Конспект занятия «Самые полезные продукты», 1 класс

Разработка урока здоровья для учащихся 1 класса

Цели: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы для нашего здоровья, какие нужны человеку каждый день; учить детей выбирать самые полезные продукты.

Оборудование: ширма для кукольного театра, нарисованные куклы - герои «Улицы Сезам».

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, на доске зашифрованы понятия, с которыми мы познакомились на прошлом занятии. Вставьте недостающие буквы и прочитайте получившиеся словосочетания.

ЗД*Р*В*Е         П *Т* Н* Е,      П *Л*3Н *Е            ПР*Д*КТ*

- Вспомните и расскажите, о чем мы говорили на прошлом занятии.

2. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а какие продукты можно считать полезными?

Правильно, полезные продукты те, которые приносят пользу организму. А какие полезные продукты вы знаете? Объясните, почему вы так думаете.

Питание человека должно быть полноценным.

На доске появляются таблички с надписями: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.

Для нормальной жизнедеятельности организма нужно употреблять белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Наиболее богаты белками: мясо, рыба, яйца, молочные продукты. Белки являются строительным материалом для мышц и тканей внутренних органов. Человеку необходимы полноценные жиры - сливочное и растительное масло.

А чтобы человек был энергичен, нужно использовать в пищу продукты, богатые углеводами, такие как хлеб, крупы, сахар, мед, шоколад, овощи, фрукты. Необходимы человеку витамины и минеральные соли. Эти вещества можно встретить в сливочном и растительном масле, яйцах, молоке и молочных продуктах, фруктах и овощах, а также в свежей зелени.

При термической обработке многие полезные вещества в продуктах разрушаются. Поэтому продукты лучше использовать в натуральном виде.

Во время рассказа учитель вывешивают на доску рисунки называемых продуктов с надписями полезных веществ и свойств.

- Больше всего полезных веществ в овощах и фруктах, поэтому они ежедневно должны присутствовать в нашем рационе.

3. Работа в тетради.

- Ребята, посмотрите на портреты, изображенные в рабочей тетради (с. 9). Кто нарисован?

Правильно, это наши знакомые. Кубик, Бусинка и Катя отправились в магазин к Катиному папе - дяде Саше. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Учителю следует записать диалог героев на аудио.

- Посмотрите, какие продукты лежат на нижней полке, почему? Какие продукты стоят на второй полке и почему? Назовите полезные свойства этих продуктов.

- Какие еще продукты, кроме овощей и фруктов, мы можем отнести к самым полезным?

Правильно, молочные продукты очень полезны. Они богаты кальцием, который необходим для роста и укрепления костей.

- Перечислите молочные продукты. Эти продукты мы тоже должны употреблять в пищу ежедневно.

Хочу вас предостеречь: при переваривании в желудке молоко вызывает брожение, поэтому нельзя вместе с молоком употреблять сырые овощи и фрукты.

- Какие продукты стоят на третьей полке и почему?

Все калории, которыми богаты жирные и сладкие мучные продукты, тратятся организмом в движении. Если человек мало двигается, то жиры и углеводы скапливаются в организме, вызывая ожирение.

- Как вы думаете, можно эти продукты употреблять в пищу каждый день? Свой ответ объясните.

4. Игра «Магазин».

- Сейчас мы с вами отправимся в магазин. Мы будем не только покупать продукты, но делить их на группы: зеленый кружок - это те продукты, которые должны быть на нашем столе каждый день; желтый кружок - продукты, которые нужны нам часто; красный кружок - продукты, которые должны быть на нашем столе изредка. Послушайте и отгадайте загадки:

Круглый вороток

Просится в роток.          (Блин.)

 

Черна, мала крошка;

Соберут немножко –

В воде вырастает,

В рот ребятам попадает.     (Каша.)

 

Бел как снег,

В чести у всех;

В рот попал –

Там и пропал.     (Сахар.)

 

Лежит на ложке,

Свесив ножки.     (Лапша.)

 

Желтая Матрена

Ни сладка, ни солена,

Хороша с кашей

Да с блином нашим.     (Масло.)

 

Кругла, рассыпчата, бела,

К нам на стол с полей пришла...   (Картофель, картошка)

 

Картошка, капуста,

Морковка да лук...

До чего же хороши

Получились наши ... (щи).

 

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.    (Хлеб.)

 

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ... (капуста).

