Познавательная игра о временах года для школьников 2-4 класса

Игровой классный час для учащихся 2-4 класса «Дни рождения круглый год»

Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и календаре; добиваться участия всех детей в школьных конкурсах и играх.

Подготовительная работа: по количеству участников готовятся символы времени года (зима — снежинки; весна — цветы; лето — ягоды; осень — желтый лист).

Домашнее задание: подобрать стихи и песни о каждом Времени года. (Предварительно учитель информирует учеников о происхождении названий каждого месяца)

Действующие лица

Ведущий.

Чтец.

Команды:

«Весна»

«Лето»

«Осень»

«Зима»

Ведущий. День рождения — самый любимый праздник каждого человека. Именно в этот день каждый из нас появился на свет. И с этим замечательным событием все поздравляют нас, желают счастья и здоровья и готовы угодить нам во всем. Кроме того, мы получаем целую кучу замечательных подарков. Это ли не здорово?! Конечно, здорово, согласитесь вы. Жалко, что день рождения бывает только раз в году.

Чтец

День рожденья, день рожденья,

Как приятно отмечать,

И чудесные подарки

Как мы любим получать!

 

Этот день всегда веселый,

Все поздравить нас хотят,

Ведь за год мы стали старше

И взрослее — все твердят.

 

Почему-то в день рожденья,

Даже если дождь с утра,

Не испортит настроенья

Нам такая ерунда.

 

Принимая поздравленья,

Наши уши так горят,

Подтянуть чуть-чуть повыше

Все с улыбкой их хотят.

 

Полон день забот и шума

И веселой кутерьмы,

Но готовы круглый год

Отмечать его все мы.

Ведущий. Конечно, круглый год только праздновать и отмечать день рождения утомятся не только взрослые, но и вы, дети. Но от двух дней рождения никто не откажется. Сегодня мы поиграем в игру, в которой будут участвовать именинники «круглого года». Ведь в году четыре времени года: осень, зима, весна, лето. В каждом времени года, как известно, три месяца, а всего их двенадцать. Вот сейчас я легко угадаю день рождения каждого из вас. Для этого вы должны сделать правильные арифметические действия. Возьмите листок и ручку и запишите число дня своего рождения. Умножьте это число на 2, к полученному числу припишите 0, к результату прибавьте 73, полученное число умножьте на 5 и, наконец, прибавьте порядковый номер месяца, в котором вы родились. Назовите полученный ответ, и я назову день и месяц вашего рождения.

Дети выполняют задание. (Чтобы узнать дату дня рождения, надо из полученного результата вычесть число 365. В полученном числе первые цифры показывают дату дня рождения, две вторые — месяц)

Итак, у каждого из нас есть любимый месяц, в котором он родился, и вы знаете, какому времени года он принадлежит. Возьмите символы вашего времени года и разделитесь на четыре команды.

А теперь послушаем рассказ о том, почему первый месяц года мы называем январем, третий — мартом, седьмой — июлем, а десятый — октябрем. Кто придумал месяцам названия и что они означают. Команда «Весна» нам расскажет о трех своих месяцах.

Команда «Весна». Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме более двух тысячелетий назад. И хотя наш календарь с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году — двенадцать — сохранились до наших дней.

Изменилось только начало года. У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта — с приходом весны, с наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из самых ближних или дальних соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны — Марсу, по латыни «Марциус» (отсюда и название месяца марта). Название второго месяца — апрель — означает «открыватель». Апрель «открывал» весну. Третий месяц — май — был назван именем римской богини весны Майи.

Ведущий. А теперь команда «Лето» расскажет нам о своих трех месяцах.

Команда «Лето». Июнь — по древнеримскому календарю — четвертый месяц и посвящен богине плодородия Юноне. Пятый месяц — июль — носил имя знаменитого римского полководца Юлия Цезаря. Последний месяц лета — август — получил свое название в честь императора Августа.

Ведущий. Далее о своих месяцах рассказывает команда «Осень».

Команда «Осень». Сентябрь означал просто порядковый номер месяца — седьмой. Ведь год в Древнем Риме, как вы помните, начинался не с января, а с марта. Десятый месяц был назван октябрем от латинского слова «октобер» — восьмой. Одиннадцатый месяц по нашему стилю — ноябрь — от латинского слова «новембер» — девятый.

