Действующие лица
Ведущий.
Иван.
Марья.
Юноша.
Первая девушка.
Вторая девушка.
Ведущий. В современном календаре православной церкви насчитывается 65 Ивановых дней. Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июне (24 июня). Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, этот день стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя.
О детстве и отрочестве Иоанна ничего неизвестно. Но, возможно, Иоанн, недовольный общественной жизнью, удалился в пустыню и жил там уединенно несколько лет, выработав в себе определенные твердые убеждения и стойкий характер. Одевался он в рубище, питался жареной саранчой и медом.
Вновь явился он к людям пророком и проповедником. Он предсказал пришествие мессии - Иисуса Христа. Иоанн проповедовал его будущее учение и крестил Спасителя.
В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Считалось, что в эти светлые и знойные дни лета солнце купалось в реках и озерах и вода приобретала чудодейственные целебные свойства, которые очищали тело от всякой скверны. И люди с наслаждением плескались в реке или озере, обливали друг друга теплой речной или прудовой водой.
Юноша. Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца. В давние времена это языческое божество странным образом смешали с христианским праздником, посвященным Иоанну Крестителю. Русский народ в своем крестьянском календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд купания, отчего и получился день Ивана Купалы. Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы - днем очищения огнем и водой.
Девушка. Наступал разгар лета. Солнце набирало наибольшую силу. И в дни Ивана Купалы особыми обрядами чествовали солнце - древнего Ярилу. С вечера дня святой Аграфены Купальницы (23 июня) в ночь под Ивана Купалу девушки и парни водили хороводы, жгли «купальские костры» и прыгали через огонь, очищаясь от «худых напастей».
Ведущий. Начавшись торжественным утренним богослужением в церкви, праздник в честь Иоанна Предтечи и Крестителя издревле выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за городом или селом по окрестным лугам и лесам, по берегам рек и озер: всюду веселился народ, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гулянья.
В празднике Ивана Купалы так же, как и во многих других великих христианских торжествах, неразделимо соединялись церковные обряды с игрищами и затеями, которыми издревле сопровождался Иванов день, наполняясь народным духовным творчеством.
Звучит пение, группа юношей и девушек выходит на сцену.
Еще что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек –
Иванов купальничек!
1-я девушка.
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек - Семик честной,
Другой праздник - Троицын день,
А третий праздник - Купальница.
Юноша. Разожжем костры сегодня купальские, будем прыгать, кто выше. Кто выше прыгнет через костер, у того и колос хлеба уродиться выше.
1-я девушка.
А еще говорят:
Дядя Иван и людям и нам.
После Ивана не надо жупана.
Купалинка - ночь маленька.
До Ивана, детки, просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. (К детским молитвам Бог был всегда более милостлив.)
2-я девушка. И на будущий урожай погадать можно:
Сильна роса на Ивана - к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно - много будет грибов.
На Иванов день цвет, на Ильин-то день - хлеб.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустыми.
Юноши и девушки делают вид, что брызгают друг на друга водой, при этом поют (или читают по очереди).
Ой, купаленка,
Ночка маленька.
Я не спала,
Золотые ключи брала,
Зарю размыкала,
Росу отпускала.
Роса медовая,
Трава шелковая.
Месяц увидал,
Ни слова не сказал.
Солнце увидало,
Ключи подобрало.
А такие песни пелись только в ночь на Ивана Куполу.
Трех коней Иван ищет,
За лесом свищет.
В ночь Купалу его конь
Поскачет чрез огонь.
Как первый конь –
Колесом грива.
А другой конь –
Во лбу звезда.
А третий конь –
Шелковый хвост.
У воды-моря купала,
Играл ночью конь у Ивана.
Копытом камень разбивал,
Искрой костер разжигал.
Скачи-ка первым, конь,
Через велик огонь.
За тобой царь и царица,
И красная девица,
И миром, и пиром,
И с добрыми людьми.
На сцену выходят юноша и девушка - Иван и Марья.