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, a ... (лук).

 

Бело, а не вода,

Сладкое, а не мед.

От буренки берут,

Деточкам дают.    (Молоко.)

На доске продукты распределяют по группам, которые дополняются на последующих занятиях.

ЗЕЛЕНЫЕ             ЖЕЛТЫЕ             КРАСНЫЕ

5. Сценка «Лук и чеснок».

Чеснок. Привет, старший брат!

Лук. Старший брат?

Чеснок. Да, мы родственники.

Лук. Я даже не знал.

Чеснок. От тебя что-то плохо пахнет!

Лук. Ты себя-то понюхай.

Чеснок. Зато я все микробы убиваю!

Лук. И я микробы убиваю.

Чеснок. А в тебе какие витамины?

Лук. Во мне много железа, есть витамины А, В, В2, Р, аскорбиновая кислота.

Чеснок. Аскорбиновая кислота и во мне есть, и витамины группы В.

Лук. А я цингу лечу, ангину, тонзиллит, раны заживляю, всего не перечесть!

Чеснок. А знаешь, какие вкусные блюда можно со мной готовить? Допустим, курочку с чесночком, салатик - чеснок с морковочкой или свеколкой.

Лук. А меня вообще везде добавляют, ты вспомни только селедочку с лучком.

Чеснок и лук. В общем, пальчики оближешь! Значит, мы с тобой самые вкусные и самые полезные овощи на земле!

- Ребята, вы согласны с ними? О том, как эти продукты помогают вам расти здоровыми, умными и сильными, мы с вами будем говорить на многих занятиях.

6. Закрепление новой темы. Работа в тетради.

- Давайте выполним следующие задания:

Задание 1. Рассмотрите внимательно самые полезные продукты на рисунках. Выберите наклейки полезных продуктов и приклейте эти наклейки в корзину. Можете самостоятельно дорисовать другие полезные продукты.

Задание 2. Возьмите свои рисунки, которые вы нарисовали дома, и отметьте, какие полезные продукты есть среди ваших самых любимых. Рядом с ними поставьте зеленый кружок.

Задание 3. Разгадайте кроссворд «В каких магазинах можно купить эти продукты».

7. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

- Мы продолжаем с вами играть в магазин. Правило: нужно «купить» как можно больше продуктов с полезными веществами и свойствами.

Необходимо распределить роли продавца, покупателей. «Покупатели» выбирают продукты. На «продуктах» указать цепу. Раздав всем «деньги», можно создать ситуацию необходимости считать.

- Хотелось бы наше занятие закончить следующими строками.

Чтобы быть здоровым, умным и красивым,

Нужно кушать много разных витаминов.

Этих витаминов много есть повсюду –

Очень много в фруктах и других продуктах.

 

Любят ребятишки яблоки и груши,

Но и свеклу тоже надо чаще кушать.

Да, полезны, дети, творог и сметана.

А для мозгов и силы - рыба и бананы.

 

Чтобы быть здоровым, умным и красивым,

Навсегда запомни: полезны витамины!

8. Итог занятия.

- С какими понятиями вы познакомились на уроке?

- Что еще нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание.

Кубик решил вести дневник. В нем он записывает, какие продукты ел на завтрак, обед, в полдник и на ужин. Попробуйте вести такой дневник (задание 4).

Пища для размышления

Клетки мозга на 60 % состоят из жира, и это гораздо более высокая концентрация, чем в других частях тела. Ирония состоит в том, что люди практически не знают этого и постоянно стремятся устранить как можно больше жиров из своего меню, хотя иметь достаточное количество жиров в своем рационе жизненно важно для развития мозга и поддержания его в хорошей форме.

Петрушка сделает нас мужественными. Еще в Древнем Риме гладиаторам перед боем давали петрушку. Она удваивала силы и мужество. Петрушка содержит много витамина С, а кроме того, мультивитаминное вещество апиол, которое активно влияет на наше состояние.

Кальмары - один из немногих экологически чистых пищевых продуктов, отвечающий всем требованиям людей, которые следуют здоровому образу жизни. Этот полезнейший морской моллюск считается деликатесом, богат витаминами группы В, витамином С, в нем содержится множество микроэлементов, а также особые вещества, способствующие нормализации выделения желудочного сока. Кальмары - легкая пища, в то же время обладающая высокой питательной ценностью.

