Развивающие игры для начальной школы
Игра «Хохотальная путаница»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание. После прочтения педагогом стихотворения детям предлагается выполнить задание.
ЖИЛ-БЫЛ ОДИН СЛОНЕНОК
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может, в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слоненок,
А может, не слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу же,
А может, и не сразу же,
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
Какой-то взрослый аист,
А может, и не аист,
А может, и не взрослый,
А очень молодой,
Решил помочь слоненку,
А может, поросенку,
А может, крокодильчику,
И взял его с собой.
- Вот эта твоя улица?
- Вот это моя улица.
А может быть, не эта,
А может, не моя.
- Вот это твоя клетка?
- Вот это моя клетка,
А может, и не эта,
Не помню точно я.
Так целый час ходили,
А может, два ходили
От клетки до бассейна
Под солнцем и в пыли,
Но дом, где жил слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
В конце концов нашли.
А дома папа с бабушкой,
А может, мама с дедушкой
Сейчас же накормили
Голодного сынка,
Слегка его погладили,
А может, не погладили,
Слегка его пошлепали,
А может, не слегка.
Но с этих пор слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик
Свой адрес заучил
И помнит очень твердо,
И даже очень твердо.
Я сам его запомнил,
Но только позабыл.
Э. Успенский
Задание. Нарисовать портрет главного героя стихотворения - «слонёнка, а может, поросёнка, а может, крокодильчика», совместив на портрете несколько признаков от каждого из названных животных.
СТАСЬ-МЕЧТАТЕЛЬ
Улёгся Стась
Средь лужка,
Глядит в небеса
И думает:
«Кабы
Были бы те облака –
Ромовые бабы!
А те розовые тучки –
Сливочные тянучки!
А те золотые в лазури –
Пончики в сладкой глазури...
А весь бы небесный купол
Из сахарного песку был,
А дождик бы шёл - из конфет...
Вот был бы чудесный свет!
Лежал бы я на траве,
На шёлковой мураве,
В сладкое небо глядел
И ел бы себе... и ел...»
Ю. Тувим
Задание. Продолжите мысленно рисовать «вкусные» картины, используя различные природные явления: туман, град, гололёд, вьюгу, листопад, ледоход и др.
КИТ И КОТ
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово - то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал, КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
Кот плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался,
Если ж был неравен спор –
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит в глубину...
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно спрыгнет вниз.
Так бы все и продолжалось
Без конца, само собой,
Но развязка приближалась:
В море вышел китобой.
Зорко смотрит капитан.
Видит - в море бьет фонтан.
Он команду подает:
- КИТ по курсу! Полный ход!
Китобой подходит к пушке...
Пушки - это не игрушки!
Я скажу начистоту:
Не завидую КИТУ!
- Мама! –
Крикнул китобой,
Отскочив от пушки. -
Что же это?.. Хвост трубой...
Ушки на макушке...
Стоп, машина! Брысь, урод!
Эй, полундра: в море - КОТ!
- Успокойся! Что с тобой?
- Я, - кричит, - не котобой!
Доложите капитану -
Я стрелять в кота не стану!
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
«Всем-всем-всем! –
Дрожа, как лист,
Телеграмму шлет радист-
Всем-всем-всем! На нас идет
Чудо-Юдо Рыба-Кот!
Тут какая-то загадка!
В этой сказке нет порядка!
Кот обязан жить на суше!
SOS! (Спасите наши души!)»
И в ответ на китобазу
Вертолет садится сразу.
В нем ответственные лица
Прилетели из столицы:
Доктора, профессора,
Медицинская сестра,
Академик по КИТАМ,
Академик по КОТАМ,
С ними семьдесят студентов,
Тридцать пять корреспондентов,
Два редактора с корректором,
Кинохроника с прожектором,
Юные натуралисты
И другие специалисты.
Все на палубу спустились,
Еле-еле разместились.
Разбирались целый год –
Кто тут КИТ и где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили.
И в конце концов решили:
«В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил "КИТ" на "КОТ",
"КОТ" на "КИТ", наоборот!»
Ну, и навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ,
КОТ на кухне мирно спит...
