Методический комментарий. В ходе игры решаются задачи сплочения временного детского коллектива, формирования командного духа и создания основ благоприятного психологического климата коллектива. Собственно говоря, это и есть психолого-педагогические задачи проведения данной игры. Играют от одной до 7- 8 команд. В условиях детского оздоровительного лагеря играть в «Лабиринт пространства и времени» можно в первый или второй день заезда, так как в ходе игры может происходить знакомство детей друг с другом.
Подготовка. Данная игра-путешествие может проходить на открытой местности или в достаточно просторном помещении. Необходимо заранее подготовить и развесить по маршруту лабиринта листы (секторы) с числами от 1 до 50. Не увеличивайте число секторов, иначе вы рискуете долго ждать финиша команд.
А теперь внимательно посмотрите на примерную схему прохождения маршрута (рис.). Обратите внимание на то, что на этой схеме есть «ловушки», «помогалки», «обходилки» и просто «дурилки». Все они окрашены в свой, присущий только им цвет. Этот цвет должен совпадать не только на схемах всех команд, но и на самом маршруте (на заранее развешенных секторах).
Схема прохождения лабиринта (для трёх команд)
Для каждой команды назначается независимый эксперт — один из членов организационной группы. Его функции — контролировать правильность выполнения заданий и координировать действия команды (пояснять непонятные моменты, избегать встреч с другими командами и т. д.). Также вместе с командой передвигается и педагог (вожатый, учитель).
Сначала необходимо провести сбор-старт игры. На нем ведущий говорит детям, что им предстоит путешествие в пространстве и времени. Это очень опасно, но чрезвычайно интересно, так как они попадут в другие измерения, постигнут смысл и направление течения времени и смогут приоткрыть завесу великой тайны вечного сосуществования пространства и времени. Организаторы игры торжественно представляют проводников — независимых экспертов, которые занимают места у своих команд.
Далее все команды знакомятся с Повелителем лабиринта — главным координатором и хронометристом игры. Он знакомит команды с правилами игры (объясняет значение цветных кружков на схеме; знакомит с порядком прохождения лабиринта; объясняет суть заданий измерения Кенгуру, «помогалок», «ловушек» и «обходилок»; напоминает, что выполнять задания всех этапов должны все участники команды) и торжественно вручает участникам «кубометроход» (кубик и коробочку к нему). Затем повелевает занять исходные положения. После того как все команды достигли входа в стартовые коридоры, Повелитель лабиринта дает одновременный старт игры.
Для того чтобы на первоначальном этапе игры не возникла давка и суета, лучше произвести старт команд из разных мест. Для этого создаются стартовые коридоры для каждой из команд. После прохождения стартового коридора все команды заходят в главный лабиринт.
По команде Повелителя лабиринта команды первый раз бросают свои кубики и передвигаются на столько клеточек - «шагов», сколько значений выпало на кубике. С этого момента независимый эксперт приступает к своим обязанностям, так как только у него есть карта продвижения команды и лист со всеми заданиями, которые выпадают команде.
Задания ведущего:
1. Ведущий: «Есть измерение, которое называется „Кенгуру". Все существа этого измерения передвигаются прыжками. Причем, так как они считают, что истина в движении, то никогда не останавливаются, даже когда едят. Как вы думаете, легко ли будет общаться с такими попрыгунчиками? Давайте попробуем попрыгать на месте хотя бы 50 раз и оценим свои силы!». 1
Задание измерения Кенгуру помечено на схеме отдельно (фиолетовым цветом), оно дается детям каждый раз, когда они попадают на фиолетовый сектор.
2. Ведущий: «Для общения с существами других измерений вам часто потребуется быть не только ловкими, но и меткими. Существа измерения Дельта, к примеру, когда здороваются, кидают друг в друга маленькие мячики, которые для них служат специальными «здоровкалками». Не попал — не поздоровался, а значит, нарушил правило этикета. Так можно все «здоровкалки» растратить и не поздороваться ни с кем, тем самым нажив себе неприятелей. Попробуем ненадолго представить себя гостями измерения Дельта и поздороваться с его жителями».
Проводится конкурс «Снайпер»: каждый член команды должен попасть мячом в обруч. Количество попыток не ограничено, но задание засчитывается только тогда, когда у всех игроков получится попасть в обруч хотя бы один раз.
3. Ведущий: «Нередко вы будете удивлены тем, насколько причудливые существа могут жить в других измерениях. А вдруг вы захотите все вместе поводить хоровод или просто погулять, взявшись за руки, ну или взявшись за то, что служит другим существам руками. До следующего этапа игры вы должны будите пройти как раз именно так, причем предварительно представив себя существом какого-нибудь измерения.
