Игры на местности в летнем лагере

В помощь вожатому. Игры на местности для школьников

Игры на местности — традиционные лагерные игры. В основу игры на местности обычно всегда заложен какой-либо игровой сюжет. Победа в таких играх во многом будет зависеть от смекалки, тактической находчивости и организованности играющих, от их практической подготовленности к решению возникающих в ходе игры задач. Умение разбираться в следах, пользоваться топографической картой и планом местности, умение ползать по-пластунски, подкрадываться, лазить на деревья и т.д. — все это включается в игру на местности как ее составные элементы.

В зависимости от содержания игры, ее сюжетной схемы, в ней может быть занято от 20 до 100 и даже больше детей, т. е. до 2-3 отрядов одновременно.

Игры на местности нередко проводятся на довольно обширной территории — на площади до 1,5-2 кв. км. Выбранный для игры участок должен быть четко ограничен со всех сторон какими-либо местными предметами, например: полотно железной дороги с одной стороны, шоссе или проселочная дорога — с другой, лес или пахотное поле— с третьей, берег реки или озера — с четвертой и т.п. Играющим разрешается действовать только в пределах указанной зоны игры.

Чтобы излишне не утомлять ребят переходами и не затягивать игру, место для ее проведения подыскивается невдалеке от лагеря, в ближайших его окрестностях. Ребят заранее знакомят в общих чертах с содержанием игры и с выбранным для нее участком местности. Заранее готовится, приводится в порядок и необходимый игровой инвентарь.

Игры на местности — в большинстве своем длительные игры. Продолжительность любой такой игры не должна, однако, превышать 2-3 часов для детей среднего возраста и 3-4 часов для старших. Длительные игры на местности для детей младшего возраста не рекомендуются.

«Встреча разведчиков»

Лучшее место для этой игры — лес с редким кустарником. Участники игры делятся на две равные группы. Обе группы — «разведчики». Из взрослых выделяются два «посредника». Каждая группа разведчиков получает флажок на древке высотой 1,5-2 м.

«Посредники» разводят группы на расстояние полкилометра. Каждая группа выбирает себе место для штаба, где устанавливается флажок с таким расчетом, чтобы его можно было увидеть за 50-75 м (но не следует ставить его на совсем открытой поляне).

По условному сигналу обе группы начинают скрытно передвигаться навстречу друг другу. Задача состоит в том, чтобы каждый «разведчик» постарался пробраться к штабу «противника», оставшись незамеченным. Но этого мало. Надо еще постараться самому обнаружить хотя бы одного «неприятельского разведчика».

Подобравшись к штабу на 15-20 м, «разведчик» поднимается на ноги и докладывает «посреднику» о том, что он видел в пути. Чтобы не было споров, в начале игры каждый «разведчик» делает себе отличительный головной убор (венок из ромашек, из желтых цветов, кепка козырьком назад, платок или бандана на голове и т.п.). «Посредник» получает список участников с указанием отличительного знака каждого участника игры.

«Командиры» групп не идут в разведку. Каждый из них устраивает себе тщательно замаскированный наблюдательный пункт и оттуда ведет наблюдение, отыскивая продвигающихся «разведчиков противника». Если есть бинокли, «командирам» разрешается ими пользоваться в игре.

Когда одна из групп полностью соберется в штабе «противника», «посредник» подает сигнал; когда соберется вторая группа — дают второй сигнал, означающий, что игра закончена. Обе группы сходятся и подводят итоги игры по следующим правилам:

1) «разведчик» получает 2 очка за каждого замеченного им «противника» и 3 очка за обнаружение наблюдательного пункта;

2) «командир» получает 1 очко за каждого обнаруженного им с наблюдательного пункта «разведчика противника»;

3) «разведчик», пробравшийся так, что его ни один из «противников» не обнаружил, получает дополнительно 5 очков.

Победа присуждается группе «разведчиков», которая набрала большее количество очков.

«Борьба за знамя»

Игра проводится в редком лесу, поросшем кустарником. Для игры необходимы два флага разного цвета и повязки для участников игры, соответствующие цвету флагов. Играющие делятся на два отряда, а каждый отряд делится на «разведчиков» и «охраняющих».