Ведущий. И наконец команда «Зима» поведает нам о своих зимних месяцах.

Команда «Зима». Последний по нашему стилю двенадцатый месяц года — декабрь, происходит от латинского слова «де- цембер», что означает «десятый». Январь — одиннадцатый по счету месяц древнеримского календаря — был посвящен римскому богу двуликому Янусу, охранителю входов и выходов. Римляне изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, а на левой — 65. 365 — количество дней в году.

В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Януса, который, рассердившись, мог послать людям плохой год.

Название месяца февраль — латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивает год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад — богу Фебрусу. Отсюда и название месяца — февраль.

Ведущий. Ребята очень хорошо рассказали нам о своих месяцах. А сможете ли вы так же хорошо разгадать загадки о временах года и получить в награду символы своего времени года.

Загадки команде «Весна»

Хоть сама и снег и лед,

А уходит — слезы льет. (Зима)

 

Была белая и седая,

А пришла зеленая и молодая. (Зима и весна)

 

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Летом)

Загадки команде «Осень»

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек — я... (осень).

 

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

 

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Загадки команде «Зима»

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я... (лето).

 

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

 

Чего не коснется — там чудо:

Вот лед ей вдогонку вздохнул,

Вот лист неизвестно откуда

На старой коряге сверкнул. (Весна)

Загадки команде «Лето»

От его громких слов

И от смеха

По лесам меж стволов

Бродит эхо.

Там, где может весна

Простудиться, —

Взять ракушки со дна

Не боится! (Лето)

 

Я люблю ее давно,

Гостью дорогую.

Как заглянет мне в окно —

Я не жду другую.

Любит вволю погрустить

И поплакать вволю,

На закате побродить

По пустому полю. (Осень)

 

Что серьга на ней, что брошь —

Кто им цену знает?

У нее, что не возьмешь, —

Все в руке растает. (Зима)

Молодцы, все загадки отгадали, а сейчас проведем конкурс «Найди три ошибки». Вы получите текст и попытаетесь найти в нем три ошибки. Кто это сделает быстрее, тот и будет лучшим знатоком времен года и получит за это символ своего времени года, а значит и 1 балл.

Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса меняют шубки на более теплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные злаки, заканчивается сенокос, в садах высаживаются молодые деревья, сгребается опавшая листва.

А теперь следующее задание. Каждой команде предлагается несколько загадок о времени, на которые она должна дать быстрый и правильный ответ. Если команда затрудняется с ответом или отвечает неправильно, то право ответа передается другим командам.

Загадки команде «Весна»

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет. (Времена года)

 

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

 

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Новый год)

Загадки команде «Лето»

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

 

Вышел старик годовик,

Махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц.

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны черное,

А с другой белое. (Год, месяцы, недели, дни, ночи)

 

Протянулся мост

На семь верст,

А в конце моста

Золотая верста. (Неделя)

Загадки команде «Осень»

Выросло дерево

От земли до неба.

На этом дереве

Двенадцать сучков.

На каждом сучке

По четыре гнезда.

В каждом гнезде

По семь яиц.

А седьмое красное. (Год, месяцы, недели, дни, воскресенье)

 

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И потому совсем исчез. (Календарь)

 

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет. (Время)

Загадки команде «Зима»

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

 

Стоит дом в двенадцать окон,

В каждой комнате по четыре девицы,

У каждой девицы по семь веретен,

У каждого веретена разное имя .(Год, месяцы, недели, дни)

 

Сам дней не знает,

А другим указывает. (Календарь)

Вы неплохо справились с трудными загадками о времени. Но каждому времени года соответствуют и определенные явления природы. Следующий конкурс покажет, насколько хорошо вы знакомы с природными явлениями, отгадав эти загадки.

Загадки команде «Весна»

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

 

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — толстое стекло. (Лед)

 

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

 

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы,

И заросли роз? (Мороз)

 

Летом — снег!

