Забота о нуждах школьников

Забота о нуждах школьников

Очень часто взрослые считают, что у детей и подростков нет нужд — они заняты играми, учебой, домашними заданиями, их не беспокоят проблемы, происхо­дящие в окружающем мире. Но это заблуждение.

Дети имеют свои нужды — духовные, психологические, физиологические. Чтобы понять их, надо узнать, чем и как живет школьник.

Задачей классного руководителя в данном случае является привести ученика к открытости, когда он может выразить себя. Педагог должен уметь проникать в мир ребенка, мир его мыслей и сомнений.

К физиологическим нуждам можно отнести хорошее здоровье и энергию.

Интеллектуальные нужды школьника: живой интерес, хорошие желания и намерения, постижение нового. Радость, переживаемая школьником, является источником энтузиазма, который побуждает ученика прилагать больше усилий к обучению. Любое эмоциональное переживание — радостное или печальное — делает школьника мудрее, опытнее.

Психологические нужды: чувство безопасности, заботы, опеки, понимание, успех. Большинство психологических проблем школьника формируется в детстве. Именно в этот период человек получает самые тяжелые душевные раны, которые дают о себе знать порой всю жизнь.

Развод родителей создает острую нужду во внимании. Школьник нуждается в заботе и опеке. Если нужда ребенка в любви и принятии не удовлетворяется, это приводит к надрыву психики.

Психические проблемы могут влиять как на физическое, так и на умственное самочувствие. Удрученное состояние, уныние, отчаяние могут стать причинами серьезной болезни.

Потребность быть любимым

Любовь — это не просто чувство. Это самоотдача. Именно в этом заключается любовь учителя к его уче­никам. Он полностью отдает себя. Полезно задать себе вопросы: «Хорошо ли я знаю каждого ученика в своем классе? Знаю ли я, что происходит в его жизни?»

Например, у Коли очень серьезно болен младший братишка. Родители отдают все внимание и заботу брату, а Коля в это время как бы обделен их любовью. Он чувствует себя нелюбимым, отверженным, брошенным. Возможно, Коля мучается от осознания, что он не любит младшего братишку, о котором должен заботиться и помогать.

Катя каждый день должна преодолевать себя, когда собирается в школу. Ее пугают отвержение одноклассниц, их насмешки из-за того, что она плохо понимает математику или одевается не так модно, как они.

Паша переживает тяжелый период — его родители на грани развода, они каждый день ругаются и вовле­кают в этот конфликт сына. Мальчик в растерянности, он не знает, что может или должен сделать в данной ситуации. Возможно, Пашу мучает мысль, что это его вина, что родители не хотят жить вместе.

Настя уже вторую неделю отсутствует по болезни. Может, у нее что-то серьезное? Как она себя чувствует?

Отдача любви — это проявление участия в каждом своем ученике. Для этого надо постараться узнать их лучше, иметь представление, чем наполнена их жизнь, что их радует, а что печалит или беспокоит. Необходимо наблюдать за проявлениями эмоционального состояния школьников, разговаривать, уделять время, быть внимательным к тому, что они говорят.

Нужда в опеке

Многие школьники считают, что они постоянно должны демонстрировать окружающим свое хорошее настроение, что им удается, и преподаватели начинают думать, что у детей нет никаких проблем. Это совсем не так. Любой школьник может иметь много проблем и находиться в сильнейшем напряжении из-за этого, например испытывать страх, неуверенность, неумение понять другого, комплекс неполноценности и др.

Любому ученику необходимы опека, забота. При этом к каждому нужно подходить индивидуально. Кому-то требуется больше поощрения, кому-то не помешает немного строгости для дисциплины, кому-то достаточно просто доброго взгляда.

Потребность быть принятым

Когда школьника не признают его сверстники или родители, он чувствует себя очень одиноко, подавленно. Ему кажется, что он никому не нужен. Часто он думает так: «Они меня не любят, тогда и я не буду с ними общаться».

Отверженный подросток может с головой окунуться в чувство жалости к самому себе. Когда он не встречает понимания и тепла, начинает думать, что что-то с ним не так, наверное, он какой-то ущербный.

Не находя удовлетворения в нужде быть принятым, некоторые школьники убегают из дома, другие начинают думать, что их взяли из детдома, третьи настолько поддаются отчаянию, что уходят из реальности. Бывают и такие случаи, что дети доходят до крайности — прибегают к самоубийству, и все это только для того, чтобы обратить на себя хоть немного внимания.

Некоторые подростки просто закрываются в себе, напуская на себя безразличие. Таким способом они пытаются защитить свое израненное сердце. При этом такой школьник может проявлять дружелюбие, добродушие. Но может и взбунтоваться, стать эгоистичным, несдержанным, бесчинным. Такие ученики могут даже прибегнуть к алкоголю, наркотикам, пойти на серьезное преступление.

Как помочь ребенку, пережившему потрясение

Нужно проявлять любовь к нему. Он должен почувствовать, что его любят, принимают, о нем заботятся, он не безразличен окружающим.

Проявить любовь можно в общении, оказывая школьнику внимание, хваля его в присутствии других учеников, разговаривать, вместе смеяться над чем-нибудь, интересоваться увлечениями ребенка (футбол, компьютер, кружок и т. д.).

Не стоит в общении с учениками пытаться показать себя слишком авторитетным. Дистанция между ребенком и учителем не должна быть очень большой, иначе это оттолкнет ученика.

Наблюдая за учеником, необходимо подмечать изменения в его поведении. Возможно, он стал слишком тихим или, наоборот, — чрезмерно активен, раздражителен, ведет себя агрессивно.

Очень полезны личные беседы с каждым учеником, для которых нужно постараться найти хоть немного времени. Наедине преподаватель может спросить о чем-то личном, о чем школьник не решится рассказать на общих встречах. Сама заинтересованность преподавателя жизнью ученика очень много значит для него.

В помощь преподавателю

Чтобы узнать о нуждах учеников, можно использовать следующий прием. Учительница говорит: «Я рассказала вам столько примеров из своей жизни, теперь пора и вам поделиться чем-нибудь из своей. Возможно, Саша расскажет нам на следующей неделе какую-нибудь историю? Начать можно так: "Однажды я очень рассердился, потому что..."»

Этот рассказ можно начинать по-разному: «Самое радостное событие в моей жизни было...»; «Самое неприятное событие произошло со мной...»; «Больше всего я была напугана, когда...»; «Однажды мне было очень стыдно, когда...»; «Один раз я поступил нечестно, когда...» и т. д.

Ответы и рассказы учеников можно использовать в дальнейшем для дискуссий, чтобы побудить других школьников рассказать о похожих проблемах, имевших место в их жизни.

Юлия Михайловна Шныпко # 10 мая 2014 в 18:15 0
Любовь, поддержка и внимание всегда творили чудеса, так что здесь нет никакого открытия, только еще раз стоит всем напомнить о необходимости творить добро. Спасибо , что напомнили. Удачи и успехов в работе.
Наталья Михайловна Балакина # 3 декабря 2014 в 18:23 0
Спасибо за полезную статью. Важны добро, взаимопонимание, самоотдача. Конечно, эти качества важны не только в профессии педагога, но и в жизни. Жаль, что не все родители так относятся к своим детям.