Марья. А вчера мы с подругами, накануне Аграфены- Купальницы, собрались на беседу, толочь ячмень для обетной каши. А сегодня после пира пойдем вместе через костры прыгать?
Иван. Конечно, Машенька, вместе пойдем. А еще решили мы с друзьями на Лысую гору сходить, нечисть всякую посмотреть.
Марья. Ой, Ванюша, страшно-то как! Вдруг заколдует тебя ведьма какая или порчу напустит? Не ходил бы! А батюшка конюшню запер, говорит, нельзя лошадей нонеча ночью пускать - нечисть попортит. А матушка крапивы по всем окнам наложила, чтобы нечисть в избу не пробралась. Не ходи, Ванюша!
Иван. Ну ладно, Марьюшка, не пойду. Отправлюсь-ка я за папоротником, подарок тебе сделать. Я в книжке одной, «Всякая всячина» называется, читал, что папоротник цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад.
Иван уходит со сцены.
Марья. А я пойду травы собирать. Ведь на Ивана Купалу в них вся целебная сила собирается. Соберу череду от золотухи, шалфей от «горловой скорби», зверобой, девясил, мать-и- мачеху, разрыв-траву... Говорят, что перед разрыв-травой падают замки и запоры. А про тирлич (стародубку) я слыхала в народе: «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей и сердитых родственников». Надо лишь угостить их чудодейственным настоем. Тирлич, кроме того, приносит богатство и славу, а с зашитым в ладанку корешком ревеньки человек не утонет ни в бурной реке, ни в мутном озере.
Выходят девушки в русских народных костюмах. В руках у них охапки различных трав. Делают вид, что собирают траву, припевают:
Девушки.
Кругло, невелико поле,
На нем дивных ягод много.
Спелых и зрелых,
Красных и белых.
Кто ночью идет,
Тот наберет.
А Купала брал тут спелые,
А Иван брал зрелые.
Девушки берутся за руки и водят хоровод, поют.
Девки, бабы –
На Купальню!
Ладу-ладу!
На Купальню!
Ой, кто не выйдет
На Купальню,
Ладу-ладу,
На купальню!
Ой, тот будет
Пень-колода,
Ладу-ладу,
Пень-колода!
А кто пойдет
На Купальню,
Ладу-ладу,
На Купальню!
А тот будет
Бел береза!
Ладу-ладу,
Бел береза!
Парни и девушки берутся за руки и делают вид, что собираются прыгать через костер.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон.
Ведущий. В стародавние времена в купальские игрища входили проводы русалок. Русалки, по древнему верованию славян, - души умерших. Весною, гласит седая старина, оживают они и бродят по земле. Вода слыла у славян-язычников ближайшим путем-дорогою в подземные недра. Русалки, живущие в реках и озерах, с наступлением весенних праздников вылезают из воды и виснут по деревьям. Придет на светлорусский простор Иван Купала - и нет им более места на земле. Уходить пора в свое подводное царство.
1-я девушка.
Русалочки-земляночки
На дуб лезли,
Кору грызли,
Свалилися, забилися...
На сцену выходят Иван и Марья.
Иван. Показали мы вам праздник великий, день Ивана Купалы. Теперь хотим знать, внимательно ли вы смотрели, слушали.
Ответьте на такие вопросы.
- Какие существовали поверья, связанные с днем Ивана Купал ы?
- Какие народные приметы связаны с этим праздником?
- Как крестьяне в день Ивана Купалы определяли виды на будущий урожай?
Зрители отвечают.
Марья. Молодцы, внимательно нас слушали, все запомнили.
Ведущий. На этом наше путешествие в старину заканчивается. Мы желаем вам здоровья и веселых праздников.
Сценарий летнего праздника. Здравствуй, солнечное лето!
Сценарий праздника «Троица» в доме культуры
Сценарий «Фестиваль воздушных змеев»
Нет комментариев. Ваш будет первым!