Как составить план классных часов для старших классов, для 9, 10, 11 классов. Что необходимо учитывать при планировании классного часа. План классных часов на месяц. План классных часов на четверть. План классных часов на полугодие
Планирование классных часов — очень важная часть воспитательной работы классного руководителя. Оно помогает привести педагогические направления к определенной системе, чтобы достичь наибольшей эффективности.
1) физическое развитие учеников, соответствующее их возрасту;
2) интеллектуальное развитие (возможность проведения интеллектуальных игр, марафонов, конференций и т. п.);
3) уровень нравственно-эстетического развития;
4) познавательные умения учеников (способность анализировать, оценивать, понимать, объяснять, определять главную мысль, сравнивать, делать выводы, ставить вопросы, предлагать решения, предвидеть результаты и т. п.);
5) психологические особенности учеников;
6) личностные особенности учеников;
7) психологический климат в классном коллективе и т. д. При планировании классных часов очень важно учитывать мнения учащихся и их родителей. Это касается определения тем, актуальных и полезных для подрост
ков, мероприятий, необходимых для их развития и отдыха. Кроме того, преподаватель выясняет возможность и степень участия в классных часах как учеников, так и их родителей.
Необходимо заинтересовывать родителей в образовательной сфере жизни ребенка, чтобы они проявляли посильное участие в воспитательном процессе, сотрудничали с преподавателем.
На родительском собрании можно предложить родителям ответить на вопросы о том, на чем они хотели бы сделать акцент в воспитании их детей, какие навыки, умения и традиции развить, в каких областях просветить и т. д. Опрос можно провести в виде анкетирования, чтобы каждый родитель принял участие в обсуждении и почувствовал свою ответственность как воспитателя. Сотрудничество с родителями в воспитательной сфере сделает работу классного руководителя более эффективной.
Предлагая участие в планировании классных часов ученикам, необходимо заинтересовать их в этом, дать понять, что их мнение очень важно и будет принято во внимание. Выяснив интересы, предпочтения и пожелания учащихся, классный руководитель может приступать к окончательному формированию плана классных часов. Результат можно будет затем вынести на обсуждение. Если ребята захотят его поправить или дополнить, следует также учесть это и подкорректировать план. Необходимо быть лояльным и уважать мнение классного коллектива.
Участие учеников в планировании скажется на их отношении к классным часам. Они будут более ответственно походить к их подготовке, проявлять активность и внимательность во время классного часа.
При составлении плана преподаватель должен учитывать цели каждого классного часа и определять общие цели. Общей целью является раскрытие индивидуальных особенностей учеников, способствовать их личностному развитию, научить правильно выражать свое мнение, уметь его отстаивать, стимулировать к саморазвитию и т. д.
Самая простая форма плана классных часов — календарная. Такой план удобно оформлять в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Календарный план
Дата проведения классного часа |
Тема классного часа |
Ведущие и участники |
Замечания |
|
|
|
|
В некоторых школах используют календарно-тематический план, где все классные часы разделены на разделы, которые определяют основные направления воспитательной работы в классе (табл. 2).
В этом плане даты могут располагаться в календарном порядке или вразброд. Здесь также оценивается и прослеживается влияние внеурочного общения на учеников, что дает возможность анализировать результативность и эффективность достижения поставленных целей.
Можно построить и более сложный план (см. табл. 3).
Каждый классный руководитель может придумать собственную форму плана классных часов, удобную для использования в дальнейшей работе.
При планировании классных часов на месяц можно определить для каждой недели определенный вид классного часа (табл. 4).
