Автор: Белых Татьяна Павловна, учитель английского языка, МБОУ «Кармалинская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского района РТ
Цели:
1. Воспитывать любовь к знаниям, формировать желание найти ответ на какой-либо вопрос;
2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать свой лексический запас;
3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, познакомить с такими понятиями, как «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».
Наглядность и оборудование: листочек со словами «актер», «крона», «парк», «сокол», «насос», таблички с понятиями «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».
Этапы |
Деятельность учителя и учащихся |
I.Организационный. II. Основная часть. 1. Анаграммы 2. Игра в анаграммы.
3. Анаграммы – загадки.
4. Метаграммы.
5. Физкультминутка.
6. Логогриф.
7.Игра в логорифы. 8. Шарады.
III. Заключительный этап.
|
-Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! -Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. В лагере или в школе, когда на улице нудный, дождливый день, вам не придется скучать, ведь столько игр можно затеять в комнате, сидя за столом с друзьямию С некоторыми из этих игр я вас сегодня познакомлю, поэтому тема сегодняшнего нашего занятия называется «Словесные головоломки». Ребята, а какие вы знаете игры со словами? Это слово есть на доске, обратите внимание, как оно пишется. Давайте хором прочитаем. Теперь прослушайте, что это такое: Анаграммы – это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове. Например, перестаьте буквы в слове «лапша». Что может получиться? - Шпала. - Правильно. Понятно, что такое анаграммы? А теперь давайте поиграем в анаграммы. Я даю вам несколько слов и ваша задача – получить из каждого слова хотя бы одно слово, не выбрасывая ни одной буквы. Вы готовы? актер – терка крона – накор, коран, нарок парк – карп сокол – колос насос – сосна Молодцы! Справились с заданием. Теперь переходим к следующему заданию, которое нам предложил профессор, ученый педагог С.А. Ишаков. А называется оно анаграммы – загадки. Давайте попробуем их разгадать: Я – дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду. - Сосна-насос. Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни. А с конца меня прочтут, Тигру я сродни. - Ток-кот. Географию со мной Изучают в школе дети, Дай порядок букв иной – И найдешь меня в буфете. - Атлас-салат. Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можно, что угодно. - Нос-сон. Ребята, у меня есть для вас загадка: что можно увидеть с закрытыми глазами? -Сон. -Правильно! А давайте немного поиграем. Игра называется «Чужой нос». Закройте глаза и попытайтесь дотронуться до своего носа. Получилось? Теперь, не открывая глаз, попытайтесь дотронуться до носа своего соседа! Теперь мы с вами рассмотрим следующее понятие – «метаграммы». Снова обратите внимание, как это слово пишется, давайте прочитаем его вслух, хором. Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой / звуком. Например: 1) Когда я с «т», на мне плывут, Когда я с «д», меня сорвут. - Плот-плод. -Ребята, какая орфограмма есть в этих словах? 2) С «к» я в школе на стене, Горы, реки есть во мне. С «п» - от вас не утаю, Тоже в школе я стою. - Карта-парта. 3) С «е» - я жаркая пора, С «о» - настольная игра. - Лето-лото. 4) Я пушно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь, поставь меня в вазу. Но с буквой «к» в огород я пойду, И если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу! - Роза-коза. - Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадку: Не корабль и не лодка, Нет ни весел, ни паруса, А плывет – не тонет. (плот) Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и нмного разомнемся. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Итак, мы немного отдохнули, теперь переходим к следующей словесной игре. А называется она «логогриф» - это загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибвления букв. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные. Понятно, что такое логогрифы? Теперь давайте поираем: 1) Черные, кривые, От рождения немые. Встанут в ряд – Сразу заговорят. (буквы) 2) В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души! (пенал) 1) Пойди-ка в сад и погляди: Я там цвету, благоухая. Но «г» приставишь впереди, И в небе я загромыхаю. - Роза-гроза. 2) Мы всех – и взрослых, и детей В часы досуга развлекаем, Но если к нам прибавить «т» - Мы их ужасно испугаем. - Игры-тигры. 3) Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди союз прибавишь – И стану птицей я лесной. - Волга-иволга. Ребята, кто-нибудь знает, что такое «шарады»? Это игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. 1)Мое начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной жужжит, То сядет на цветок, То снова полетит. -Шмель. 2) Слог первый мой – предлог, Второй же – летний дом. А целое порой Решается с трудом. -Задача. Игр со словами очень много. Играть в такие игры не только интересно, но и очень полезно: вы развиваете свое мышление, воображение, все то, из чего складывается ваш интеллект. Вам понравилось играть? Какие новые игры вы сегодня узнали? Всем спасибо за внимание, урок окончен. До свидания. |
Словесные головоломки для школьников 4 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!