Все как надо,
Все прилично.
Сказка стала - «на отлично»!
Всем понятна и ясна.
Жаль,
Что кончилась
на!..
Б. Заходер
Задание. Придумайте пары слов, отличающиеся всего лишь одной буквой, например: САЛАТ - САЛЮТ, ДУДКА - ДЕДКА, БАК - БЫК, ЛЕНЬ - ЛИНЬ, ДЕНЬ - ДАНЬ.
Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди, живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.
Летают в заморские страны,
Находят алмазы с кулак,
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.
Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Всё время о чём-то грустят.
Как много игрушек хороших,
Как много пластинок и книг!
Вот нет только кошек у кошек...
Ах, как же им грустно без них!
А. Усачёв
Задание. Придумайте другую планету, которой управляют животные, например: Слоновья Планета или Муравьиная Планета. Расскажите, чем там занимаются животные.
Игра «Если бы да кабы...»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание. Детям предлагается дать волю своему воображению и мысленно пообщаться со сказочными героями, дав ответ на предложенный вопрос.
Вопросы:
- Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?
- Если бы ты стал обладателем скатерти-самобранки, то как бы ты ею воспользовался?
- Если бы ты оказался в тёплых краях вместе с Дюймовочкой, ставшей женой эльфа, о чем бы ты ее расспросил?
- Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?
- Если бы к тебе прилетел в гости Карлсон, как бы вы развлекались?
- Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка - размером с огурец, - как бы ты себя чувствовал?
- Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?
- Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?
- Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?
- Если бы ты оказался в Доме дружбы крокодила Гены и Чебурашки, в какие игры ты предложил бы поиграть своим новым друзьям?
- Если бы лиса Алиса позвала бы тебя прогуляться, что бы ей на это ответил?
- Если бы тебя познакомили с царевной Несмеяной, как бы ты попытался её рассмешить?
- Если бы на пороге твоей школы появился бы огнедышащий Змей Горыныч, как бы ты поступил?
- Если бы тебе поручили испечь Колобок, каким бы ты его сделал?
- Если бы Курочка Ряба снесла для тебя золотое яичко, что бы ты с ним сделал?
- Если бы Дедка долго раздумывал, какой овощ ему посадить, что бы ты посоветовал?
- Если бы у тебя появились сапоги-скороходы, какое применение ты бы им нашел?
- Если бы ты случайно встретил Русалочку, что бы ей пожелал?
- Если бы вылепленная тобою Снегурочка вдруг ожила, что бы ты стал делать?
Игра «Проиграем ситуацию»
Цель: развитие мышления, творческого воображения.
Описание. Для проведения игры дети разбиваются на группы. Количество игроков в группе зависит от количества ролей, представленных в карточке-ситуации. Каждая группа получает карточку с данным в ней текстом, описывающим какую- либо жизненную ситуацию.
Задача: сыграть эту ситуацию по ролям и придумать небольшое продолжение, а точнее, завершение истории. Учитель напоминает детям о необходимости соблюдения правил этикета и о существовании таких качеств личности, как доброта, сочувствие, взаимопонимание. На подготовку отводится 5-7 минут, затем группы детей по очереди демонстрируют свое творческое мастерство.
Пример карточки-ситуации
Действующие лица: автор, бабушка, четверо внучат.
Очень любят бабушку
Четверо внучат.
- С добрым утром, бабушка! –
Весело кричат.
А. Барто
Вариант доигрывания ситуации
Бабушка (улыбаясь). Доброе утро, мои милые, доброе утро. Как спалось?
Внуки. Спасибо, хорошо.
- Я спал без задних ног!
- Бабушка, а я во сне тебя видел!
- Бабушка, а ты уже давно встала?
Бабушка. Давно, давно, мои родные. Я уже и завтрак вам приготовила. Ну, пойдемте к столу. Угощу вас блинками с вареньицем! (Уходят.)
Карточки-ситуации
УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Действующие лица: автор, мама.
Проснувшись, крикнул маме я:
- Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия!..
А мама мне в ответ:
- По курсу - Свитерляндия!
Шляпляндии - привет!
- Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции - виват!..
А если вы не поняли,
То я не виноват!