На указанных посредниками местах отряды устанавливают свои флажки. «Охраняющие», разбившись парами, располагаются вокруг своего знамени, на расстоянии не менее 10-20 шагов друг от друга, и охраняют знамя от «разведчиков противника». Задача «разведчиков» — проникнуть в расположение «противника» и унести знамя в свой штаб. «Разведчик» считается пойманным и выходит из игры, если двое «охраняющих» сомкнут вокруг него руки.

Выигрывает та команда, которая первой сумеет перенести знамя в свою зону. Если этого сделать не удалось ни одной команде, то выигрывает команда, поймавшая большее-количество «разведчиков».

«Оборона объекта»

В редком лесу, а еще лучше в кустарнике, территория объекта обозначается яркими флажками. Играющие делятся на два равных по численности отряда. Члены каждого отряда имеют отличительные знаки.

Один отряд охраняет объект, другой — нападает. Охраняющие располагаются вокруг объекта так, чтобы можно было наблюдать за всеми подходами к зоне объекта. Охраняющий, заметив нападающего до зоны объекта, может осалить его, и тогда тот выходит из игры. В зоне объекта, за флажками, салить уже нельзя.

Через 30-40 минут по сигналу все собираются и объявляются результаты первой игры. Затем отряды меняются ролями. Выигрывает отряд, у которого большее число участников пробралось в зону объекта и меньше потери. Посредник во время игры находится в зоне объекта.

«Диверсанты»

Эта игра проходит в младших и средних отрядах и несет в себе элемент неожиданности. «Диверсанты» не включены в известный ребятам план спортивно-массовых мероприятий лагерной смены. Проводится игра на территории лагеря и начинается так.

За 20 минут до окончания тихого часа (с 14.00 до 16.00) в лагере при помощи звукового сигнала пожарной машины (или любого другого) объявляется боевая тревога. Поднятые внезапным сигналом тревоги ребята в растерянности собираются на линейке, где им ведущий зачитывает условную телефонограмму следующего содержания:

«Внимание! Внимание! Только что получено сообщение, что на территорию оздоровительного лагеря... проникла группа диверсантов с целью его уничтожения. По последним данным, они уже нанесли значительный урон хозяйствам близлежащих сел. Каждый из диверсантов имеет на запястье левой руки красную повязку. Наша задача — ликвидировать диверсионную группу, состоящую из 40 человек. Отряды, которые в течение часа принесут ведущему больше повязок, будут считаться победителями. Вперед и успеха вам!»

В игру играет практически весь лагерь. Роль нарушителей исполняют ребята из 1-го и 2-го отрядов, а также работники лагеря (медицинская и хозяйственная службы, другой свободный от основной работы персонал).

Надо видеть, как увлеченно, эмоционально начинается соперничество отрядов. С какой радостью приносят ребята повязки ведущему, который информирует отряды, кто в настоящее время находится в числе лидеров. Игра проходит живо, на одном дыхании. Непременным ее условием является то, что она действует лишь на территории лагеря и диверсанты в случае поимки не оказывают обнаружившим их никакого сопротивления. По окончании игры отрядам-победителям и не пойманным диверсантам вручают сладкие призы.

«Знамя»

Песком размечается довольно большая игровая площадка, которая делится пополам. На каждой половине играют по 4 отряда. Команды подбираются равные по силам. Каждая команда на своей территории на высоте 1,5 м подвешивает на дерево «знамя», проводит круг диаметром 6 м вокруг дерева и выставляет часового. Дерево выбирают такое, которое находится в конце игровой половины команд.

Цель игры — проникнуть на территорию другой команды и овладеть знаменем. Если во время игры до игрока дотронется соперник, он должен встать на месте, где его осалили, и вытянуть руки в стороны. Его может выручить свой игрок, дотронувшись до его руки.

Игрок, который уже попал в круг и захватил знамя, пойманным не считается. Теперь в его задачу входит перенести знамя на свою половину площадки или передать его своему товарищу. Часовой должен находиться вне круга. Его задача — не впустить соперника в круг, а если он туда все же попал, постараться не выпустить.

Если при перебежке на свое поле игрока со «знаменем» поймали, знамя возвращают назад в круг и вновь крепят на дерево. Так обе команды решают две задачи: сохранить свое знамя и унести знамя соперников. Команды, чтобы отличаться друг от друга, надевают футболки одного цвета или повязки на руки.

