Внеклассное мероприятие для младших школьников. Сценарий
Автор: Данилина Ирина Викторовна, воспитатель ГБООУ «Санаторная школа-интернат № 90 для тубинфицированных и тубконтактных детей», город Набережные Челны РТ
Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.
Форма: празднично-конкурсная программа
Возраст: учащиеся 1 - 4 классов
Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;
Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.
Предварительная работа:
подбор детьми частушек, загадок, информации об истории возникновения обычая чаепития и о чае; подготовка «визиток» (девиз, название команды), танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
Оборудование:
Плакат с названием мероприятия, столы, скатерти, посуда для чаепития, угощения, самовар, кокошники и разноцветные передники, пригласительные билеты, музыкальное сопровождение
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ход мероприятия:
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни « Куманёчек, побывай у меня». Входит Хозяйка и её помощницы в русских костюмах, помощницы несут поднос с ароматным чаем, полотенце с хлебом - солью.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Хозяйка: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Хозяйка: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, с чаем, с чаем.
Хозяйка: И в накладку, и в прикуску
Все: Чай, чай, чай.
Хозяйка: Пейте чай друзья по-русски
Дети рассказывают: Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай чае, отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: « Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является « чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.
Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Дети поют частушки:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте под чаёк
«Чайные» частушки!
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай - ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам
Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди - ка на себя -
Ну и отраженьице!
Подавайте чашки счаем,
Ведь все любим русский чай.
В чае мы души не чаем,
Всем нальём горячий чай.
Хозяйка: А теперь познакомимся с командами - участницами. (команды представляют себя - название, девиз)
Команда «Мальчиши», девиз - «Мальчиши лихой народ, очень весело живёт!»
Команда «Лира», девиз - «И песня в сердце остается, и музыка вперёд зовёт!»
Конкурс «Аукцион круп»:
команды по - очереди называют крупы, из которых варят каши. Побеждает команда, которая последней назвала крупу.
Конкурс «Танцевальный»:
команды исполняют заранее приготовленный танец: команда «Лира» - танец «Кадриль», команда «Мальчиши» - танец «Во поле берёза стояла»
Игра со зрителями:
(в это время команды готовятся к инсценированию сказки)
Зрителям загадываются загадки:
Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там и пропал. (Сахар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. ( Самовар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят. (Стол)
Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье. (Баранка, сушка)
Конкурс «Инсценирование сказки»: команда «Мальчиши» - пьеса «Колобок» на новый лад, команда «Лира» - пьеса « Репка» на новый лад.
«КОЛОБОК»
Сказочник: Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать её - не шутка!
Надо так за дело взяться,
Так глаголать, так стараться,
Чтобы с самого начала
Детвора не заскучала,
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.
Чтоб в конце ни стар, ни мал
Сонный носом не клевал.
Вот и мы начнём сей сказ
По порядку без прикрас.
Как -то раз один старик
По фамилии Кулик,
А по имени Гаврюха
Говорит своей старухе.
Старик: Захотелось колобка.
Есть и дрожжи, и мука.
Ты бы тесто замесила
Сказочник: Раскудахталась старуха…
Старуха: Я отличная стряпуха.
И взялась бы я за дело,
Но, чтоб тесто сделать белым,
Нужны масло, сахар, соль,
А у нас в кладовке ноль!
Кто вчера гостей сзывал?
Кто мне стряпать приказал?
Старик: Так ведь я того, сего…
Старуха: Нет в кладовке ничего!