Ведущий (на фоне песни «С чего начинается Родина?»). Русская береза... Стройный белый стан, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки. Она символ всего самого прекрасного, возвышенного и немного грустного. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березы. И поэтому в природе России нет более поэтичного дерева, чем береза. О ней поется в народных песнях, говорится в сказках и сказаниях. Поэты и писатели посвятили ей много прекрасных взволнованных строк.
Выходят дети-чтецы.
1-й чтец.
Без березы не мыслю России -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут.
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.
О. Шестинский
2-й чтец. Ни одно дерево не может сравниться с березкой по обилию семян, их легкости, что позволяет березе быстро занимать широкие просторы лесов, полян, речных излучин: городских кварталов... Береза спокойно «шагает» по земле, не боясь расстояний. А потому сохранилось еще одно определение березы, она в старину называлась поводырем.
Березка — самое нарядное дерево. Белизна ее ствола отталкивает обманчивое тепло и не дает солнцу до срока будить дерево от зимнего сна.
В одеянии березы соединены два главных цвета русской природы — зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность березку величали невестой. Любят на Руси это удивительное дерево.
Березка
3-й чтец.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев
Ведущий. Да! Береза не только наша краса и гордость, но еще и неотъемлемая часть России, ради которой люди в грозные годы войны шли на смерть. Сколько бы рассказали нам эти белоствольные красавицы, израненные в годы войны, о тех, кто отдал свои жизни за Родину! Именно они склонялись над умирающими, как матери над своими сыновьями, заслоняя собой палящее солнце и согревая в лютую стужу.
4-й чтец (в форме солдата).
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли.
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»
5-й чтец.
Да, можно выжить в зной,
В грозу, в морозы.
Да, можно холодать и голодать,
Идти на смерть,
Но русскую березу
При жизни никому
Нельзя отдать.
К. Симонов
Ведущий. А сколько загадок сложил о березе русский народ! Вот некоторые из них:
Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
Стоит Федосья, распустив волосья.
На полянке девчонки
в белых рубашонках,
в зеленых полушалках.
Летом цветет, зимой греет,
настанет весна — потечет слеза.
В белом сарафане
встала на поляне —
летели синицы,
сели на косицы.
Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
И в народных легендах береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды, поэтому ее высаживали рядом с домом по случаю рождения ребенка, в знак благополучия семьи, для защиты от молний, для отпугивания злых сил.
Обязательным обрядом на Руси в стародавнее время было величание березы. Отголоски этого можно сегодня видеть в православном празднике Троицы. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу — в воскресенье — дом и церковь ими украсить.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение — пироги да ватрушки — и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей, просили выполнить их желание.
Ее заламывали (но не ломали!), связывая ее макушку с травой, создавали своеобразные ворота; на самой березе из веточек плели «оконца» для кумления (девушки становились друг против друга, целовались через те «оконца» и клялись быть подружками); под березой гадали, веселились.
На сцену выходит хоровод девушек, исполняя песню «Во поле берёза стояла» (первый куплет). Затем девушки в народных костюмах читают стихи, украшая деревья (девушек, изображающих березки).
1-й береза.
К нам праздник пришел,
Пришла Троица.
Травой луговой земля покроется,
Цветочками приукрасится.
Красны девушки придут
Ко березонькам,
Хоровод заведут
С песней звонкою!
2-й береза.
Береза к себе гукала,
Дорогих гостей созывала:
«Ходите, девушки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать.
Я к вам согнуся,
Сама в веночки завьюся.
А вы меня прославляйте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые».
Девушки.
Березы, радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут,
К вам красные идут —
Завивать венки идут.
Девушки подходят к Березкам, украшают их разноцветными ленточками, «связывают» «макушки» их так, чтобы получилась арка. Потом берутся за руки и заводят хоровод.
Девушки.
Нынче праздник Троица —
Стройная береза
Пусть дождем умоется,
Пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую
Ленту привязать,
То березка ломкая
Счастье может дать.
Из веточек березовых
Мы заплетем венок,
Корою бело-розовой
Украсим кузовок.
Деревце заветное
Нам на праздник этот
Скажет: «Вас волшебное
Ожидает лето!»
Светлая ты, Троица,
Ласковая ночь.
Буря успокоится,
Зло отступит прочь.
Из веточек березовых
Мы заплели венок.
Корою бело-розовой
Украсим кузовок.
Вокруг березки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем березку наряжу,
Чем я бело-кудреватую одарю.
Одарю березку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А еще шелковым платком
Да лазоревым венком.
Белые березки!
Ходите с нами гулять,
В хороводе постоять,
Ваши — веточки зеленые,
Наши — песенки веселые!
Девушки исполняют песню «Во поле береза стояла», «змейкой» проходят через арку.
Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы березку завили,
А теперь пора нам венки
В реку покидать,
На судьбу, на счастье погадать.
В речку, в речку,
В студеную водицу
Уж мы пустим первый веночек —
За батюшку доброго.
Уж второй-то венок —
За матушку любимую.
А третий венок —
За самих себя.
Девушки кланяются Березкам, берутся за руки и с песней уходят из зала вместе с Березками.
Ведущий. Береза стала символом нашей страны, нашей Родины. Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли судьба ни забросила его, он всегда, тоскуя о России, воскрешает в своей памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запушенную морозным инеем стройную красавицу-березку.
На фоне музыки читается стихотворение С. Есенина «Белая береза».
Затем звучит песня в исполнении И. Расторгуева и группы «Любэ» «Отчего так березы в России шумят...»
Сценарий конкурсной программы в летнем лагере
Сценарий мероприятия в летнем лагере. Пушкинский день России
Виктория Викторовна Юрьева # 30 июля 2015 в 08:42 0 | ||
|