Детям раздаются задания, в которых указано, как именно каждый из них будет передвигаться. Например: припрыгивая, как существо измерения Кенгуру, со словами «И ты, Брут, продался большевикам!», смотря в «бинокль» из ладошек, скрестив ноги, закрыв глаза, гуськом, повернув голову назад, спиной вперед, вслух считая шаги, приговаривая: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», выкрикивая: «Нас не догонят!», наклонившись вперед и прижав правую руку к уху, отплясывая твист, «завязав» руки узлом, открыв рот, нахмурив брови, очень громко смеясь, качая головой в разные стороны, прыгая на левой ноге, напевая: «В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик», приставным шагом, очень быстро моргая, строевым шагом, размахивая правой рукой, размахивая левой рукой, выпучив глаза, мяукая, держась за ухо соседа, прыгая на двух ногах...
4. Ведущий: «Для того чтобы дружить с существами других измерений, необходимо быть дружными и миролюбивыми внутри своего измерения. Посмотрим, как вы можете вместе не только мыслить, но и говорить».
Проводится конкурс загадок с коллективным ответом:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету).
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза,
И громко и смело он вот что сказал:
— Прошу вас, вы так на меня не смотрите
И, если возможно, меня... (извините).
— Кто в малине знает толк?
— Косолапый, бурый... (медведь).
— Кто любит по ветвям носиться?
— Конечно, рыжая... (белка).
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился... (парашют).
На что похожа половина яблока? (На вторую половину!)
На какой вопрос никто не отвечает «да»? (На вопрос: Вы спите?)
Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высунулся в окно)
Сколько горошин войдет в стакан? (Ни одной, так как они не умеют ходить)
Назовите цитрус с шестью нолями. (Лимон)
Где вода стоит столбом? (В стакане)
Что делает ворона, прожив три года? (Живет четвертый)
Где на территории России можно одновременно увидеть и пингвина, и кенгуру? (В зоопарке)
Если в поезде стоп-кран красный, то какого он цвета в самолете? (В самолете его нет!)
5. Ведущий: «Довольно сложно общаться, если не видишь своего собеседника. Посмотрим, сможете ли вы справиться с такой задачей».
Дети встают «плечо к плечу», скрестив руки за спиной, и передают предметы (кубик, мячик, ветка и т. д.) от первого человека к последнему, стараясь не уронить его.
6. Ведущий: «Создайте монументальную скульптурную композицию из всех представителей своего измерения на тему „Этот мир придуман не нами", расскажите обо всех ее элементах. Постарайтесь проявить при этом максимум фантазии и юмора».
7. Ведущий: «Еще одно испытание вашей сплоченности. Посмотрим, насколько дружно вы можете дурачиться».
МЫ ОХОТИМСЯ НА ЛЬВА. Ведущий произносит слова и показывает движения. Все вместе повторяют их:
Мы охотимся на льва (хлопок ладонями по коленям),
Не боимся мы его (хлопок ладонями по коленям),
У нас огромное ружье (развести руки)
И точеный меч — у-у-ух! (жест большим пальцем руки назад за плечо)
Ой, кто это? (ладонь под козырек)
Ой, что это? (теперь в другую ладонь)
Это — болото! (слова «чпок-чпок»)
Его не обойдешь (руками изобразить, как что-то обходят),
Под ним не проползешь (руками изобразить, как под чем-то ползут),
Над ним не пролетишь (руками изобразить, как над чем-то летят),
Дорога — напрямик! (руками показать дорогу впереди).
Повторить еще три раза:
в первом повторе вместо «болота» — «пустыня» (пошуршать ладонями);
во втором повторе вместо «болота» — «море» (руками изобразить будто плывешь);
в третьем повторе вместо «болота» — «лев» (нужно «убежать» и повторить все движения и звуки в обратном порядке).
При последнем повторе ведущему можно поимпровизировать, изобразив дрожь в голосе, страх и т. д. Например: «Ой, мамочка, кто это?!!».
ОБСЕРВАТОРИЯ. Проговаривается сначала первая строчка (с движениями), затем повторяется первая, к ней добавляется вторая; снова повтор первой, второй строки, затем добавляется третья ит. д.
Жалюзи открываются — вжик-вжик! (сжатыми в кулаки руками изображается движение, напоминающее открывание жалюзи)
Выезжает телескоп — у-у-у— (руки, сжатые в кулаки, находятся на уровне лица возле висков, шею вытянуть вперед под звуки «у-у-у»)
Протираем стеклышко (ну, линза такая) — ш-ш-ш-ш-ш... (одном рукой изображается движение, имитирующее вытирание стекла).
Увидели звездочку — О! (палец вверх)
Увидели много звездочек — О! О! О! (руки подняты и сжаты в кулаки, потом пальцы резко разжимаются)
Мимо пролетают кометы — вау-вау (руками в воздухе изображаются волнообразные движения).
