Конспекты уроков в начальной школе с использование пословиц и поговорок

Работа с пословицами и поговорками в начальной школе

Чтобы нагляднее представить работу с пословицами и поговорками на уроках русского языка и чтения, приведем для примера сокращенную запись некоторых уроков, проведенных учителями начальных классов школ г. Ростова-на-Дону.

♦ Урок русского языка в 3 классе по теме «Части речи»

(учительница Т.И. Жижченко, школа № 50, г. Ростов-на-Дону)

Урок начинается с выяснения, какие части речи учащимся известны, что они знают о существительном. Вывешивается плакат, на котором записаны пословицы:

• Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

• Труд всегда дает, а лень только берет.

• Мир строит, война разрушает.

Учащиеся читают первую пословицу, раскрывают ее смысл, находят существительные, определяют род, число. Учитель задает классу вопросы по орфографии: — Какие орфограммы нашли в словах и как их проверили?

Затем ученики записывают пословицы в тетрадь и находят имена существительные. Так же разбирают вторую пословицу, объясняют написание д в слове труд, а в слове дает, раскрывают назначение ь в словах лень, только. Затем учитель дает задание: вторую и третью пословицы переписать, самостоятельно найти в них существительные, определить род, число.

После проверки выполнения задания учитель записывает на доске пословицы с пропущенными словами:

... дело лучше ... безделья.

... земля ... рук не любит.

Учитель предлагает учащимся отгадать пропущенные в пословицах слова. Не сразу учащиеся их находят. Предлагается несколько вариантов: «Хорошее дело лучше плохого безделья. Маленькое дело лучше большого безделья. Хорошая земля плохих рук не любит. Родная земля чужих рук не любит. Хорошая земля ленивых рук не любит. Черная земля белых рук не любит».

Учащиеся с увлечением обсуждают все варианты, раскрывают значение каждого прилагательного. После того как были названы нужные варианты, учащиеся переписывают пословицы в тетрадь, находят прилагательные.

Затем переходят к повторению глагола. Учитель дает задание: во всех записанных пословицах найти глагол. При проверке этого задания ученики называют глагол и ставят к нему вопрос.

♦ Урок чтения во 2 классе по теме «Стихотворение З.Н. Александровой «Цветы Москвы»

(учительница П.К. Данилова, школа № 49, г. Ростов-на-Дону)

Урок начинается с опроса. Учащиеся выборочно читают рассказ «На улице». Один из учеников кратко передает содержание всего рассказа.

Учитель сообщает ученикам новую тему, после чего выразительно читает стихотворение «Цветы Москвы».

Учитель: Какие слова вам были непонятны?

Ученица: Я не знаю, что такое «вьюнки».

Учитель спрашивает, кто может ответить на этот вопрос. Один из учеников объясняет. Учитель показывает классу изображение вьюнков.

Учитель: Прочитайте это стихотворение про себя.

(Учащиеся читают.)

Учитель: Встретились вам еще непонятные слова?

Ученик: Я не знаю, какие цветы называются маргаритками и анютиными глазками.

Учитель показывает открытки с этими цветами.

Ученица: А что такое душистый горошек?

Учитель: Кто из вас, ребята, сможет объяснить, что такое душистый горошек?

Одна из учениц говорит, что это такой горох, который кладут в суп. Учитель уточняет ответ и показывает изображение цветов душистого горошка.

Учитель: Прочитаем все вслух стихотворение «Цветы Москвы».

(Учащиеся читают.)

Учитель: О каком городе говорится в стихотворении?

Ученица: В этом стихотворении говорится о Москве.

Учитель: Кто из вас был в Москве? Чем она понравилась?

(Ученики отвечают.)

Учитель: Посмотрите, какая красивая наша Москва.

Учащиеся рассматривают изображение одного из уголков Москвы. Учитель обращает внимание на Кремль и спрашивает, что учащиеся о нем знают. Учащиеся рассказывают о Кремле.

Учитель: Москва — столица России. В Москве работает наше правительство. Там очень много музеев, театров, учебных заведений. Мы все любим Москву и гордимся ею. О Москве создано много песен, стихотворений, пословиц и поговорок. Кто из вас знает какое-нибудь стихотворение о Москве?

Учащиеся читают известные им стихотворения о Москве.

Учитель: В первом классе мы все учили стихотворение о Москве. Прочитаем его все вместе.

Ученики читают стихотворение:

Кремлевские звезды над нами горят,

повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

и лучше той Родины нет!

Учитель: А кто из вас помнит пословицы о Москве, которые мы недавно записали на уроке русского языка?

Ученик: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Ученица: Кремлевские звезды путь к свету указывают.

Учитель: Кто скажет, как надо понимать эту пословицу?

Ученик: В Москве есть университет, много школ. Туда едут учиться. А мы в первом классе учили пословицу: «Ученье...».

