Знание глубоких исторических корней и традиций, государственной и воинской символики, лежащих в основе современного российского общества и Вооруженных Сил, должно стать основой патриотического воспитания подрастающего поколения, так как в этом заложена преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и воинскому наследию России, формирование и понимание духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма.
Воспитание на воинских традициях включает:
• активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов;
• приобщение ветеранов войн, участников вооруженных конфликтов, ветеранов ВС к основным мероприятиям военно- патриотического воспитания;
• насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к ВС РФ.
В чем же состоит сущность традиций? Правильно определить ее можно только на основе конкретно-исторического подхода. Процесс формирования, возникновения традиций имеет объективную основу. В них закрепляется то, что приобрело устойчивый, постоянный, значимый характер.
Жизнь боевых традиций армии и флота находит выражение в сознании и делах воинов, сложившихся ритуалах, нормах, обычаях. Современная действительность рождает новые традиции. Они закрепляются в таких ритуалах, как празднование дня части, чествование отличников боевой подготовки, вручение боевой техники и оружия новому пополнению, заступление на боевое дежурство. Нельзя обойтись без того, что накоплено предшествующими поколениями.
Традиции важны и с точки зрения формирования убеждений. Знание боевого прошлого помогает школьникам, не имеющим жизненного и социального опыта, получить правильные представления о героической истории, боевом пути ВС России, о трудностях минувших лет, что способствует формированию у подростков уважения к армейской службе, воспитывает готовность к служению Отечеству.
Таким образом, боевые традиции ВС становятся связующим звеном между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Именно при их помощи происходит передача новым поколениям тех качеств, того опыта, которых требует от нас Родина.
Боевые традиции обладают рядом существенных признаков:
1. Всеобщность. Традиции признаются обществом как нужные и правильные, позволяющие обрести характер неписаных моральных законов.
2. Прочность. Традиции, формируясь и развиваясь, со временем становятся прочным коллективным навыком, что придает им большую стабилизирующую силу. Будучи таковыми, они цементируют воинские коллективы и способствуют воспитанию личности патриота.
3. Жизненность. Традиции - это не умозрительная система, а явления жизни, факт самой действительности, проявляющийся в убеждениях и действиях людей. Многие традиции овеяны духом яркой и торжественной красоты. Они часто специально обставляются нарядными, эмоционально заразительными, впечатляющими элементами.
4. Долговечность. Красивые, богатые, общественно-ценные традиции сохраняются, даже если они видоизменились или утратили свое первоначальное содержание. Они хранятся как память и дань признательности героическому прошлому.
5. Преемственность. Все, что воплощено в боевых традициях ВС, близко и дорого каждому российскому патриоту. Сегодняшние традиции берут самое лучшее из прошлого, тем самым ощущая живую связь всех поколений, связь с историей Отечества.
Боевые традиции ВС РФ - предмет особой гордости и славы нашего народа, наше могучее, никогда не ржавеющее оружие!
Очень сложно провести грань между героикой народа и боевыми традициями ВС. Они тесно переплетены и пронизывают своим содержанием эти понятия. Например, военно-патриотическое воспитание невозможно без соблюдения традиции почета Боевого Знамени, знамени воинской части, Флага России - символа борьбы и побед, принадлежности к великому государству - России.
Защищая знамя, гибли в неравных боях сыны Родины. Верность знамени флагу исходит из верности народу, Отечеству. Ритуал и традиции его почета имеют огромное значение в воспитании любви к Родине, помогают воспитывать у школьников чувство гражданского и воинского долга. Почет знамени, флага, уважение к знаменосцу воспитывается большой разъяснительной работой, знакомством с историей знамени, яркими, волнующими рассказами о знаменосцах, погибших при охране и спасении боевого знамени.
Рассказы ветеранов о верности знамени, которому присягали единожды на всю жизнь, об уставном требовании, гласящем: «Знамя части есть символ воинской чести, доблести и славы. Оно является напоминанием о священном долге, о боевом пути части», эти рассказы воспринимаются учащимися с большим интересом, если подкреплены яркими, живыми примерами.
Идейная неразделимость воинской символики с историей Отечества имеет огромную силу в патриотическом воспитании. С самого начала возникновения символика имела глубокий социальный смысл.
Что такое «символ»? В настоящее время термин «символ» означает предмет, действие или образ, служащий условным обозначением определенного понятия, идеи, а под «символикой» подразумевается совокупность символов. За основу в символике всегда бралось не только внешняя форма, но и связь с деятельностью ВС, ее единство с поколениями и историей страны.
Воспитательное значение воинской символики заложено прежде всего в идее - единстве армии и народа, в верности Отечеству, преемственности поколений.
