Наиболее почитаемыми, особенно на территории России, праздниками являются Рождество Христово, Богоявление Господне, Крещение, Сретение, Благовещение, Пасха — Светлое Христово Воскресенье, Вознесенье Господне, Троица, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы и многие другие.
Русские народные традиции тесно переплетены с языческими верованиями и православными христианскими традициями — трапеза в сочельник, Коляда, Масленица, посты, рождественские и новогодние обычаи, гадание, Красная горка, Фомина неделя, Егорий Великий, Аграфена-Купальница, Иванов день, Петров день, Ильин день, Спасы и ряд других. Позаимствованы из религиозных православных обычаев русские народные обряды и таинства — крещение, крестинный обед, именаречение, именины, свадебные и похоронные обряды, венчание и поминовение усопших. Особое место в народных и религиозных обычаях православия занимает «народный календарь» — замысловатый народно-религиозный календарь примет, обычаев и традиций, связанный с природой и временами года.
Рассмотрим только некоторые православные праздники.
В народном календаре почти весь год расписан по православным праздникам или по именам святых, память которых отмечается в эти дни. По времени, согласно церковному году, который начинается 14 сентября, праздники разделяются на неподвижные и подвижные: одни приурочены ко дню, другие к числу. Неподвижные праздники совершаются ежегодно в один и тот лее день; числа же подвижных праздников меняются каждый год. Главный из неподвижных праздников — праздник Рождества Христова, а из подвижных — праздник Пасхи.
По важности христианские праздники разделяются на великие, средние и малые. К великим относятся двунадесятые (подвижные и неподвижные — их двенадцать):
• Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
• Воздвижение Честного Креста Господня (27 сентября);
• Введение во Храм пресвятой Девы Марии (4 декабря);
• Рождество Христово (7 января);
• Крещение Господне (19 января);
• Сретение Господне (15 февраля);
• Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);
• Вход Господень и Иерусалим (за неделю до Пасхи);
• Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи);
• День Святой Троицы — (в 50-й день после Пасхи);
• Преображение Господне (19 августа);
• Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
К недвунадесятым православным праздникам относятся:
• Рождество Иоанна Предтечи (7 июня);
• День святых Петра и Павла (12 июня);
• Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
• Обрезание Господне (14 января);
• Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября).
Пасха (Светлое Христово Воскресенье) не входит в число великих праздников — это праздник праздников.
Особенность двунадесятых праздников в том, что они имеют дни предпразднества (по одному дню, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня)); постпразднества (дни, продолжающие праздник — число их неодинаково и, в зависимости от последующих праздников или дней поста, длятся от одного до восьми дней (у Пасхи — сорок); и отдания праздника (последний день постпразднества).
В православии также почитаются праздники в честь святых и икон Божией Матери.
Православные посты. Пост — т.е. запрет на определенный срок всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса, рыбы и молочных продуктов), предписывался еще Ветхим Заветом. Корни этого обычая уходят в глубокую древность, когда недостаток пищи требовал от людей ограничения в еде, что и приобрело форму узаконенных обычаями запретов — табу. Затем с добыванием пищи стало полегче, и накопленный опыт показал, что поститься время от времени просто полезно. Люди воздерживались от пищи по самым различным поводам: от самых прозаических (желания похудеть) до отказа от пищи по идейным соображениям — политические голодовки; широко распространены посты (диеты) в медицине.
В христианстве посты — современники самого учения. Самые длительные посты — в православии; в католицизме многодневных постов нет, а протестанты (кроме англиканской церкви) обязательных постов не знают. В исламе главный пост — Ураза, во время которого весь месяц рамазан от восхода до захода солнца запрещены еда, питье, курение и т. д. В иудаизме имеются общественные посты, установленные в знак траура, в дни покаяния и в память различных событий из истории народа.
В христианстве пост обосновывается учением о преобладании духа над плотью и означает как бы участие в постном опыте Христа, который после сорокадневного поста в пустыне ответил искушавшему его дьяволу: «...Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Пост, по христианскому учению, — это не просто отказ от какой-либо пищи, но и удаление от зла и воздержание от дурных поступков и помыслов.
К назначению поста церковь подходит сугубо индивидуально. Беременным, кормящим матерям, при ослаблении здоровья или болезни пост соблюдать не следует. Кроме того, церковь признает, что поскольку потребность в пище есть первая необходимость, ничто не может совершенно истребить в людях чревоугодие. Поэтому истинный пост распространяется не только на пищу и питьё, но и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на чувства; во всем этом должна быть мера воздержания. Правильный пост чужд тщеславия и расслабления и не имеет никаких заслуг без поста внутреннего — духовного.
В православии посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы каждой недели. В среду пост установлен потому, что, по Евангелию, в этот день Иуда Искариот согласился совершить предательство, обрекая Гос пода Иисуса Христа на страдания, а в пятницу — в память о самом страдании и смерти Иисуса Христа на кресте.
Помимо этого существуют еще три однодневных поста: 18 января — Крещенский сочельник, 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи, 27 сентября — Воздвижение Креста Господня.
Многодневных постов четыре: Великий пост (семинедельный), предшествующий Пасхе, Петров пост (заканчивается 12 июля, может длиться от 12 до 42 дней), Успенский пост (двухнедельный) и Рождественский, или Филиппов пост (длится с 28 ноября до Рождества).
Подвижность многодневных постов связана прежде всего с тем, что главный церковный праздник — Пасха — празднуется в ближайший к полнолунию воскресный день, наступающий вслед за весенним равноденствием, которое имеет место 20 или 21 марта по новому стилю и может сочетаться с любой фазой Луны. Следовательно, даты Пасхи варьируются в пределах 28 дней.
Соответственно сдвигаются даты постов, отсчитываемые от Пасхи: начало Великого поста (за 49 дней до Пасхи) и начало Петрова поста (через неделю после Троицы).
Недельное чередование постных дней, так же как и подряд идущие постные недели, то и дело изменяются, во-первых, потому, что в субботы и воскресенья Великого поста разрешается послабление, во-вторых, потому, что посты прерываются, если выпадает на какой-то день тот или иной праздник (например, Сретение или Рождество Иоанна Предтечи) или, напротив, на обычный день падает какое-то печальное событие (например, Усекновение главы Иоанна Предтечи).
В результате всего этого картина расположения постов и постных дней меняется из года в год, представляя собой довольно сложную мозаику.
Что касается конкретных правил на каждый из дней года, то существуют дни, в которые разрешены следующие виды пищи:
• дни, когда разрешено есть все («разрешение на все»);
• дни, когда исключено только мясо; яйца, молочная пища, рыба, растительная пища разрешены (на одну неделю в году — Масляную);
• запрещены мясо, молочная пища, яйца; разрешены рыба и растительная пища: все мучное, каши, картофель, репа, брюква, свекла, хрен, редька, чеснок, лук, морковь, капуста, горох, бобы, фасоль, грибы, яблоки, груши и т. д.;
• разрешены только растительная пища и растительное масло — обычные среды pi пятницы;
• разрешена растительная пища, но без постного масла;
• сухоедение — постная холодная растительная пища, без масла, не подогретое питье;
• полное воздержание от пищи «до первой звезды», т. е. до вечера (в Рождественский и Крещенский сочельники и в Страстную пятницу);
• полное воздержание от пищи на сутки — двое суток;
• строгий пост положен в первый день первой и пятой недели Великого поста, а также во вторые дни, однако последнее не совсем обязательно, а предписывается тем, кто хочет и может, те же, кто не может, соблюдают во вторые дни пост «до первой звезды» или его не соблюдают.
Всего в русском православии насчитывается от 178 до 199 постных дней.
Детям о Рождестве в рассказах и стихах
Рождество. Сценарий Рождества для школьников
Поделки на Рождество. Изготовление Рождественских подарков (подробные инструкции и описания)
Нет комментариев. Ваш будет первым!