Оливки - это неотъемлемая часть средиземноморской кухни, завоевывающей все большую популярность в России. Мелкие плоды используют при приготовлении холодных закусок и салатов, средние - для пиццы или пасты, крупные чаще фаршируют. Фаршированные оливки - прекрасное дополнение к холодным рыбным блюдам, хороши они и как самостоятельная закуска.

Оливковое масло — продукт, известный человечеству с древности, его называли «жидким золотом» и использовали как денежную единицу наравне с драгоценными металлами. Богатое витаминами, оно легко усваивается организмом и как столовое масло ценится выше прочих растительных масел. Если капнуть себе на руку чуть-чуть оливкового масла и попробовать смыть, оно легко удалится водой без мыла. Наше тело, на 70 % состоящее из воды, так же легко впитывает его. Через полтора часа после того, как вы приняли в пищу немного оливкового масла, оно уже испарится через поры. Для того чтобы удалить животные жиры, придется долго тереть и использовать моющие средства.

Яблоки - прекрасное средство профилактики болезней, вызванных малоподвижным образом жизни. Они снижают усвоение жиров организмом, а содержащийся в них калий выводит излишки жидкости.

Макаронные изделия среди продуктов повседневного потребления занимают второе место после картофеля. А у нас в России, пожалуй, даже претендуют на первенство. Особенно в межсезонье, когда еще нет овощей. Самое главное, макароны - не просто вкусный, но и очень питательный и легкоусваиваемый организмом продукт.

Когда-то считавшиеся едой бедняков, сегодня мидии - одно из самых изысканных морских угощений. Мидия - это моллюск, проживающий в мелких океанских водах, только в чистой проточной воде. В них содержится большое количество протеинов, минеральных солей, фосфора, железа и витаминов А, В1, В2, В6, В12, С. К тому же мидии низкокалорийные - в 100 г мидий содержится 75 ккал, но зато они богаты жирными аминокислотами.

Осьминог - это источник легкоусваиваемого белка с высокой биологической активностью, необходимого для строительства новых клеток человеческого организма. Помимо этого, мясо осьминогов содержит ряд важнейших витаминов и микроэлементов, таких, как тиамин, рибофлавин. В осьминогах содержится в большом количестве йод, острый дефицит которого в особенности ощущают городские жители.

Чего не следует есть много.

Эти продукты распространены очень широко, без них не мыслит жизни ни один человек. И все же, если вы стали приверженцем здорового, правильного питания, то от нижеперечисленных продуктов следует постепенно отказываться.

Соль.

В идеальном питании соль почти не употребляется, а также сводятся к минимуму соленые огурцы, помидоры, грибы и т. п., исключаются хрустящий картофель, соленые крекеры, некоторые сыры и другие пересоленные продукты. Квашеная капуста с минимумом соли допускается, когда нет других источников витаминов.

Сахар.

Сахар и все продукты, куда он входит: кондитерские изделия, варенья, джемы, компоты, мороженое, подслащенные соки и др. В принципе, травяной чай с сахаром или с вареньем в качестве отдельной еды иногда можно позволить, но в сочетании с другой пищей сладкое решительно противопоказано. Съеденный с крахмалами или белками, сахар вызывает гнилостное брожение, с фруктами он закисляет кровь. Фрукты - мощный источник щелочи, но с сахаром они становятся такими же мощными источниками кислоты.

Заготовки из ягод с сахаром значительно менее вредны, чем просто сахар. Дело в том, что при хранении ферменты ягод и фруктов переводят часть сахара во фруктозу, к тому же подобные смеси содержат немало витаминов. Но все равно варенья, джемы и прочие «живые» изделия на основе сахара - продукты не самые лучшие (хотя иногда приемлемые и даже желательные - когда нет других источников витаминов).

Маргарин, искусственные жиры.

Если здоровье не безразлично, то употребление их следует ограничить. Маргарин представляет смесь животных и растительных жиров, подвергнутых гидрогенизации - насыщению молекул жирных кислот атомами водорода. Трансизомеры (мутированные молекулы жирных кислот), доля которых в гидрогенизированном маргарине достигает 40 %, повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний.

Консервы.