Пролетают метеориты — тиу-тиу (изображаются волнообразные движения).
Появляются летающие тарелочки — улю-лю-лю-лю (руки подняты, указательными пальцами изображаются вращательные движения в воздухе).
Из ракеты выпал космонавт —- бе... (голова набок)
Э ПИЦЦЕ ХАТ. Ведущий: «Давайте представим, что мы с вами находимся в пиццерии. Что едят в пиццерии? Правильно, пиццу! Какого размера пиццу мы закажем? Правильно, среднего!».
Ведущий произносит слова и показывает движения. Все вместе повторяют и слова, и движения:
Э пицце хат (руками изображается круг — пища).
Э пицце хат (движение повторяется).
Кентукки фрайнде чикен энд э пицце хат (локти поднимаются в стороны, изображая курочку на насесте).
Макдональдс, Макдональдс (руки поднимаются к голове «домиком», изображая букву «М»).
Кентукки фрайнде чикен энд э пицце хат (локти поднимаются в стороны, изображая курочку на насесте).
Куплет повторяется еще дважды, но теперь с другими размерами пиццы: сначала большая пицца, потом маленькая. «Заказывая» большую пиццу, необходимо говорить низким голосом, а маленькую — высоким.
8. Ведущий: «Очень часто ваша команда будет попадать в такие экстремальные и даже безвыходные ситуации, когда нужно сконцентрировать все свои силы и помогать друг другу. Представьте, что вам необходимо всем вместе пройти по отвесной скале, вы очень боитесь упасть, но пройти по ней все равно надо».
СКАЛА. На земле (асфальте, полу) чертится прямая линия. Вся группа выстраивается в один ряд (можно по росту) так, чтобы носки обуви касались края этой линии. Стоящий на левом (или правом) краю участник начинает движение в сторону противоположного фланга. Движение должно совершаться так, будто человек передвигается по краю пропасти: нельзя пятками заступать за внешнюю границу линии. Участник, заступивший за край, начинает движение сначала.
Практика показывает, что передвигаться по «скале» легче всего лицом к другим участникам. На первых порах ребята пытаются Удерживаться за руки, плечи, одежду тех, мимо кого проходят (при их пассивном участии). Но по прошествии некоторого времени Участники игры начинают помогать друг другу.
Для того чтобы достичь эффекта, ведущему необходимо подбадривать игроков, комментировать происходящее. Самое главное — Дети сами должны догадаться, что нужно помогать друг другу.
Игра не затянется, если участники будут следовать друг за другом через определенный промежуток времени.
После того как дети справились с заданием, можно несколько усложнить правила: пустить двух участников с разных флангов навстречу друг другу. При их встрече они должны разминуться так, чтобы ни один из них не упал со «скалы».
Если вместо прямой линии начертить ломаную, имитирующую выступы и расщелины «скалы», игра станет еще более захватывающей.
9. Ведущий: «У каждого существа во Вселенной, независимо от того, к какому измерению он принадлежит, есть любимое занятие. Найти единомышленника зачастую бывает непросто. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько быстро получится это у вас. Искать единомышленников можно с помощью мимики, жестов и звуков, не слов, а звуков! Увидите, вы не одиноки в своих пристрастиях!».
Детям раздаются листочки с указанием их любимых занятий (одно и то же занятие пишется на трех карточках): болтать ногами в ванной, есть хачапури, спать, болеть за «Спартак», ковырять в носу соседа, есть манную кашу, ездить в лагерь, смотреть мультики, тушить пожары, вышивать крестиком, слушать «Фабрику-3», глазеть в окно, выгуливать собаку, валяться на диване...
После того как дети соберутся по микрогруппам, нужно попросить их хором озвучить свои любимые занятия.
10. Ведущий: «Музыка — великое явление. Она способна сплотить и сдружить не только существ одного измерения, но и всех существ во Вселенной. Посмотрим, насколько вы музыкально эрудированы. Я буду задавать вам вопросы, отвечать на которые вы должны фразами из песен. Например, вопрос: когда вы проснулись? Ответ: «Ох, рано встает охрана!», «Утром, это будет утром», «В тот день, когда ты мне приснился» и т. д. Обязательное условие: петь необходимо всем! Начинаем».
Варианты ответов (в скобках) даются детям, если они не могут найти свой:
Какое сейчас время года? («Осень, в небе жгут корабли», «Лето, ах, лето, лето звонкое, будь со мной»')
Где ты? («Где ты, тебя мне очень не хватает», «Ты где-то там, за горизонтом», «На далекой Амазонке не бывал я никогда»)
Какое растение растет в поле? («Ой, цветет калина», «Во поле березка стояла», «Береза, белая подруга», «Травы, травы, травы не успели»)
Сколько? («Три гантели и один утюг», «Тридцать три коровы», «Три минуты, три минуты, это много или мало?»)