Характеризуя понятия «ритуалы» и «традиции», мы выделяем, прежде всего, их эмоциональное воздействие на сознание ребят, выделяемые самые существенные признаки, специфические черты и рассматриваем их как сильнейшее средство воспитания.
«Ритуал» - термин славянского происхождения, что означает «обряд». Вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий; выражает определенные социальные и культурные ценности и взаимоотношения. Это традиционно выработанный метод социального воспитания.
«Традиция» - от латинского слова «передача». Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся долгое время.
В качестве традиций выступают ценности, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды. В армии - боевые традиции выражают, прежде всего, идею преемственности поколений. Воинская символика прежде всего указывает на принадлежность к ВС России и воспитывает сознание, мировоззрение, преданность, честь и долг - все то, что необходимо для формирования гражданина-патриота. Воспитательная роль воинских традиций и ритуалов (а они являются составными воинской символики) осуществляется через эмоциональное восприятие: красочность, торжественность, строгость, четкость, величие.
Присяга, знамя, строй, рапорт - все это воздействует на эмоциональную сферу детей, проникает в душу. Красочность воинских ритуалов придает стройность всей деятельности ВС, создает неповторимую эстетику воинской службы. Притягательная сила воинской символики определяется еще тем, что своим назначением она обращена непосредственно к личности.
К сожалению, проблема военно-патриотического воспитания на боевых традициях ВС не просто остается, а требует внимания на всех уровнях, особенно в связке «школа - армия».
Для формирования любви к своему Отечеству, народу, армии необходимо участие самих ребят. Они должны не просто слушать, а добывать знания на основе своих убеждений. В этой работе необходимо, как нам кажется, выйти за рамки предмета, за рамки обычной школы. Это глубокие, исследовательские работы, участие в межшкольных конференциях, работа в архивах и библиотеках, участие в военно-исторических чтениях.
Когда-то был поход по местам боевой и трудовой славы народа. Слава осталась - поход умер. Правда, есть указ «О днях воинской славы». Но ведь пропагандой этих дней занимаются далеко не все школы. Нам кажется, что День славы в школе должен быть праздником, о его значении должны говорить историки, литераторы, учителя-предметники.
Дни воинской славы, победные дни России определены в законе Российской Федерации. Их всегда пятнадцать. Но вот парадокс - многих дней ратной славы нет в программе по истории. А ведь реализовать требования закона - долг и обязанность тех, кто работает сегодня с молодежью. Именно военная слава привлекает наших школьников, в ней они видят романтику подвига.
Приведу для примера праздник одного дня в школе г. Тамбова.
8 апреля. Все учащиеся этой школы знают, что это за день в истории России, какое историческое событие вписало этот день в воинскую славу Отечества. День начался с торжественного построения школьников и курсантов Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища. Так отмечается дата победы А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. После парада в музейно-выставочном комплексе училища проходит военно-историческая конференция школьников и курсантов на тему «Подвиг князя А. Невского и воинства русского на Чудском озере во славу независимости и чести Отечества». Школьники рассказывали не только о воинском искусстве, полководческом таланте А. Невского, но и об образе А. Невского в художественной литературе, искусстве, кинематографе. После конференции - концерт «Победный марш России».
Главный результат всей военно-патриотической работы на традициях ВС и героическом прошлом народа заключается в том, чтобы нынешние школьники в полной мере осознали себя наследниками героических свершений старших поколений. Осознали и достойно продолжали своими делами на благо Отечеству эстафету героизма.
И если сегодня подойти к оценке работы по воспитанию патриотов таким образом, то надо признать: нам есть о ком говорить. Нельзя не видеть переклички времен, не признать преемственности убеждений, идеалов, человеческих черт героев старших поколений, немало примеров героизма, верности присяге и сегодня.
Не только Афганистан стал проверкой на прочность патриотизма воинов. Так уж совпало, и это знаменательно: 28 панфиловцев закрыли собой Москву; 28 пожарных, в основном молодых парней, в мирное время, в апреле 1986 года заслонили собой Родину от большой беды во время аварии на Чернобыльской АЭС. Высшей наградой Родины - звания Героя были удостоены: майор внутренней службы Л. П. Телятников и - посмертно - лейтенанты внутренней службы В. Кибенок, В. Правик.
В одной судьбе переплелись, и не случайно, Афганистан и Чернобыль. Анатолий Циркунов в Афганистане стал кавалером ордена Красной Звезды. После возвращения домой, по личной просьбе в 1986 году был направлен на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Думается, этих примеров достаточно, чтобы понять: не распалась и никогда не распадется связь времен. Не разомкнется цепь героических дел на благо Отечества.
Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах
Классный час: Афганистан, 5 класс
Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс
Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов
Нет комментариев. Ваш будет первым!