Таблица 2
Календарно-тематический план с примерными темами занятий
Название раздела |
Тема классного часа |
Дата проведения классного часа |
Ведущие и участники |
Влияние разбора темы на коллектив класса |
Примечания |
Здоровье |
«Как сохранить свое здоровье» |
|
|
|
|
«О вреде алкоголя на организм» |
|
|
|
|
|
«В чем опасность наркотиков» |
|
|
|
|
|
Эстетическое воспитание |
«Нужно ли любить природу» |
|
|
|
|
«Зачем интересоваться искусством» |
|
|
|
|
|
«Почему важно воспитывать в себе вкус» |
|
|
|
|
Таблица 3
Вариант оформления плана классных часов
Дата проведения классного часа |
|
|
|
|
|
Тема классного часа |
|
|
|
|
|
Номер классного часа по данной теме |
|
|
|
|
|
Форма проведения классного часа |
|
|
|
|
|
Ответственные за подготовку и проведение классного часа |
|
|
|
|
|
Цели классного часа |
|
|
|
|
|
Применяемые методы обучения |
|
|
|
|
|
Используемый материал |
|
|
|
|
|
Виды контроля и обратной связи |
|
|
|
|
|
Знания и умения, которые должны быть сформированы у учеников на классном часе |
|
|
|
|
|
Примечания |
|
|
|
|
|
Таблица 4
Планирование классных часов по неделям месяца
Время проведения классного часа в течение месяца |
Вид тематического классного часа |
Возможные темы для классных часов |
Каждая 1 -я неделя |
Классные часы по ЗОЖ или ОБЖ |
«Спорт в нашей жизни», «Как вести себя при террористической угрозе» и т. д. |
Каждая 2-я неделя |
Интеллектуальные викторины, конкурсы, соревнования, игры, тренинги |
«Что? Где? Когда?», КВН, «Умники и умницы», «Научись говорить "нет"» и т. д. |
Каждая 3-я неделя |
Дискуссии или нравственные классные часы |
«Друзья и враги», «Как добиться успеха», «Классическая музыка и тяжелый рок» и т. д. |
Каждая 4-я неделя |
Празднование дней рождения |
«Что подарить другу на день рождения», «Традиции празднования дней рождения в других странах» и т. д. |
План на четверть может быть составлен в соответствии с программой воспитания. Например, на каждую четверть приходится по два основных направления. В рамках этих направлений выстраиваются следующие темы (табл. 5).
План можно составить также исходя из того, чтобы в каждой четверти обязательно было по одной теме из каждого педагогического направления (табл. 6).
Планировать темы классных часов на полугодие можно исходя из того, какие мероприятия намечаются в первом и втором полугодии. Так, например, в первой части года очень мало праздников, в то время как во второй, напротив, их очень много: Рождество, 23 февраля, Масленица, 8 Марта, Пасха, 1 апреля, 1 Мая, 9 Мая, выпускной бал и др. Поэтому первое полугодие можно разнообразить классными часами, в которых используются игровые формы (табл. 7). Например, можно провести КВН, брейн-ринг, викторины, сценки, соревнования и т. д. Помимо этого, необходимо включить серьезные темы, например по охране здоровья или безопасности жизнедеятельности.
Таблица 5
Планирование классных часов на четверть
Название раздела |
Тема классного часа |
Время проведения классного часа в III четверти |
Направление «Православное воспитание учащихся» |
«История православия» |
1-я неделя четверти |
«Великие святые» |
2-я неделя четверти |
|
«Традиции и обычаи празднования Рождества» |
3-я неделя четверти |
|
«Традиции и обычаи празднования Пасхи» |
4-я неделя четверти |
|
Направление «Интеллектуальное развитие учащихся» |
Лекции с презентацией |
5-я неделя четверти |
Интеллектуальный марафон |
6-я неделя четверти |
|
Читательская конференция |
7-я неделя четверти |
|
Игра «Умники и умницы» |
8-я неделя четверти |
|
Итоговый классный час |
9-я неделя четверти |
Таблица 6
Планирование классных часов на четверть
Время проведения классного часа |
Название направления |
Тема классного часа |
1 -я неделя четверти |
ОБЖ |
«Как вести себя при пожаре» |
2-я неделя четверти |
Охрана здоровья |
«Нужно ли закаливаться?» |
3-я неделя четверти |
Эстетическое воспитание |
«Творчество и самореализация» |
4-я неделя четверти |
Праздник |
«Маскарад (Новый год)» |
5-я неделя четверти |
Актуальные молодежные вопросы |
«Как научиться не чувствовать себя одиноким» |
6-я неделя четверти |
Нравственно- православное воспитание |
«Как правильно воспринимать материалы СМИ» |
7-я неделя четверти |
Патриотическое воспитание |
«История родного города. Один год» (год по выбору учащихся) |
8-я неделя четверти |
Актуальные молодежные вопросы |
«Проблемы подросткового периода» |
9-я неделя четверти |
Подведение итогов |
Таблица 7
Примерный план на первое полугодие
Время проведения |
Название темы |
Содержание классного часа |
1 |
2 |
3 |
1-я неделя полугодия |
«Мир, в котором я живу» |
Размышления на тему о своем месте в этом мире и возможности изменить мир к лучшему |
2-я неделя полугодия |