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополей)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

 

Загадки команде «Лето»

С неба звездой —

На ладошку водой. (Снег)

 

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

 

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежные сады. (Мороз)

 

В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подул —

Бежим по воде. (Волны)

 

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

 

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет, да свищет. (Ветер)

 

Загадки команде «Осень»

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз)

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью летает. (Снег)

 

Зимнее стекло

Весною потекло. (Лед)

 

Бежал по траве луговой —

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой. (Ветер)

 

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

 

Кто в году

Четыре раза переодевается. (Земля)

Загадки команде «Зима»

По снегу покатите —

Я подрасту.

На костре согрейте —

Я пропаду. (Снежный ком)

 

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

 

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

 

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит. (Солнце)

 

Летал, летал,

Да в реку побежал. (Снег)

 

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна, месяц)

Ребята, а вы не забыли, что сегодня мы защищаем то время года, в котором родились? И следующий конкурс у нас музыкальный. Ведь сколько песен есть о разных временах года. Итак, сначала мы вспомним песни о зиме, затем о весне, о лете и осени.

Каждая команда исполняет куплеты из песен, посвященные своему времени года.

Команда «Весна»

В юном месяце апреле

В старом парке тает снег

И крылатые качели

Начинают свой разбег...

 

Команда «Зима»

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, три белых коня —

Декабрь, январь и февраль...

 

Команда «Лето»

На зеленой солнечной опушке

Прыгают зеленые лягушки...

 

Команда «Осень»

Осенью в дождливый, серый день

Проскакал по городу олень...

Ведущий. Ребята, поскольку у нас праздник, а в праздник стол всегда полон угощения, давайте и мы поговорим об угощении к нашему чаепитию. На доске записаны слова, от которых вы должны образовать существительные, обозначающие вкусные изделия, их можно подать к праздничному столу.

- Сушить... (сушки, сухари).

- Варить... (варенье).

- Печь... (печенье).

- Лепить... (лепешки).

- Лед ...(леденцы).

Молодцы ребята! Хорошее у вас получилось угощение к чаю. Но мне кажется, что неплохо бы еще что-нибудь добавить. Угадайте спрятанное «вкусное» словечко.

- Это слово образовалось от глагола «баранить», т.е. сгибать кольцами, и получило название по своей форме. (Баранки)

- Это слово в родстве со словом бубен, заимствовано из украинского языка и по форме напоминает бубен. (Бублик)

- Это слово первоначально означало «приготовленное лекарство». Сегодня от такого «лекарства» не откажется никто. Оно происходит от латинского слова «конфектум». (Конфеты)

- Это слово означает «айвовое варенье», оно испано-пор- тугальского происхождения, и айва на этом языке звучит как «мармело». (Мармелад)

- Это слово первоначально означало «круглое печенье», а сейчас считается главным украшением чайного стола. Это вкусное изделие может быть разным по форме: круглым, овальным, квадратным и даже... двухэтажным. На латинском языке это слово звучит как «тортус». (Торт)

Прежде чем мы сядем к столу, я хочу вам рассказать кое-что о вашем характере, который, как оказывается, зависит от того, в какое время года человек родился.

Считается, например, что зимой рождаются люди талантливые, волевые, целеустремленные. «Зимние» люди тяготеют к точным наукам, к цифрам и расчетам. Это мыслящие личности, но часто упрямые и самолюбивые.

«Весенние» люди, как правило, уязвимые и ранимые. Они нерешительны и обидчивы, при этом часто эгоистичны, но в то же время талантливы, сообразительны, имеют хорошую память, обладают чувством юмора. Они более расположены к гуманитарным наукам.

«Летние» натуры добродушны, при этом несколько бесхарактерны, легко поддаются чужому влиянию. Они эмоциональны и впечатлительны, импульсивны и вспыльчивы. Однако их отличает трудолюбие, настойчивость и отвага. Они незлопамятны, миролюбивы, любят людей и животных. Хорошо разбираясь в искусстве, «летние» люди расположены к философским наукам.

Родившиеся осенью — рассудительные, уравновешенные и серьезные люди. Они хранят накопленный опыт и не повторяют ошибок, делают все не спеша и обдуманно, усердно и старательно. Хорошие дипломаты, с ясным умом и легким характером, они мудры и добры.

А теперь прошу всех к столу на наше праздничное чаепитие.

Рекомендуем посмотреть:

Игровая программа для младших школьников

Игры для развития внимания детей

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конкурсы и игры к 8 марта для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!