Организационный период — это решение организационных вопросов и проблем адаптации ребенка к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых, адаптации к смене основных видов деятельности и к новому режиму жизни. Верно подмечено, что как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена.
Вожатому необходимо заранее начать подготовку к летнему лагерю. Чем ответственнее вожатый отнесется к этому делу, тем с большей пользой и интереснее пройдет лагерная смена.
Первоочередная задача вожатого на этом этапе работы — определение целей и задач на смену, составление общелагерного плана-сетки. При его составлении необходимо продумать, какие общелагерные мероприятия будут проводиться, кто будет ответственным за то или иное мероприятие, какие спортивные соревнования будут проведены. В отрядном плане-сетке, помимо спортивных и дружинных мероприятий, отмечаются также и отрядные дела, праздники, соревнования, мероприятия и т. д. (см. примерный план- сетку в практической части).
Успешность любого лагеря зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.
Критерии успешности дела:
— целесообразность (сообразность проведения данного дела в смене);
— идея (наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа);
— четкая организация дела;
— музыкальное оформление;
— техническое обеспечение;
— предварительная подготовка участков и ведущих;
— работа с залом (предварительная и во время проведения дела);
— безопасность;
— логичность (соответствие формы и содержания);
— динамичность;
— доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах;
— поощрение участков;
— наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления).
По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить «+» и «—», возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.
Основным дружинным делом организационного периода является открытие лагерной смены. Но и остальные дружинные дела основного и заключительного периодов можно подготавливать по этим критериям.
10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела
1. Интересные задания.
2. Красивое оформление.
3. Материальное обеспечение.
4. Музыкальное оформление.
5. Находчивый ведущий.
6. Компетентное жюри.
7. Эмоциональные зрители.
8. Исполнительные помощники.
9. Подготовленные команды.
10. Призы для победителей.
Планируя отрядные дела, вожатый должен помнить, что существует общелагерный план, цели и задачи смены. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее, чем скучные будни. И вообще, лучший отдых — это смена деятельности. Дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например, спортивная деятельность, интеллектуальная, трудовая, творческая, художественно-прикладная.
Аксиома «Лучший отдых — это смена деятельности» имеет силу и здесь. Первые дни особенно важны для вожатого (или воспитателя). Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос «Кто есть кто?». Кто хороший организатор? Кто хороший художник? Кто хороший актер, постановщик? Кто?..
Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем вожатый будет заниматься с детьми в первые дни смени. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Главное, чтобы
— в предложенной деятельности участвовали все дети отряда;
— задания не требовали основательной предварительной подготовки;
— соблюдался принцип «от простого — к сложному».
Список возможных дел организационного периода
— Выпуск отрядной газеты «Это мы»;
— музыкальный час;
— загадочный час (отгадывание загадок);
— оформление первых страниц журнала «День за днем»;
— КТД «Типография» (оборудование отрядного места с выкладыванием камешками (шишками) эмблемы и названия отряда);
— спортивная игра «Знамя»;
— первая организованная вылазка на природу;
— «Ромашка»;
— кинофестиваль;
— утренняя информационно-развлекательная программа «Доброе утро!»;
— тропа доверия (в конце организационного периода).
Как говорится, лагерь без спорта — не лагерь... Вожатый должен помнить, что даже самая интересная задумка может потерпеть полное фиаско, если не будет должным образом обеспечена организация дела. Следует обратить внимание на следующие советы.
7 шагов для подготовки «Веселых стартов»
1. Заранее обговорить с капитанами команд необходимость ярких и звучных названий, девизов для их команд.
2. Приготовить площадку и инвентарь.
3. Приготовить помощников для своевременной установки инвентаря для конкурсов.
4. Заранее назначить судей и оговорить с ними критерии оценки каждого конкурса.
5. Заранее изготовить табло и подготовить счетную комиссию для работы с ним.
6. Подготовить болельщиков.
7. При разработке конкурсов заранее позаботиться о их безопасности.
Спортивные мероприятия, как правило, строятся по следующей схеме:
— торжественное открытие соревнований;
— выход и построение команд, приветственное обращение главного организатора;
— приветствие командами друг друга;
— представление арбитров;
— подъем спортивного флага;
— зажжение Олимпийского огня;
— показательные выступления профессионалов;
— объяснение правил предстоящих соревнований;
— произнесение клятвы;
— торжественный марш команд и выход на старт под приветствие зрителей.