Это мертвые продукты. Мясные и рыбные консервы к тому же перенасыщены солью и консервантами. Овощные консервы вполне съедобны, приемлемы также фруктовые и овощные пюре для детского питания. Но годятся они лишь на самый крайний случай, когда невозможно найти ничего свежего. Итак, большинство консервов продукты особой вредности. И даже те редкие представители, которые не очень вредны, обычно не полезны. Можно, однако, делать фруктовые и овощные заготовки самим. Но лучше, по возможности, обходиться всем свежим. Капуста, картофель, морковь, свекла сохраняются до самой весны, зелень же можно выращивать либо покупать.

Химические напитки.

На полках магазинов - разнообразие газированной воды со множеством вкусов. Независимо от ценовой категории, они одинаково разрушительно влияют на организм. Помните, лучший из всех напитков - чистая вода! Пищевые красители, консерванты, содержащиеся в «неоновых» напитках, - источник ксенобиотиков (устойчивых и трудновыводимых веществ). Их накопление в клетках, особенно жировых, служит причиной синдрома хронической усталости, снижения иммунитета, приводит к функциональным расстройствам систем организма - запорам, кожным заболевания, опухоли желудка, раку пищевода.

Мясопродукты глубокой переработки.

К ним относятся все колбасы, а также копченая рыба, ветчина, копченая грудинка. Пожалуй, многие согласятся, что вареную колбасу сегодня трудно даже назвать продуктом. Сосиски по качеству чуть лучше, но и они не могут служить сносной пищей. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам и очень сильно закисляют кровь.

Жареные продукты.

При жарении образуются ядовитые и канцерогенные вещества (особенно когда жир со сковородки пускают в ход по нескольку раз). Много ядовитых соединений получается и при нагревании всех растительных масел, кроме кукурузного. Если в виде исключения все же приходится что-нибудь обжаривать, то лучше это делать только на топленом масле. Румяные корочки, такие аппетитные и вкусные, чрезвычайно трудно усваиваются и способствуют гастритам, колитам, язвам, заболеваниям печени и почек.

Специи.

Уксус, перец, томатные соусы, горчица, маринады и другие острые или кислые приправы. Эти продукты призваны «улучшить» вкус блюд. Да, они прекрасно справляются с поставленной задачей, но при этом сильно раздражают пищеварительные и выделительные органы, мешают их нормальной работе и способствуют многим болезням. Такие раздражители допустимо употреблять лишь в микродозах и, разумеется, не постоянно.

Вялые, несвежие овощи.

Они не только не полезны, но даже могут вызвать отравление. То же относится и ко вчерашним салатам. Приготовленный салат уже через полчаса теряет половину своей ценности. Более того, в нем начинают усиленно развиваться микроорганизмы (особенно если заправлять сметаной или майонезом) и нитраты активно превращаются в нитриты. Поэтому никогда не готовьте впрок пятилитровую кастрюлю салата, лучше приготовить добавки, чем черпать из кастрюли вредоносную смесь.

Майонез.

Продукт средней категории «вредности». 1 столовая ложка майонеза более чем на 50 % обеспечивает суточную потребность организма человека в витамине Е и почти на 70 % - в полиненасыщенных жирных кислотах. Вместе с тем следует помнить, что майонез - высококалорийный продукт, более чем на 65 % состоящий из жира. В нем содержится большое количество натрия и холестерина. Переизбыток натрия уменьшает поступление питательных веществ в клетку, замедляет выход продуктов обмена веществ, снижает активность клеток. Холестерин, как известно, является основным фактором риска возникновения атеросклероза.

Повторно разогретая или несвежая пища.

При повторном разогревании теряются также почти все ценные вещества. Остаются калории и продукты бактериальной деятельности (ведь микробы развиваются даже в холодильнике, хотя и гораздо медленнее, чем при комнатной температуре).

Сухофрукты, обработанные консервантами и отбеливателями.

Диетологи не рекомендуют сухофрукты, обработанные раствором сернистой кислоты или сернистым газом. А по технологии подобной обработке у нас подвергают яблоки, груши и большую часть абрикосов. Курага без двуокиси серы имеет более темный, почти коричневый, до бурого, цвет. Обработанные сухофрукты желательно замачивать на несколько минут в чуть теплой воде, тогда большая часть двуокиси серы перейдет в раствор.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о режиме дня для учащихся начальной школы

Классный час на Осеннюю тематику, 2 класс

Конспект классного часа в 3 классе на тему: ЗОЖ

Игра-путешествие для младших школьников на тему: ЗОЖ

Классный час в 1 классе на тему: ЗОЖ

Нет комментариев. Ваш будет первым!