Учитель: Кто помнит эту пословицу?

Ученица: Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учитель: Сейчас, ребята, я скажу и запишу на доске новую пословицу о Москве, а вы ее перепишите в тетрадь для пословиц.

На доске записывается пословица Москвой-столицей весь народ гордится. Эту пословицу все вслух читают и записывают.

Учитель: В стихотворении «Цветы Москвы» говорится о юных цветоводах. Кто скажет, чем они занимаются?

Ученики отвечают на вопрос учителя, зачитывая отдельные строчки стихотворения.

Учитель: Вы знаете пословицы и о растениях, о лесе. Кто вспомнил?

Ученик: Зеленый наряд радует взгляд.

Ученица: Рощи да леса — всему краю краса.

Ученица: Растенье — земли украшенье.

Учитель: Скажите, зачем же нужно сажать деревья, цветы, растения? (Учащиеся отвечают.)

Учитель: А все ли, ребята, одинаково относятся к цветам, деревьям, сажают, ухаживают за ними, любят и берегут их? (Ученики отвечают.)

Учитель вешает на доску плакат с пословицей: Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.

Учащиеся читают пословицу, разбирают ее смысл, записывают.

Задание на дом: выучить стихотворение «Цветы Москвы» и обе пословицы.

В классе еще раз хором читают стихотворение и записанные пословицы.

♦ Окружающий мир 3-й класс

Тема: «Как появился хлеб»

Учитель: Каждый день у нас на столе появляется душистый ломоть хлеба. А вот интересно, когда и где родился хлеб?

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Примерно шесть с половиной — пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.

Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Люди научились готовить хлеб из сброженного теста. Видимо, что-то помешало человеку испечь хлеб сразу, тесто подкисло, но лепешки получились пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом- солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и

матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу — отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Если начиналась война, то во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Во время Великой Отечественной войны фашисты, вступая на русскую землю, сжигали целые поля. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. Вопрос о хлебе снова стал вопросом жизни или смерти. И фронту, и тылу нужен был хлеб.

А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха — 10, обойной пыли — 2, выбоек из мешков — 2, хвои — 1, муки ржаной обойной — 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Но и такой хлеб был для людей спасением. Ведь многие погибали голодной смертью. Не будь хлеба — не было бы и Победы!

Сейчас все это в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб — бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников — земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб — общее богатство, и мы должны уважать его.

И, конечно, такое благоговейное отношение к хлебу не могло не отразиться в кладовой человеческой мудрости — в пословицах и поговорках. На прошлом уроке вам было дано задание подобрать и записать на листочках пословицы и поговорки о хлебе.

Найдите и прочитайте такие пословицы, в которых сказано о том, как плохо человеку без хлеба.

Ученики:

• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

• Без хлеба куска везде тоска.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Без хлеба и медом сыт не будешь.

• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

• Плох обед, коли хлеба нет.

• Горек обед без хлеба.

• Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

• Хлеба ни куска — ив белой горнице тоска.

• Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в палатах возьмет тоска.

Учитель: Объясните смысл этих пословиц.

Ученики дают свои ответы, учитель дополняет: Эти пословицы говорят о том, что если нет на столе хлеба, то обед не полон, не сытен, не радостен. Что ни одна другая еда не дает такого ощущение единства между людьми, наполненности и радости жизни. И что богатство не может заменить хлеба.

Учитель: А теперь выберите такие пословицы, которые говорят о бережном отношении людей к хлебу.

Ученики:

• Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

• Хлеб батюшка, водица матушка.

• Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.

• Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

• Изба красна углами, обед пирогами.

• Пока есть хлеб да вода — все не беда.

• Бог на стене, хлеб на столе.

• Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

• Хлеб — всему голова.

• Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.

• Хлеб да мякина — Самсона сила. ® За хлебом все добро.

• Калач скоро приестся, а хлеб никогда.

• Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Учитель: Объясните значение этих пословиц.

Ученики дают свои ответы, учитель дополняет: Слова «голова» и «главный» — однокоренные. Значит, хлеб — главнее всего. Именно хлеб дает силы для того, чтобы учить, лечить, водить машину, изобретать космические аппараты, растить детей. Не зря хлеб называют батюшкой. Он отец любому делу.

А теперь найдите и прочитайте пословицы о том, как нужно работать, чтобы вырастить хлеб.

• Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

• Не ленись за плужком — будешь с пирожком.

• Не печь кормит, а руки.

• Кто ленив с сохой, у того и хлеб плохой.

• Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

• Кто не ленив пахать, тому нужды не знать.

• Землю уважай — она даст урожай.

• У пахаря рука черна, да хлеб бел.

• Горька работа, да хлеб сладок.

• Молитвой не пашут, словами не жнут.

• Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

• Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

• Когда сеют да жнут — не глядят, что мозоли жгут.

• Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

• Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

• На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют потом и жуют.

• Пот на спине — так и хлеб на столе.

• Потом добытый хлеб и черствый сладок.

• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

• Не трудиться — хлеба не добиться.

• Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.

• Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Учитель: Объясните смысл этих пословиц.

Учитель выслушивает объяснения детей, дополняет:

Несомненно, для того, чтобы сделать хлеб, нужно приложить немало усилий. В старину иметь хлеб на столе мог лишь тот, кто трудился не разгибая спины с утра до вечера. Но сейчас, в наше время, многим людям хлеб достается легко. И так же легко его выбрасывают, если кусок зачерствел. Можно ли так поступать? Конечно, нет. А что же можно сделать, чтобы сберечь даже зачерствевший ломоть хлеба?

Ученики: Из такого хлеба можно сделать гренки, сухарики.

Учитель: Верно. И не только. Люди придумали очень много вкусных и полезных блюд из черствого хлеба. Ваше домашнее задание будет таким: найдите и запишите рецепт блюда из черствого хлеба. Можно украсить его рисунками или фотографиями. На следующем уроке мы познакомимся, как можно разными способами продлить жизнь хлебу. А потом оформим в школе стенд «Хлеб — всему голова» с вашими рецептами и пословицами о хлебе.

♦ Литературное чтение 4-й класс

Тема: «Малые фольклорные жанры»

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение фольклора. А что означает слово «фольклор»?

Ученики: Фольклор — это устное народное творчество. Оно зародилось в глубокой древности, передается из поколения в поколение, из уст в уста и продолжает обновляться постоянно.

Учитель: Какие фольклорные жанры вы знаете?

Ученики: Сказки, былины, песни, загадки, скороговорки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, анекдоты.

Учитель: А какие из них вы назвали бы малыми фольклорными жанрами?

Ученики: Небольшие по объему: загадки, скороговорки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, анекдоты.

Учитель: Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в крупных поэтических жанрах, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка. Сегодня мы подробнее остановимся на малых фольклорных жанрах. И начнем разговор с пословиц и поговорок. И то и другое — это устойчивое выражение. А вот чем же они отличаются? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами на доске — пословица и поговорка. Попробуйте догадаться, где что, пословицу подчеркнем красным, а поговорку — синим.

• Друзья познаются в беде.

• Надоел хуже горькой редьки.

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: И то, и другое — устойчивое выражение. Отличие вот в чем. Пословица представляет собой законченное предложение, краткое изречение, более в виде притчи, иносказания, в ней обязательно содержится поучение. Вот как пословица сама о себе говорит:

• Пословица недаром молвится.

• Пословицы ни обойти, ни объехать.

• Пословица всем делам порешница, все решает.

• Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

• От пословицы не уйдешь.

• Хороша пословица в лад, да в масть.

Обсуждение смысла этих пословиц.

Учитель: Ритмический строй пословиц особенно четок и лаконичен. Часто пословица состоит из двух частей — суждения и вывода. Иногда они рифмуются между собой.

• Жить — Родине служить.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Ученье — путь к уменью.

• Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Попробуйте привести примеры таких пословиц и объясните, как вы их понимаете.

Учитель: Пословицы интересны и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. Например, пословица «Нет дыма без огня» — значит, что у всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и какая-то причина. А пословица «Землю красит солнце, а человека — труд» построена на сходстве результата — жизнь на земле невозможна без солнечного света и тепла, а жизнь человека — без труда.

Закончите пословицу, основанную на сходстве ситуаций, и объясните ее значение:

• Береги землю родимую... (как мать любимую.)

• Всяк кулик... (свое болото хвалит.)

• Корень учения горек... (да плод его сладок.)

• Как посеешь... (так и пожнешь.)

• Жизнь прожить.... (не поле перейти.)

Учитель: Поучительность пословиц выражается в частом использовании предложений с повелительными формами глагола:

• Век живи — век учись.

• Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Учитель: Пословицы отражают душу народа, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Выберите из данных пословиц такие пары, которые говорят об одном и том же:

• Поспешай, да не торопись.

• Человек без родины — соловей без песни.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Друзья познаются в беде.

• Один в поле не воин.

• Тише едешь — дальше будешь.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Одной рукой узелок не завяжешь.

• Родная земля и в горсти мила.

• Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Учитель: Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы поддерживают уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это заповеди народа, приводящие в порядок жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна. Из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению.

Пословицы следует отличать от поговорок. Главными особенностями пословицы являются ее законченность и поучительное содержание.

Учитель: А теперь поговорим о поговорках. Поговорка обязательно употребляется в составе другого предложения. Поговорка — образное выражение, существующее в речи для эмоциональных оценок (например, «Надоел хуже горькой редьки» — выражение досады). В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка — всегда часть его. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

• голоден как волк

• ищи ветра в поле

• не в службу, а в дружбу

• только пятки засверкали

• заморить червячка

• легок на помине

• как снег на голову

• бить баклуши

• как собака на сене

Учитель: Составьте предложения, включающие данные поговорки.