Название «Веселые старты» можно заменить на «Спортландия», «Сказочная эстафета», «Молодецкие забавы», «Зоологические забеги», «Спортивный смеходром», «Стадион неожиданностей», «Шуточная Олимпиада», «Веселые финиши», «Большая игра».
От того, как налажено дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Необходимо заранее разделить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.
Вот требования, которые должны быть представлены ребятам. Они помогут в четкой организации дежурства.
1. Перед дежурством ребята должны пройти осмотр медицинской сестрой: заболевших ребят на дежурство в столовой ставить нельзя.
2. Каждый дежурный по столовой обязан тщательно вымыть руки, убрать волосы под головной убор.
3. Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами, работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни.
4. Вожатый должен знать количество ребят по отрядам, план посадки ребят в зале, количество больных детей.
5. После обеда проводится влажная уборка в столовой.
Уже с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело как наставления, можно преподнести их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом нужно иметь в ввиду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет, можно предлагать свои.
Традиции и законы
1. Традиция доброго отношения к песне.
2. Закон «Ноль-ноль» (закон точности).
3. Закон территории (закон границы).
4. Закон поднятой руки (закон тишины).
5. Закон зелени (закон бережного отношения к природе).
Как обращаться к детям
Как ни странно, одна из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого-новичка, — как обращаться к детям. Оказывается, нет ничего проще:
— ребята, ребятушки, друзья, други мои, народ, люди;
— родные мои, братья и сестры, парни, девчонки;
— милостивые государи и государыни;
— любезные сеньоры и сеньориты;
— уважаемые судари и сударыни;
— братцы-кролики, свободные волки, славные мумии- тролли;
— гвардейцы, земляки, братья-славяне;
— красавицы, барышни, мадмуазели.
Как ходить в столовую
Оказывается, в столовую ходить можно весело. Например, можно ходить:
— взявшись за руки, в цепочку;
— то же, но двигаясь спиной;
— в три шеренги, маршируя, как солдаты;
— дружно хромая на правую или на левую ногу;
— в колонне, положив руки на плечи впереди идущего;
— считая шаги;
— скандируя девизы, речевки, кричалки, исполняя песни.
Кричалки являются одной из самых занимательных форм игр для детей. Их можно использовать в походе, в коллективном творческом деле отряда, да и просто когда выпала свободная минутка. Дети очень любят покричать, и особенно если их об этом просят.
В столовую!
Раз, два, мы не ели,
Три, четыре, есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!
Поварятами закусим,
А дежурных изобьем!
И второй отряд заставим
Собирать металлолом!
Петьки и Васьки
Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна — «Петьки», другая — «Васьки».
Ведущий.
На солнечной поляночке
Стоит зеленый дом.
А на крылечке домика
Сидит веселый гном.
Далее вожатый кричит: «Как тебя зовут, гном?» — и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой:
Петьки.
Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-етку!
Я пришел к вам, де-етки,
Чтобы съесть конфе-етку!
Васьки.
Васька! У меня штаны в горо-ошек!
Я пришел из сказки,
Потому что я хороший!
Игра проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры — на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую
Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и этим нравятся детям.
Рисосики
Все очень просто: дети повторяют за вожатым, который поет:
О-о-о!
Калабам-ба-ла-о!
Осики-рисосики
Рисосики-рисбамба!
О, я бананы ем!
Балами
После каждый строчки, пропетой вожатым, дети кричат:
Бала-балами — хей!
Чика-чика-чи — хей!
Чи — хей!
Чи — хей!
Чик-чирик-чик — хей! хей! хей!
Каникулы
Вожатый читает кричалку, а дети все вместе кричат слово «каникулы».
Зазвонил будильник в семь,
А у нас... (каникулы)!
На работу нужно всем,
А у нас... (каникулы)
Нам ведь в школу не бежать,
Раз у нас... (каникулы)!
Можно прыгать и визжать,
Ведь у нас... (каникулы)
Можно петь и кувыркаться,
Ведь у нас... (каникулы)!
Общелагерные мероприятия. Сценарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!