь внимание руководства школы, родителей учащихся и средств массовой информации к идее создания летнего волонтерского десанта.

3. Организовать работу по вовлечению учащихся в «Краеведческий десант».

4. Разработать программу действия десанта.

5. Обеспечить финансовую поддержку проекта и деятельности десанта.

6. Обеспечить охрану жизни и здоровья участников волонтерского десанта, предусмотреть и согласовать участие в работе десанта школьной медсестры.

7. Провести туристско-спортивную подготовку и занятия по технике безопасности участников десанта.

8. Изучить состояние дел школьного музея.

9. Организовать досуг учащихся, родителей, учителей.

10. Внести полезное разнообразие в общественную жизнь и досуг населения района.

11. Подготовить отчет, обобщить опыт деятельности летнего краеведческого десанта.

12. Использовать накопленный опыт работы для дальнейшей разработки программы деятельности летних волонтерских отрядов по этому и другим направлениям школьной и общественной жизни.

Методы осуществления задач

1.   Провести встречи со старшеклассниками, используя беседу, опрос, анкетирование для выявления членов инициативной группы по созданию и осуществлению деятельности волонтерского отряда. Привлечь к работе психолога, классных руководителей.

2. Провести встречи инициативной группы с администрацией школы, членами Попечительского совета, журналистом районной газеты.

3. Осветить вопрос организации «Краевого десанта» в специальном выпуске школьного бюллетеня, школьной радиогазете, районной газете.

4. Разработать маршрут движения. Заранее созвониться с администрациями школ, представителями власти по пути следования волонтерского отряда. Провести конкурс на лучший девиз проекта и предложений по программе действий десанта. Решить все организационные и педагогические вопросы по подготовке программы (сообщения, выступления и т. д.). Решить вопросы хозяйственного и технического обеспечения.

5. Провести переговоры с Попечительским советом школы. В школе провести акцию «Поддержим словом и делом» (вырученные средства от сбора макулатуры и металлолома для организации деятельности летнего десанта). Провести переговоры с потенциальными спонсорами. Организовать выступление членов художественных и творческих кружков перед будущими спонсорами. Организовать экскурсию представителей спонсоров в школьный музей. Продумать возможные способы заработать деньги для осуществления проекта членами «Краеведческого десанта».

6. Обеспечить медсестру необходимым медицинским материалом, средствами связи, соответствующей документацией. Провести предварительную работу с медицинскими учреждениями по пути следования отряда.

7. Организовать для членов отряда специальные занятия по физической и туристической подготовке. Изучить состояние погодных условий на время похода, правила поведения и техники безопасности в походе, организовать собеседование по итогам изучения и приобретения навыков туриста.

8. Провести учет экспонатов и материалов школьного музея, изучить их материальное состояние.

9. Провести разъяснительную и агитационную работу.

10. Провести встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, жителями населенных пунктов по пути следования отряда с целью:

• собрать и обработать фольклорный материал;

• сделать записи воспоминаний ветеранов и старожилов;

• собрать фото- и видеоматериал, экспонаты для музея;

• выступить с сообщениями о жизни школы и деятельности школьного музея;

• провести совместные мероприятия с учащимися школ района;

• спланировать ответные визиты;

• организовать выступления концертной группы и агитбригады;

• провести совместную работу по благоустройству военных захоронений и памятников;

• организовать проведение совместных акций милосердия (помощь престарелым и ветеранам);

• провести встречи с представителями средств массовой информации с целью заострить внимание общественности на важности краеведческо-патриотической работы, дать конкретные факты по выполнению намеченных задач проекта.

11. Организовать школьную пресс-конференцию с участием администрации школы, родителей, спонсоров, членов Попечительского совета, учащихся старших классов, представителей районных СМИ с целью отчета о проделанной работе и пропаганды данного вида работы, привлечения к дальнейшей работе (непосредственное участие в походе) представителей молодежи от спонсоров. Оформить документацию, организовать работу выставки-отчета (дневник, фотоматериалы, тургазета и т. д.), выступить по школьному радио (городскому радио).

12. Обобщить результаты (сделано - не сделано, дало положительный - отрицательный результат и т. д.). Рассмотреть перспективы продолжения этой формы работы и по другим направлениям.

Результаты реализации проекта (предполагаемые)

1. Скоординирована работа с психологом, классными руководителями, органами ученического самоуправления. Результативно закончилась намеченная работа по формированию инициативной группы.

2. Вследствие работы инициативной группы признана важность и актуальность деятельности волонтерского отряда. Поддержана инициатива создания «Краеведческого десанта». Обещано содействие со стороны администрации школы.

3. Вопрос освещен в периодической печати, выпущен тематический бюллетень и специальные листовки-призывы принять участие как в организации работы летнего волонтерского десанта, так и непосредственно в его деятельности.

4. Разработан маршрут, решены организационные вопросы с представителями власти района. Проведены конкурсы, подведены итоги. Лучшие предложения приняты, участники поощрены. Проведены консультации по координации плана и текущим организационным вопросам.

5. Получена моральная и материальная поддержка Попечительского совета школы. Проведено заседание совета школы по вопросу передачи средств, вырученных за макулатуру и металлолом. Собраны средства. Собраны и переданы средства от акции «Поддержим словом и делом». Средства переданы координатору проекта и финансовому руководителю.

6. Проведена встреча инициативной группы со спонсорами (горбольница). Оказана помощь в оснащении отряда медицинскими препаратами и материалом. Администрация школы обеспечила отряд средствами связи и техническими средствами. Подготовлена необходимая медицинская документация. Налажена связь с медицинскими учреждениями района (помощь горбольницы).

7. Проведено ... занятий с членами отряда по физической подготовке,... занятий по овладению туристическими умениями, ... занятий по правилам поведения и техники безопасности в поездке и походе. Отряд укомплектован необходимым туристским снаряжением (помощь специалистов Дома творчества).

8. Совместно с экскурсионной группой музея проведен учет экспонатов и материалов музея, их материального состояния. Оказана посильная помощь в ремонте и восстановлении. Составлен перечень предполагаемых экспонатов.

9. Проведено ... встреч с учащимися старших классов, родителями и учителями. Проведена разъяснительно-агитационная работа по вопросам организации и работы волонтерского отряда.

10. Собрано и обработано ... произведений фольклора.

11. Проведено ... встреч со старожилами и ветеранами труда и ВОВ.

12. Оформлен альбом с фотоматериалами похода.

13. Снят видеофильм «Дорогами истории родного края».

14. Собрано ... экспонатов для школьного музея, из них старинных ..., времен ВОВ ...

15. Проведено выступлений по теме «Роль школьного музея в нашей жизни».

16. Проведено ... мероприятий совместно с учащимися следующих школ района...

17. Проведено ... выступлений концертной бригады и ... агитбригады в следующих населенных пунктах района (клубах)..., школах...

18. Благоустроено ... военных захоронений, ... памятников.

19. Проведены акции милосердия (помощь по дому, во дворе, посильный ремонт хозпостроек, распиловка дров и т. д.); в деревне Н. - ... человек, в деревне В. - ... человек и т. д.

20. Проведено ... встреч с представителями сельской власти и средств массовой информации.

22. Проведена школьная пресс-конференция. Сделан отчет о проделанной работе. Подготовлены материалы для статьи в газету.

22. Обобщен опыт деятельности десанта. Работа аналитической группы продолжается. Изучаются новые предложения. Ведется рабочий дневник с последующей передачей наработок и предложений новому составу десанта.

Влияние проекта на общественную жизнь школы и района

1. По результатам школьного анкетирования и опроса проблемы гражданско-патриотического отношения к родному краю, его прошлому и настоящему важны и актуальны.

2. Привлечено внимание общественных и управленческих структур к вопросам милосердия, прошлому края и его настоящему.

3. Проведена встреча с председателем районного общества ветеранов.

4. Изысканы материальные средства по решению некоторых вопросов конкретной помощи ветеранам (примеры), по восстановлению памятников (примеры).

5. Подтверждена реальная возможность организации полезного летнего досуга.

6. Сформированы новые навыки делового и неформального общения.

7. Проведено оздоровление учащихся.

8. Сформированы навыки туризма.

9. Показан и прокомментирован видеофильм для учащихся (на классных часах).

10. Создана дружная творческая команда, способная планировать и решать поставленные задачи.

Недостатки, выявленные при реализации проекта (предполагаемые риски)

1. Недостаток опыта в организации и осуществлении новых форм работы.

2. Недопонимание некоторыми руководителями различных структур важности проводимой работы.

3. Некоторые затруднения в решении финансовых вопросов.

4. Недостаточная организация в решении вопросов о дополнительном заработке участников волонтерского отряда.

5. Нежелание некоторых родителей, учителей, представителей общественности оказывать практическое содействие в решении вопросов проекта.

Финансовый отчет

Статья расходов  Сумма  Прилагаемый документ 
2 3
1. Информационно-методические материалы     
2. Реквизит для выступлений    
3. Питание     
4. Частичные расходы на проезд     
5. Канцтовары    
6. Сувениры     
7. Цветы     
8. Оплата услуг связи     
9. Диски, фотоуслуги     
10. Изготовление фотографий, фотоальбомов     
11. Расходы на инвентарь     
12. Средства в рамках акций милосердия     
13. Непредвиденные расходы (с расшифровкой)     
14. Средства для распечатки материалов     

Рекомендуем посмотреть:

Женщины в годы войны. Рассказы для школьников

Арбузова Светлана # 13 января 2014 в 22:50 +1
Светлана Рудольфовна Арбузова
Очень интересный проект. Работаю в профессиональном лицее с традициями краеведческой работы,отличным краеведческим музеем. Проектной деятельностью занимаемся, но данный летний волонтерский краеведческий проект новое для меня. Предполагаю как было полезно детям работать в данном проекте.Результаты проекта содержательны.
Ирина Николаевна Мелентьева # 27 марта 2014 в 08:24 +1
Сама очень люблю проекты, этот очень интересен!
Проект для нас – это пять «П»
- Проблема
-Проектирование/планирование
-Поиск информации
-Продукт
-Портфолио проекта(рабочие материалы)
-Презентация
Надеюсь пригодиться  v
Наталия Петровна Кера # 14 апреля 2014 в 17:18 +1
Люблю краеведческую работу. Было очень интересно прочитать о том, как она проводится в других школах. Возьму себе на заметку этот проект.
Спасибо за то, что делитесь опытом!
Александра Васильевна Ведова # 17 апреля 2014 в 14:05 +1
Краеведческой работой занимаемся давно, у нас очень хороший школьный музей, но вот проектной деятельностью занялись совсем недавно, материал читала с большим интересом, поскольку летом мы тоже решили осуществить проект, увязав краеведение и экологию. думаю, что волонтерская работа придется ребятам по вкусу. У нас есть и свои наработки, и я с интересом воспользуюсь Вашим материалом. Хорошо, когда есть столько единомышленников!