«Кладоискатели»

Игра проводится в старших отрядах и успешно развивает у детей самостоятельность, сплачивает отряды, создает положительный эмоциональный настрой. Во время игры ребята знакомятся с ориентированием на местности (по солнцу, компасу, народным приметам), с окружающим лагерь лесом; обучаются бегу по песчаному и травянистому грунту, прыжкам через естественные препятствия.

После ужина на летней эстраде вместе с педагогами-организаторами ребята собираются, чтобы включиться в поиски клада (арбузы, конфеты, прохладительные напитки и др.), закрытого в плотный продовольственный мешок или большую картонную коробку.

Клад следует зарыть в лесу в 1,5-2 км от лагеря под чем-то отличающейся от других сосной. На ней на высоте 2-3 м крепится определенный знак из пенопласта (крест, звезда, стрела, круг и пр.), выкрашенный в красный цвет. Конечная цель игры — найти клад, но прежде чем пуститься в поиски, отряды получают особые черные метки (черного цвета шашки).

Игра начинается после ужина в трех старших отрядах. Ведущий, раздав метки, сообщает, что они дают право на получение карты местности, где зарыт клад, у загадочного незнакомца, который сегодня вечером с 20.30 до 21.00 будет находиться, скажем, у одного из углов территории лагеря, огороженной забором. Незнакомец будет стоять с горящим фонариком в руках.

Получив это сообщение, отряды выбирают трех самых быстрых ребят, которые должны определить, у какого из углов находится загадочный незнакомец, обладатель карты местности. До угла, где он располагается, расстояние 300 м. И вот дается сигнал на поиск. С напутствием на удачу ребята пускаются в путь, а остальные с нетерпением ждут их на летней эстраде. Как правило, на передачу меток незнакомцу и возвращение назад с картой у ребят уходит не более 10 минут. Роль незнакомца, напоминающего пирата с перевязанным глазом, одетым во все черное, исполняет один из работников лагеря.

Однако, пока проходит эта часть игры, незаметно подкрадываются сумерки, желтый диск солнца прячется в верхушках сосен, а вместе с ним у ребят пропадает надежда найти клад сегодня. Ведущий заканчивает первый день игры интригующими словами из книги Стивенсона «Остров сокровищ»: «Однако спутников моих занимали не размеры сосны: они были охвачены волнующим сознанием, что под ее широкой тенью зарыты семьсот тысяч фунтов стерлингов. При мысли о деньгах все их страхи исчезли. Вспыхнули глаза, шаги стали торопливее, тверже. Они думали только об одном — о богатстве, ожидающем их, о беспечной, роскошной жизни, которую принесет им богатство».

Цель первого дня игры достигнута: ребята заинтересовались! Завтра они пустятся в увлекательное путешествие. Это произойдет после завтрака, когда отряды вновь соберутся на летней эстраде. Причем первым отправится на поиски отряд, который раньше других принес карту ведущему игры накануне. Вторым через отрезок времени, проигранный первому в первый день игры, отправляется в поиск следующий отряд. А за ним через отрезок времени, проигранный второму, — отряд, принесший карту последним. Так отряд, получивший карту первым, создает себе определенный запас времени для поиска клада.

Игра носит соревновательный характер. В нее включаются наиболее выносливые, хорошо ориентирующиеся на местности ребята, умеющие хорошо бегать, обладающие быстротой мышления, знающие, как преодолевать препятствия. Само собой разумеется, что в зависимости от местных условий, возраста и подготовленности ребят содержание игры может меняться.

Кроме детей в каждом отряде задействованы и по два посредника. Один из них возглавляет играющих, а второй сзади «подбирает» всех отстающих, не выдержавших лесных баталий, физических нагрузок. Если по ходу игры у отрядов возникают затруднения с ориентированием на местности, то посредник по типу игры «Горячо-холодно» указывает им нужное направление. Посредники, разумеется, знают место, где спрятан клад. Выбираются они из числа физкультурных работников и не участвующих в игре педагогов-организаторов. Побеждает, естественно, отряд, нашедший клад.

Рекомендуем посмотреть:

День здоровья в лагере

Игры в летнем лагере

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Пушкинский день России

День военно-морского флота в летнем лагере. Сценарии

День рыбака. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!