Учитель: Часто поговорка является частью пословицы. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка: «Он чужими руками жар загребает», т. е. образное изображение любителя чужого труда. Или выражение «Ты за двумя зайцами погнался» — т. е. «делаешь много дел сразу», является частью пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Часто поговорками становятся фразы из народных сказок, мифов и легенд или из авторских произведений. Попробуйте установить, откуда пришли такие поговорки, и объясните их значение:

• Остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Злая и жадная старуха из сказки А.С. Пушкина никак не могла остановиться, требуя от золотой рыбки все новые и новые блага. В конце концов неблагодарность обидела волшебную рыбку, и она оставила старухе лишь то, что у нее было с самого начала сказки — разбитое корыто.

Эта поговорка применима к тем, кто пытается добиться слишком многого и в результате остается ни с чем.

• А король-то голый (X. К. Андерсен, сказка «Новое платье короля»).

Два плута, выдав себя за ткачей, взялись соткать одному королю такую ткань, которую якобы может видеть лишь умный человек, достойный той должности, которую он занимает. Делая вид, что они усердно поработали, плуты вручили заказчику «ничто», пустоту вместо ткани.

Однако король и все окружающие притворились, что видят прекрасную материю; ведь иначе вышло бы, что они глупы и не справляются со своими должностями. Король гулял нагишом, а все восхищались его одеждой. Наконец один мальчишка, который даже не подозревал, в чем тут дело, увидев короля, захохотал и закричал: «А король-то голый!»

Сказка «Новое платье короля» написана знаменитым датским сказочником Андерсеном более ста тридцати лет назад. С его легкой руки выражение «голый король» стало употребляться всюду, где люди по разным причинам выдают за очевидное то, чего нет на самом деле; скажем, из страха или корысти выдают за умницу дурака.

• Ахиллесова пята (Мифы Древней Греции).

Один из героев Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. Ни одно оружие не могло поразить неуязвимого героя, но когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб.

Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.

• Мартышкин труд (И.А. Крылов, басня «Обезьяна»).

Поговорка эта возникла из басни И.А. Крылова «Обезьяна». Помните, как завистливая мартышка, стараясь заслужить похвалу людей, вздумала трудиться?

Нашла чурбан — и ну над ним возиться!

Хлопот Мартышке полон рот:

Чурбан она то понесет,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит;

Рекой с бедняжки льется пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:

А все ни от кого похвал себе не слышит.

Выражение «мартышкин труд», впервые употребленное замечательным русским критиком Д.И. Писаревым, применяется как характеристика бесполезных усилий, напрасных стараний, ненужной работы.

• Змий-искуситель (Библейские сказания).

Запретный плод остался бы спокойно висеть на древе познания добра и зла, если бы в раю жили только первые люди Адам и Ева. На беду, рассказывается в Библии, там жил еще и змий, то есть змея, в которую вселился дьявол. И он решил поссорить людей с их Творцом.

Он быстро заметил, что Адам во всем слушается советов жены, а Ева очень любопытна. Поняв это, змий, побуждаемый дьяволом, обвился вокруг древа, на котором росли удивительные плоды, и начал искушать Еву, то есть уговаривать попробовать их на вкус, чтобы узнать, что такое добро и что такое зло. И тут Ева, как сказано в Библии, «увидела, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и желанно, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела и дала также мужу, и он ел...».

Именно поэтому сатану, дьявола, стали звать «искусителем», а мы, когда говорим «змий-искуситель», упрекаем собеседника в том, что он соблазняет нас чем-то заманчивым, но недозволенным.

Учитель: Пословицы и поговорки бывают и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Речь, наполненная пословицами и поговорками, воспринимается живой, образной и яркой.

Меняется жизнь, появляются новые пословицы и поговорки, забываются старые, но навсегда остается их бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Они, несомненно, кладезь народной мудрости. И о чем бы в них ни говорилось — это всегда обращение к лучшей стороне человеческой души, обобщение народного опыта, подсказка и опора в жизни.

Автор: Введенская Людмила Алексеевна

Рекомендуем посмотреть:

Пословицы и поговорки про барина

Пословицы и поговорки про конец

Пословицы и поговорки про качество

Пословицы и поговорки про историю

Пословицы и поговорки про закон

Валерия Сергеевна Боденова # 30 июня 2020 в 15:26 0
Материал поможет учителям увидеть как можно использовать на различных уроках пословицы. Благодаря этому дети познакомятся дополнительно и со своим русским наследием, узнают как правильно их надо употреблять в жизни и что они означают. У учащихся увеличится словарный запас.
Спасибо за ваш материал.