М. Яснов
КТО ХИТРЕЙ
Действующие лица: автор, дед.
Мне сказал однажды дед:
- Ты смотри - не лазь в буфет!
Там, на самой верхней полке,
Поселились злые волки.
Только дедушка уснул,
Я скорей подставил стул,
Приоткрыл немножко дверцу,
Отодвинул банку с перцем,
Переставил всю посуду –
Я волков искал повсюду...
Поутру проснулся дед,
Не спеша полез в буфет.
Думал к чаю взять ирисок,
А ирисок - нет как нет.
Обыскал он все до щелки,
Заглянул и вверх и вниз...
Я сказал: - Наверно, волки
Утащили твой ирис.
Н. Саконская
ХИТРЫЙ СОНЯ
Действующие лица: автор, Сурок, сынок Сурок.
- Вставай, сынок! –
Сказал Сурок. –
Тебе сегодня
На урок.
Вставай, малыш!
И Крот и Мышь
Уже идут,
А ты всё спишь!
Сынок Сурок
Открыл глазок
И на другой
Улёгся бок:
- Ума вполне
Хватает мне,
А в школу
Я схожу... во сне.
Г. Ладонщиков
УПРЯМЫЙ КОЗЛИК
Действующие лица: автор, коза, козлик.
Надвигается гроза;
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой:
- Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит... –
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается...
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!
Г. Ладонщиков
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Действующие лица: автор, утята.
Утка крякнула:
- Кря-кря!
Свет зелёный вижу я!
Ну-ка, дети, дружно в ногу
Перейдём через дорогу!
М. Дружинина
СОСЕДИ
Действующие лица: автор, волчонок, поросёнок.
На пеньке у трёх сосёнок
Сочинял письмо волчонок:
«Симпатичный поросёнок!
Пишет вам один сосед.
Я живу у трёх сосёнок.
Приходите на обед».
День прошёл - пришёл ответ:
«Сами бы пришли, сосед.
Адрес прежний: я живу
В том знакомом вам хлеву,
Где коровы, гуси, утки,
Прямо у собачьей будки!
Приходите к нам, волчонок!
Ждёт вас толстый поросёнок!»
Л. Мезинов
Игра «Страшилки»
Цель: развитие творческого воображения, речи.
Описание. Педагог читает «страшилку», делая остановку перед кульминационным моментом, и предлагает детям придумать юмористическое окончание произведения.
БЕЛОЕ ПИАНИНО
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
- Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
- Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
- Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала деньги.
А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там...
Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».
...а там сидит Карлсон и считает деньги:
- На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки ... не хватит!
(Э. Успенский.)
ЛОХМАТАЯ РУКА
Одну девочку родители оставили дома на три дня. Ночью девочка услышала страшный шум. Она проснулась и увидела у себя в окне большую лохматую руку. Рука просила хлеба. Девочка дала ей булку, и рука скрылась.
На следующую ночь повторилось то же самое. Девочка позвала милицию. Милиционеры сели под кровать и сказали, чтобы девочка не давала хлеба. В двенадцать часов в окне появилась рука и сказала:
- Дай хлеба, дай хлеба, дай хлеба!
Девочка не дала. Рука попросила опять, девочка опять не дала. Тогда в окне появилась...
Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».
...Тогда в окне появилась огромная обезьяна и спросила:
- А что, хлебушек кончился?..
(Э. Успенский.)
Игра «Придумываем окончание сказки»
Цель: развитие творческого воображения, речи.
Описание. Читается фрагмент сказки, затем детям предлагается придумать её окончание.
ОТЧЕГО У МЕСЯЦА ПЛАТЬЯ НЕТ?
Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
- Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, -
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
- Что за бес пошутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, -
Я, по правде сказать, не пойму:
Ладно! Новую мерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
- Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Стало платье тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
- Будет к празднику платье готово!
Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко...
Окончание сказки.
Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шёл на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева портной:
- Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье - пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья.
С. Маршак
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие внимания и памяти детей 7-8-9 лет
Игры на развитие внимания у младших школьников
Задания «Найди отличия» для детей 7-8 лет
Игры на развитие артистических способностей у младших школьников
Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность