В последнее десятилетие возрос интерес к изучению родного края в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено рядом причин: новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого принципа обучения. В условиях современной школы краеведческий принцип преподавания не всегда учитывается учителями, недостаточно широко используется природоведческий материал родного края, из-за чего знания об окружающей природе у детей скудны и не соответствуют стандарту, предусмотренному программой. Учащиеся не в достаточной степени знакомы с прошлым и настоящим малой родины, родного края. Для решения этой проблемы следует обратиться к ее анализу, поиску путей ответа на вопросы:
• Для чего следует изучать свой край?
• Что изучать?
• Как преподавать краеведческий материал?
Краеведческая работа носит исследовательский, прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из поставленных задач, можно сказать, что процесс формирования краеведческих знаний у детей в начальной школе многогранен и требует тщательной подготовки со стороны учителя и высокой активности со стороны младших школьников.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
• Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности своей области.
• Ценностная - предполагает становление краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
• Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных видов деятельности.
• Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросо- образность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, регио- нальность.
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.
Анализируя проблемы реализации краеведческого подхода в преподавании учебных предметов, выяснили, что они во многом носят гипотетический характер и нуждаются в уточнении и корректировке. Это требует организации собственного целостного процесса: необходим педагогический эксперимент. В ходе экспериментальной деятельности привлекаются два класса одной параллели: экспериментальный и контрольный. Работа
ведется в двух направлениях. Первое направление работы - выявление и ликвидация существующих пробелов в знаниях детей. Необходимо вызвать интерес у младших школьников к активному участию в экскурсиях, изучению природы родного края, положительное отношение к получению дополнительных знаний и их самостоятельному добыванию.
Для определения уровня имеющихся знаний о природе родного края используются анкеты, которые помогут создать общую картину представлений об окружающей природе у детей.
По каждому из направлений предложено пять вопросов. Если учащийся верно отвечает на три и более вопросов, считается, что он показывает высокий результат, если отвечает на два вопроса верно и на один вопрос с ошибками - средний результат, если допускает ошибки в каждом вопросе или не отвечает правильно - низкий результат.
Выявление уровня знаний учащихся о растительном мире родного края
1. Какое из растений не произрастает в нашей области?
Береза, осина, тополь, вяз, дуб, кедр.
2. Приведите примеры травянистых растений леса нашей области (3-4 наименования).
3. Приведите примеры травянистых растений степи нашей области (3-4 наименования).
4. Составьте рассказ о растении, изображенном на иллюстрации по плану:
- Название растения.
- Это дерево, кустарник или трава?
- Где растет?
- Какое значение имеет это растение?
(Детям предлагается составить рассказ про ландыш майский.)
5. Распределите растения по группам:
Растения степи |
Растения леса |
Сорные растения |
|
|
|
Полынь горькая, чертополох крючковатый, одуванчик лекарственный, ландыш майский, вяз гладкий, пижма обыкновенная, фиалка удивительная, пастушья сумка, василек русский. (Детям предлагаются изображения растений и их названия.)
Выявление уровня знаний учащихся о животном мире своей области
1. Назовите три вида перелетных птиц нашей области.
2. Составьте рассказ о животном, изображенном на иллюстрации по плану:
1) Название животного.
2) Внешний вид: размеры, окраска.
3) Чем животное питается?
4) Где животное живет?
5) Какое значение имеет в природе?
6) Как необходимо к нему относиться?
(Детям предлагается изображение косули.)
3. Какие из животных не водятся в нашей области?
Ласка, лесной хорек, бурозубка, норка, кабан, косуля, медведь, тигр.
4. Приведите примеры насекомых нашего края (3-4 наименования).
5. Подчеркните названия животных, которых разводят в нашей местности: коровы, куры, кролики, песцы, лошади, пчелы, овцы, свиньи, олени, гуси, страусы, кенгуру.
Выявление уровня знаний учащихся о географических и климатических особенностях своей местности
1. Отметьте знаком «+» явления природы, характерные для нашей области:
гололед, прохладное лето, листопад, белые ночи, прилет перелетных птиц, изморозь на деревьях, ледостав, половодье, жаркое лето, землетрясения, извержение вулкана, ливень, гроза, северное сияние, цунами, снегопад.
2. Все ли утверждения верны?
- Область расположена на юго-востоке Русской равнины;
- по территории области протекает река Хопер;
- граница омывается Черным морем;
- на территории области нет ни одного соленого озера.
3. Подчеркните слова, обозначающие формы земной поверхности, характерные для нашей области:
холмы моря горы
озера овраги болота
морские террасы сопки балки
4. Напишите названия полезных ископаемых, которые добываются в родном крае (4-5 наименований).
5. Раздели на группы полезные ископаемые, найди те, которых нет в нашем крае:
Твердые |
Жидкие |
Газообразные |
|
|
|
Нефть, вода, песок, природный газ, бишофит, глина, гипс, соль, железная руда, золото.
После того как определится исходное состояние имеющихся у младших школьников знаний, согласно поставленным задачам исследовательской работы необходимо сформировать положительное отношение к обучению, ликвидировать некоторые пробелы в знаниях детей. Для этого необходимо провести экскурсии осенью и весной, интегрированные уроки художественного труда и окружающего мира. Посетить краеведческий музей, планетарий, где будут проведены лектории о природе города или области. Использовать дидактические игры на уроках окружающего мира, совместно создать «Азбуку краеведения», лото по краеведению. Показывать мультимедийные презентации, видеофильмы, панорамы. Материал к урокам, к экскурсиям, должен заинтересовать ребят, подтолкнуть к познанию окружающего мира, выработке своей жизненной позиции по отношению к природе родного края, повысить уровень краеведческих знаний. Информация должна быть доступна и интересна для детей младшего школьного возраста, но в то же время представлять определенную трудность, развивать мыслительные процессы, способствовать стремлению самостоятельно добывать знания.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании окружающего мира требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы.
В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей окружающей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения отдельных географических объектов или всего географического комплекса.
Дети наблюдают за изменениями в неживой и живой природе осенью, зимой, весной; за изменениями в продолжительности светового дня, положением Солнца на небосводе; заполняют дневники погоды. Наблюдают за подготовкой растений к зиме - изменением окраски листьев, процессом листопада. В зимнее время наблюдают за зимующими птицами и состоянием деревьев, кустарников, травянистых растений. Выясняют значение снежного покрова в защите растений от вымерзания. Весной наблюдают за пробуждением растений: набухание почек, появление молодых побегов; раннецветущими травянистыми растениями; прилетом птиц. Затем, во втором и третьем классах, краеведческая работа усложняется. Дети приобретают все новые и новые навыки наблюдений. У них расширяются знания о своей местности благодаря участию в экскурсиях.
Программой по природоведению предусмотрен в осеннее и весеннее время обязательный минимум учебных экскурсий. В первом классе - четыре, во втором - две, в третьем - одна, в четвертом - две.
Экскурсии можно разделить на следующие группы:
- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;
- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на производства.
Хорошие результаты дает применение дидактической игры «Лото по краеведению». Определения в карточках разрабаты
ваются по следующим направлениям: животный мир, почвеннорастительные ресурсы, климат, рельеф, полезные ископаемые, поверхностные воды, города области. В начале игры каждый ученик получает отдельную карточку. Начинающий игру читает определение справа. Весь класс думает над ответом, а тот ученик, у которого ответ написан на карточке слева, отвечает, а затем читает новое определение (справа на своей карточке). Игра может проходить и наоборот: читается термин, а нужно найти определение.
Примеры карточек лото.
Грызуны |
Зона, расположенная в основном в Заволжье и в Сарпинской низменности. Климат засушливый, летние температуры высокие. Почвы отличаются сухостью и засоленностью |
Хищные животные |
Зона, занимающая более 80 % территории области. Основной фон растительного покрова образуют узлолистные дерновинные злаки и разнотравье |
Лось |
Лягушки, чайки, бобр, ондатра, выхухоль, выдра |
Птицы степей |
Страна, с которой Волгоградская область граничит на юго-востоке |
Насекомые степей |
Бурозубка, еж, ласка, норка |
Природные зоны области |
Хорек, сайгак, перевязка, лисы |
Типы почв |
Гравилат городской, крапива двудомная, лютик ползучий, мята полевая |
Лекарственные растения |
Василек русский, гониолимон татарский, коровяк фиолетовый, очиток едкий, чабрец обыкновенный |
Деревья |
Волжский, Камышин, Михайловка, Урю- пинск, Фролово, Котово, Жирновск, Калач-на- Дону |
Гололед |
Крупнейший индустриальный, транспортный и культурный центр. В нем проживает 1 млн человек. Он протянулся вдоль Волги более чем на 70 км, ширина его не более 9-12 км |
Весна в области |
Хопер, Медведица, Иловля, Чир, Аксай |
Возвышенности области |
Великая русская река. Самая длинная река Европы |
Прикаспийская низменность |
Соленое озеро Волгоградской области, имеющее котловину на 15 м ниже уровня Мирового океана. Впадают 4 реки: Саморода, Хаара, Ланцуг, Горькая |
Полезные ископаемые, характерные для области |
Сарпинские озера, расположенные на территории Волгоградской области |
Мел |
В 7 км от Камышина возвышаются невысокие горы. Из них выделяются два резко очерченных холма - Карпунинский и Шишанка |
Камышинские уши |
Порода, состоящая из скоплений микроскопических раковинок животных - простейших, скрепленных карбонатом кальция. Толщина пласта в нашей области - 60 м |
Сарпа и Цаца |
Нефть, газ, железная руда, известняки, глина, суглинки и пески |
Эльтон |
Форма рельефа, занимающая территорию Заволжья и часть правобережья Волги к югу от Волгограда. Поверхность осложнена падинами и лиманами. Ниже уровня мирового океана на 28 м |
Волга |
Приволжская, Ергенинская, Донская и Калач- ская гряды |
Реки |
Время бурного расцвета природы: разливаются реки, начинается перелет птиц, зеленеют поля, цветут сады. Время первых гроз |
Областной центр |
Слой плотного льда, образующийся на поверхности земли, деревьях, окружающих предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно при температуре несколько ниже 0° |
Города области |
Дубы, вяз, клен, тополь, тутовое дерево |
Растения степи |
Шалфей, полынь, цмин песчаный, чабрец обыкновенный, вероника дубравная, лапчатка гусиная |
Растения леса |
Темно-каштановые, чернозем, каштановые, светло-каштановые, солончаки, пойменные |
Животные степи |
Степи и полупустыни |
Животные леса |
Чертополоховка, бражник-языкан, голубокрылая кобылка, скорпионы, чернотелки |
Казахстан |
Жаворонки, дрофы, стрепеты, перепела, синицы, орлы,луни |
Животные водоемов |
Животное встречается в лесных массивах Волго-Ахтубинской поймы. Самый крупный представитель оленей. Горбоносая голова самца увенчана массивными лопатообразными рогами |
Степь |
Волки, лисицы, барсуки, хорьки |
Полупустынная зона |
Заяц-русак, суслик крапчатый, тушканчик, слепыш, хомяк, песчанка, полевка |
Совместно с учащимися учитель разрабатывает «Азбуку краеведения», в материалы которой входят названия растений и животных области. Дети находят иллюстрации того или иного растения или животного, его краткую характеристику. «Азбука»
выставляется в классе для прочтения ее всеми учениками. С помощью данного пособия проводятся игры на уроках окружающего мира. Например, показывается изображение растения или животного, а учащиеся узнают его, называют, кратко описывают. Или, наоборот, зачитывается краткое описание, а дети называют растение или животное и показывают его в «Азбуке». Важным направлением работы является проведение окончательной диагностики приобретенных и имеющихся знаний на уроках, экскурсиях, играх на природе. Эту задачу возможно решить используя контрольный тест.
1) Напишите 3 названия животных леса нашей области.
2) Какие вы знаете озера нашего края?
3) Назовите природные зоны области.
4) Напишите 3 названия животных степи нашей области
5) Напишите 3 названия животных водоемов нашей области.
6) Напишите 3 названия грызунов, обитающих в нашей области.
7) Какие осадки характерны для нашей области?
8) Напишите 3 названия растений степи области.
9) Напишите 3 названия птиц нашей области.
10) Напишите 3 названия растений леса нашего края.
11) Напишите 3 названия лекарственных растений леса области.
12) Какие реки нашей области вы знаете?
13) Напишите 3 названия полезных ископаемых, характерных для нашей области.
14) Напишите 3 вида насекомых области.
15) Напишите 3 названия деревьев нашего края.
Комплексное понимание краеведения позволяет решить серьёзную проблему статуса краеведческого знания. С этой точки зрения краеведение предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного знания, которое включает в себя географические, исторические, экологические и другие аспекты. Взаимодействие в краеведческой работе различных видов человеческих знаний и деятельности способствует пошаговому становлению мировоззрения младших школьников.
Загадки про этикет для младших школьников с ответами
Загадки про школьные принадлежности для 1 класса с ответами
Загадки про птиц для 2 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!