«Спорт — это круто!» |
Размышления о пользе спорта для человека и его роли в общественной жизни |
3-я неделя полугодия |
«Красота спасет мир» |
Творческий вечер, посвященный разным видам искусства |
4-я неделя полугодия |
«Поведение в обществе — мое личное дело или моя личная ответственность?» |
Этический классный час |
5-я неделя полугодия |
«Осенний бал» |
Праздник осени: торжественное праздничное мероприятие с чаепитием, вопросами на размышление, конкурсами, играми, танцами |
6-я неделя полугодия |
«Необычные хобби» |
Информационный классный час; час общения, в подготовке участвуют ученики |
7-я неделя полугодия |
«Учитель — это звучит гордо!» |
Праздничный вечер, посвященный учителям |
8-я неделя полугодия |
Ученическое собрание |
Беседа с учениками об их успеваемости, поведении, успехах и неудачах, общественной и внеклассной работе и т. п. |
Окончание табл. 7
1 |
2 |
3 |
9-я неделя полугодия |
Экскурсия по памятным историческим местам |
Время каникул |
10-я неделя полугодия |
«Все работы хороши — выбирай на вкус» |
Разговор о выборе своего жизненного пути |
11 -я неделя полугодия |
«Здоровый образ жизни — альтернатива чему?..» |
Дискуссия о важности ведения правильного образа жизни |
12-я неделя полугодия |
«Супермен и супер- вумен» |
Шоу-конкурс, возможность показать себя и проявить свои способности |
13-я неделя полугодия |
«Месть или прощение?» |
Нравственная беседа, дебаты |
14-я неделя полугодия |
«Если рядом террорист» |
ОБЖ: лекция о том, как вести себя в ситуациях, связанных с террором,тренинги |
15-я неделя полугодия |
КВН «Куда уходит детство» |
Игра-соревнование |
16-я неделя полугодия |
«О вкусах не спорят» |
Этический классный час: пресс- конференция, выступления учеников, дискуссии |
17-я неделя полугодия |
«Вредные привычки и их жертвы» |
О губительных последствиях увлечения алкоголем,табакокурением, наркотиками |
18-я неделя полугодия |
«Что год грядущий нам готовит?» |
Проводы старого года, встреча нового. Беседа-размышление о планах и мечтах на будущий год, чаепитие |
Второе полугодие рекомендуется насытить серьезным общением, например дискуссиями и конференциями на актуальные для старшеклассников темы, а также классными часами, направленными на воспитание патриотического сознания (табл. 8).
Таблица 8
Примерный план на второе полугодие
Время проведения |
Название темы |
Содержание классного часа |
1 |
2 |
3 |
1 -я неделя полугодия |
«На земле мир, в человеках благоволение» |
Основы православия. Рождество Христово. |
2-я неделя полугодия |
Зависимости |
ЗОЖ: конференция |
3-я неделя полугодия |
Брейн-ринг |
Интеллектуальная игра на тему известных литературных произведений |
4-я неделя полугодия |
«Огонь вокруг нас» |
ОБЖ: лекция о поведении при пожаре, тренинги |
5-я неделя полугодия |
День защитника Отечества |
Информационный час, конкурсы, сценки,чаепитие |
6-я неделя полугодия |
«Гори, гори ясно!» |
Масленица: информация о народных традициях, сценки, чаепитие с блинами |
7-я неделя полугодия |
«Конкурс красоты» |
Шоу по случаю празднования 8 Марта, презентация женщины, раскрытие ее прекрасных качеств |
8-я неделя полугодия |
«Скажи, как ты одет, и я скажу, кто ты» |
Разговор и дискуссия о внешнем виде, какую информацию он несет в себе, важности стиля, опрятности, моде и т. п. |
9-я неделя полугодия |
«Все суета сует...» |
Разговор о стрессе, депрессии, мыслях о самоубийстве и выходе из таких состояний |
10-я неделя полугодия |
«Светлое Христово Воскресение» |
Основы православия. Праздник Пасхи |
11 -я неделя полугодия |
«Как празднуют День смеха в других странах» |
1 апреля |
12-я неделя полугодия |
«Я гражданин: права и обязанности» |
Гражданско-патриотическое воспитание в форме лекции, конференции и т. п. |
13-я неделя полугодия |
«Забота о репродуктивном здоровье» |
ЗОЖ: венерические болезни — информационная лекция, беседа, дискуссия |
14-я неделя полугодия |
«Можно ли победить зло добром?» |
Нравственная беседа, дискуссия |
Окончание табл. 8
1 |
2 |
3 |
15-я неделя полугодия |
«Окно в мир» |
К празднованию 1 мая: обзор политических событий в мире, стране, области — в виде пресс- конференции, презентации, дебатов и т. п. |
16-я неделя полугодия |
«Настоящий человек» |
К празднованию 9 Мая: разговор о героях и героических поступках |
17-я неделя полугодия |
Викторина |
Интеллектуальная игра-тест по всем школьным предметам |
18-я неделя полугодия |
«На пороге взрослой жизни» |
Разговор о судьбе, планах на будущее, возможностях, которые предоставляет этот мир, и опасностях взрослой жизни, которые подстерегают за порогом школы |
Любовь # 8 января 2015 в 20:22 0 |
Спасибо большое. Очень полезный материал. Обязательно воспользуюсь. |