Кто? («Мой малыш растет не по годам», «Король Оранжевое Солнце, голубоглазый мальчуган»)
Куда? («И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль», «На недельку до второго я уеду в Комарово»)
Что? («Белый дым, серый лед», «Конфетти—мишура нереальной любви», «Сокровища Черного моря»)
Где? («А где-то лондонский дождь», «В стране Перевертундии», «В доме восемь на Тверском бульваре»)
С кем? («Я пойду, пойду с тобой», «Если с другом вышел в путь», «С моим Серегой мы шагаем по Петровке»)
Что произошло? («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «И у любви у нашей села батарейка», «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери»)
Почему? («Потому что есть Алешка у тебя», «Потому, потому что мы пилоты»)
Что происходит? («Таю, таю, таю в небесах», «А я еду, а я еду за туманом»)
Кто бежит? («Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», «А все бегут, бегут, бегут»)
11. Ведущий: «Иногда исследователи находят во Вселенной странные послания, которые оставили представители других космических цивилизаций. Одно из них мы вам предлагаем расшифровать».
Детям раздаются карточки со словами. Необходимо расположить карточки так, чтобы получились связанные предложения. Чем быстрее команда это сделает, тем быстрее ей представится возможность вновь бросить свой кубик.
Пример: нашей, планете, угрожает, огромный, астероид, переселяемся, другую, звездную, систему, ищите, нас, Альфа-Центавре.
Замечания. После того как все команды доберутся до финиша, оглашаются результаты прохождения лабиринта. По нашему мнению, ни в коем случае нельзя присуждать командам места, так как прохождение лабиринта очень сильно связано с везением/невезением. Некоторые команды, показавшие свою сплоченность и мастерство, могут прийти к финишу последними. Это не значит, что они в чем-то хуже других команд. Логичнее по ходу игры или заранее придумать номинации для каждой команды. Тогда каждая группа детей будет лучшей в своей номинации. А это уже кое-что значит для формирующегося детского коллектива.
Из практики проведения этой игры замечено, что некоторые команды иногда застревают на каком-то участке лабиринта. Они могут несколько раз «срезаться» и вновь и вновь выполнять одно и то же задание. Досадно... Если ситуация действительно тупиковая и у детей резко снижается настроение, проводник может взять на себя ответственность и помочь выйти команде из этого затруднительного для нее положения. (Чего не сделаешь ради эмоционального благополучия детей...)
Очень редко, но встречается обратная ситуация — команда достаточно успешно проходит лабиринт и у нее остается масса свободного времени. Вожатый и проводник в данном случае могут предложить детям выполнить некоторые задания уже за рамками лабиринта или просто поиграть с детьми (в подвижные игры или игры в кругу).
Если есть такая возможность, то вместо развешивания пронумерованных листов можно расчертить квадратики или круги с номерами на асфальте или полу (цветным мелом, краской). Не забудьте стрелками указать направление дальнейшего движения! В данном случае эти квадраты (круги) должны находится на достаточном расстоянии друг от друга (7-8 метров). Это поможет избежать ситуаций, когда команды, находясь в соседних секторах, в непосредственной близости одна от другой, мешают друг другу.
Проводник должен внимательно следить, а при необходимости требовать от ребят, чтобы задания выполняли все дети. Ведь основная идея этой игры в сплочении детского коллектива и формировании чувства коллективного «Мы».
По окончании прохождения лабиринта детям не терпится сравнить результаты своей команды с результатами других команд. Напоминаем, если игра проходит в условиях детского лагеря, в первые дни смены, то всякое публичное выделение лучших или худших команд неуместно. В данном случае необходимо для каждой команды придумать номинацию, в которой она была бы самой лучшей. А если вы сделаете сводную таблицу с результатами всех команд, то дети сами увидят, «кто есть кто». Не забудьте в сводной таблице указать лучшие команды по номинациям («Самая веселая и жизнерадостная», «Самая прыгучая и могучая», «Самая музыкальная и театральная» и т. д.).
И самое главное замечание: игровых секторов должно быть примерно такое количество, которое указано на нижеприведенной схеме (поверьте опыту). Не увеличивайте их число — вы рискуете долго ждать финиша команд.
Конкурсная программа для детей 10-12 лет
Мероприятие в летнем лагере. День врунов
Сценарий развлекательной программы в летнем лагере
Мария Барт # 19 апреля 2018 в 22:08 0 | ||
|
Светлана Александровна Лоренген # 23 апреля 2018 в 14:21 0 | ||
|
Светлана Александровна Лоренген # 3 июля 2018 в 14:07 0 | ||
|
Елена Петровна Топоркова # 10 февраля 2019 в 11:34 0 |