Очень часто взрослые считают, что у детей и подростков нет нужд — они заняты играми, учебой, домашними заданиями, их не беспокоят проблемы, происходящие в окружающем мире. Но это заблуждение.
Дети имеют свои нужды — духовные, психологические, физиологические. Чтобы понять их, надо узнать, чем и как живет школьник.
Задачей классного руководителя в данном случае является привести ученика к открытости, когда он может выразить себя. Педагог должен уметь проникать в мир ребенка, мир его мыслей и сомнений.
К физиологическим нуждам можно отнести хорошее здоровье и энергию.
Интеллектуальные нужды школьника: живой интерес, хорошие желания и намерения, постижение нового. Радость, переживаемая школьником, является источником энтузиазма, который побуждает ученика прилагать больше усилий к обучению. Любое эмоциональное переживание — радостное или печальное — делает школьника мудрее, опытнее.
Психологические нужды: чувство безопасности, заботы, опеки, понимание, успех. Большинство психологических проблем школьника формируется в детстве. Именно в этот период человек получает самые тяжелые душевные раны, которые дают о себе знать порой всю жизнь.
Развод родителей создает острую нужду во внимании. Школьник нуждается в заботе и опеке. Если нужда ребенка в любви и принятии не удовлетворяется, это приводит к надрыву психики.
Психические проблемы могут влиять как на физическое, так и на умственное самочувствие. Удрученное состояние, уныние, отчаяние могут стать причинами серьезной болезни.
Любовь — это не просто чувство. Это самоотдача. Именно в этом заключается любовь учителя к его ученикам. Он полностью отдает себя. Полезно задать себе вопросы: «Хорошо ли я знаю каждого ученика в своем классе? Знаю ли я, что происходит в его жизни?»
Например, у Коли очень серьезно болен младший братишка. Родители отдают все внимание и заботу брату, а Коля в это время как бы обделен их любовью. Он чувствует себя нелюбимым, отверженным, брошенным. Возможно, Коля мучается от осознания, что он не любит младшего братишку, о котором должен заботиться и помогать.
Катя каждый день должна преодолевать себя, когда собирается в школу. Ее пугают отвержение одноклассниц, их насмешки из-за того, что она плохо понимает математику или одевается не так модно, как они.
Паша переживает тяжелый период — его родители на грани развода, они каждый день ругаются и вовлекают в этот конфликт сына. Мальчик в растерянности, он не знает, что может или должен сделать в данной ситуации. Возможно, Пашу мучает мысль, что это его вина, что родители не хотят жить вместе.
Настя уже вторую неделю отсутствует по болезни. Может, у нее что-то серьезное? Как она себя чувствует?
Отдача любви — это проявление участия в каждом своем ученике. Для этого надо постараться узнать их лучше, иметь представление, чем наполнена их жизнь, что их радует, а что печалит или беспокоит. Необходимо наблюдать за проявлениями эмоционального состояния школьников, разговаривать, уделять время, быть внимательным к тому, что они говорят.
Многие школьники считают, что они постоянно должны демонстрировать окружающим свое хорошее настроение, что им удается, и преподаватели начинают думать, что у детей нет никаких проблем. Это совсем не так. Любой школьник может иметь много проблем и находиться в сильнейшем напряжении из-за этого, например испытывать страх, неуверенность, неумение понять другого, комплекс неполноценности и др.
Любому ученику необходимы опека, забота. При этом к каждому нужно подходить индивидуально. Кому-то требуется больше поощрения, кому-то не помешает немного строгости для дисциплины, кому-то достаточно просто доброго взгляда.
Когда школьника не признают его сверстники или родители, он чувствует себя очень одиноко, подавленно. Ему кажется, что он никому не нужен. Часто он думает так: «Они меня не любят, тогда и я не буду с ними общаться».
Отверженный подросток может с головой окунуться в чувство жалости к самому себе. Когда он не встречает понимания и тепла, начинает думать, что что-то с ним не так, наверное, он какой-то ущербный.
Не находя удовлетворения в нужде быть принятым, некоторые школьники убегают из дома, другие начинают думать, что их взяли из детдома, третьи настолько поддаются отчаянию, что уходят из реальности. Бывают и такие случаи, что дети доходят до крайности — прибегают к самоубийству, и все это только для того, чтобы обратить на себя хоть немного внимания.
Некоторые подростки просто закрываются в себе, напуская на себя безразличие. Таким способом они пытаются защитить свое израненное сердце. При этом такой школьник может проявлять дружелюбие, добродушие. Но может и взбунтоваться, стать эгоистичным, несдержанным, бесчинным. Такие ученики могут даже прибегнуть к алкоголю, наркотикам, пойти на серьезное преступление.
Нужно проявлять любовь к нему. Он должен почувствовать, что его любят, принимают, о нем заботятся, он не безразличен окружающим.
Проявить любовь можно в общении, оказывая школьнику внимание, хваля его в присутствии других учеников, разговаривать, вместе смеяться над чем-нибудь, интересоваться увлечениями ребенка (футбол, компьютер, кружок и т. д.).
Не стоит в общении с учениками пытаться показать себя слишком авторитетным. Дистанция между ребенком и учителем не должна быть очень большой, иначе это оттолкнет ученика.
Наблюдая за учеником, необходимо подмечать изменения в его поведении. Возможно, он стал слишком тихим или, наоборот, — чрезмерно активен, раздражителен, ведет себя агрессивно.
Очень полезны личные беседы с каждым учеником, для которых нужно постараться найти хоть немного времени. Наедине преподаватель может спросить о чем-то личном, о чем школьник не решится рассказать на общих встречах. Сама заинтересованность преподавателя жизнью ученика очень много значит для него.
В помощь преподавателю
Чтобы узнать о нуждах учеников, можно использовать следующий прием. Учительница говорит: «Я рассказала вам столько примеров из своей жизни, теперь пора и вам поделиться чем-нибудь из своей. Возможно, Саша расскажет нам на следующей неделе какую-нибудь историю? Начать можно так: "Однажды я очень рассердился, потому что..."»
Этот рассказ можно начинать по-разному: «Самое радостное событие в моей жизни было...»; «Самое неприятное событие произошло со мной...»; «Больше всего я была напугана, когда...»; «Однажды мне было очень стыдно, когда...»; «Один раз я поступил нечестно, когда...» и т. д.
Ответы и рассказы учеников можно использовать в дальнейшем для дискуссий, чтобы побудить других школьников рассказать о похожих проблемах, имевших место в их жизни.
Юлия Михайловна Шныпко # 10 мая 2014 в 18:15 0 |
Наталья Михайловна Балакина # 3 декабря 2014 в 18:23 0 | ||
|