Литературная игра по сказкам Пушкина

Игры в начальной школе

Сценарий игры Литературное лото для младших школьников

Сценарий игры в начальной школе «Что за прелесть эти сказки!»

Литературное лото рассчитано на учащихся младшего школьного возраста. Для игры необходимы шесть красиво оформленных и пронумерованных конвертов; кубик с проставленными на гранях цифрами от 1 до 6; призы для победителей.

Играющие по очереди выходят к столу и бросают кубик. Ведущий достает вопрос из того конверта, цифра которого совпадает с цифрой на грани кубика. Время на размышление — пять секунд. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право выйти к столу еще раз. Неответивший садится на место и может продолжать игру только среди зрителей. Тот из зрителей, кто первым поднял руку и правильно ответил, также получает жетон.

Повторно выходят к столу бросать кубик только те, у кого уже есть жетоны. Если играющий, выйдя к столу с жетоном, не ответит на вопрос, то он переходит в зрители и отдает свой жетон тому, кто ответит правильно. Выигрывает тот, кто первым соберет 6 жетонов. Играть может любое количество человек.

Первый конверт: «Сказка о золотом петушке».

1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

2. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

4. Откуда пришла беда в царство Дадона?

5. Сколько сыновей было у царя Дадона?

6. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?

7. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?

8. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

Ответы:

1. К мудрецу-звездочету:

Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

2. Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

«За такое одолженье, —

Говорит он в восхищенье —

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

3. Два года:

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

4. С востока:

Видит, бьется петушок,

обратившись на восток.

5. Два:

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат...

6. Семь дней:

И потом, неделю ровно,

Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон.

7. Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон.

8. Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Второй конверт: «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1. За какую плату согласился работать Балда у попа?

2. Балда просил попа кормить его полбой: «...Есть же мне давай вареную полбу». Что такое полба?

3. Как работал Балда?

4. Что придумала попадья, чтобы поп Балду без расплаты отправил?

5. Сколько лет, по словам попа, не платили ему оброка черти?

6. Кого послал старый Бес «вести переговоры» с Балдой?

7. С чьей помощью Балда перехитрил бесенка в первый раз?

8. Что значит слово балда.

9. Почему А. С. Пушкин дал своему герою такое имя?

Ответы:

1. Балда говорит:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу...».

2. Полба — злак, особый вид пшеницы. Вареная полба — каша из пшеницы.

3. Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит...

4. Попадья говорит:

«Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь».

5. Три года:

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

6. Бесенка-внука:

Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука».

Балда мыслит: «Этого провести не штука!»

Вынырнул подосланный бесенок...

7. Зайцев:

Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков да в мешок.

8. Балда — значит дурак, тупица, бестолковый.

Третий конверт: «Сказка о рыбаке и рыбке».

1. Сколько лет рыбачил старик?

2. Сколько раз закинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

3. Сколько времени была старуха царицей?

4. Когда народ над стариком насмеялся?

5. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Что просила старуха?

6. Каким видел море старик, когда ходил к золотой рыбке с различными просьбами?

7. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?

8. За что рыбка наказала старика со старухой? Ответы:

1. Он рыбачил тридцать лет и три года...

2. Два раза:

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой...

3. Две недели:

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась.

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей...

4. Когда он пришел кланяться старухе-царице:

Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садиться не в свои сани!.

5. Четыре просьбы: новое корыто, избу, стать столбовой дворянкой, царицей, владычецей морскою.

6. Море слегка разыгралось. Помутилося синее море. Неспокойно синее море. Почернело синее море. На море черная буря.

Четвертый конверт: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1. Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

2. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

3. Кому отдала царица приказ?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Страницы: 1 2

Татьяна Олеговна Ерусалкина # 12 февраля 2014 в 22:32 +1
Замечательный материал, можно использовать не только во внеклассной работе, но и на  уроках литературного чтения.
Наталия Юрьевна Осиновская # 14 января 2016 в 13:01 0
Интересный, познавательный сценарий. Где прививается интерес к чтению, дети учатся грамотно анализировать художественный текст. Каждый ребенок видит роль персонажа в тексте. Я возьму себе на заметку. Спасибо!