Любому ученику необходимо чувство безопасности. Тогда ему будет комфортно. У старшеклассников чувство безопасности связано с группой. Принадлежность к группе в этом возрасте очень важна. Группа представляет собой нечто целое. Именно группа решает, во что одеваться, как себя вести. Подростки считаются с мнением группы. Мнение и поведение членов группы становятся для школьников важнее, чем мнение родителей и учителей.
Подросток, не принадлежащий ни к какой группе, чувствует себя очень одиноко. Задачей воспитателя является ввести ученика в группу других учеников — класс.
Чувство безопасности у школьника зависит от того, насколько одноклассники доверяют друг другу. Если в классе царят доверительные отношения, то школьник будет более уверенно чувствовать себя и в окружающем его мире.
Для классного руководителя очень важно знать, какие отношения существуют в классе между учениками. Именно на классных часах формируются отношения между учениками, основанные на дружбе, доверии, взаимопомощи. Здесь они лучше узнают друг друга, когда высказываются на разные темы, выполняют сообща задания преподавателя и т. д.
Чувство безопасности очень важно для эмоционального, умственного и физического развития подростков. Во многих семьях нет условий, в которых бы вырабатывалось это чувство. В некоторых семьях отсутствует один из родителей, в других наблюдаются недостаток внимания к детям, социальная нестабильность и т. д. У ребенка, предоставленного самому себе, часто просто не может сформироваться чувство защищенности.
Важной задачей классного руководителя как воспитателя является забота о том, чтобы в школьном коллективе ученики имели чувство безопасности. Тогда они будут доверять учителю и группе, а также лучше относиться к учебе.
Преподаватель должен проявлять много сознательных усилий, особенно в отношении тех детей, которые чувствуют себя неуверенно. Необходимо всячески одобрять школьников, давать им понять, что в классе с ними считаются, ими интересуются, их ценят и любят. Поведение классного руководителя, его воспитательная работа должны порождать такие убеждения у учеников на подсознательном уровне.
На классных часах школьники учатся не только общаться друг с другом, но и сотрудничать, создавать моральную атмосферу в классе. Следует помнить, что коллектив очень сильно влияет на формирование личности подростка. В связи с этим очень важно, чтобы в классном коллективе царил здоровый психологический климат. Отношения между учениками должны быть правильными, основанными на общепринятых моральных нормах и духовных ценностях. Для этого классный руководитель должен использовать тематические классные часы, на которых каждый ученик может быть услышан, понят и принят другими одноклассниками.
Рекомендуем посмотреть:
Игры и упражнения на формирование коллектива
Выявление лидеров в коллективе
Определение ценностных ориентиров ребенка
Игры на сплочение детского коллектива
Игры на выявление лидеров