Цели: актуализировать знания правил безопасного обращения с газо- и электроприборами, обращения с огнем, правил противопожарной безопасности.
I. Агитвыступление с элементами беседы.
Учитель. Отгадайте загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не немой,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Огонь верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему - почет.
Он ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как рассказывается о назначении огня в легенде о Прометее.
В дальние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.
Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага.
Люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей Прометей и смело нарушил запрет Зевса не давать людям огня. Прометей взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Люди зажили веселее и дружнее. Прометей научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие.
Знают взрослые, знают дети
В самых далеких концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаз огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека.
1-й ребенок.
Чуть стемнеет - вспыхнет повсюду
Электрических лампочек чудо.
2-й ребенок.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовку, на плиты.
3-й ребенок.
Печь - громада-мартен - пышет жаром,
Варят сталь для страны сталевары.
4-й ребенок.
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.
5-й ребенок.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Учитель. Но огонь бывает разным.
1-й ребенок.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь:
То буяном беспощадным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
2-й ребенок.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок.
3-й ребенок.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
4-й ребенок.
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля серы.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Учитель.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте ж с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.
1-й ребенок.
Для забавы, для игры
В руки спички не бери.
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
2-й ребенок.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
3-й ребенок.
Не бери из печки жар,
Ведь и он таит пожар.
Уголек, хоть невеличка,
Но опасен он, как спичка.
4-й ребенок.
Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг.
5-й ребенок.
Быть нельзя огню вблизи
Там, где смазка, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
Учитель. Часто пожары возникают по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи зданий или строительных площадок. Дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые искры разлетаются на большие расстояния.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры, сжигать мусор. Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов, не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
Крепко помните, что спички - не игрушка для ребят.
Они грозят пожарами.
Покажу картинку Вам.
Дети, посмотрите:
Что художник рисовал?
Ну-ка, объясните!
Показать картинки, рисунки детей, где изображены опасные ситуации, которые могут привести к пожару.
II. Практические задания.
1. Из серии картинок назвать:
• Предметы, которые горят, и предметы, которые не горят.
• Предметы, которые могут вызвать ожог.
2. Выбрать средства, которыми следует пользоваться при ожоге.
III. Игра «Дополни слово».
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять).
Где разный хлам,
Надо потрудиться.
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстрее все... (убрали).
IV. Конкурс загадок.
1. Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
2. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
3. Летела мошка - осиновая ножка,
На стог села - все сено съела. (Спичка.)
4. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявит море. (Утюг.)
5. Хвост деревянный, носик остер,
Или кирка я, или... (топор).
6. Всем готова помогать:
И копать, и засыпать.
Как зовут меня, ребята?
Догадались все? (Лопата.)
7. Спешит, гудит: «Дорогу дай!»
Моргает глазом синим.
Примчится вовремя -
Беда детей и взрослых минет. (Пожарная машина.)
8. Оставит страшные следы.
Что встретит - пожирает,
Но если дать ему воды,
Сам мигом погибает. (Огонь.)
V. Конкурс «Из каких произведений взяты следующие строчки?».
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(К. Чуковский. «Путаница».)
И вдруг заголосили:
«Пожар! Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Маршак. «Кошкин дом».)
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Михалков. «Дядя Степа».)
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то Лет двадцати.
(С. Я. Маршак.
Учитель. Вот таких героев у нас в стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизнь других людей. Их награждали медалями «За отвагу на пожаре».
VI. Выступление чтецов.
Дети.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на 3 минутки
И забыла про утюг,
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит 3 минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделала пожар.
Учитель.
Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
Вот советы ребят.
1-й ребенок.
Не теряться никогда,
Действовать умело!
2-й ребенок.
Если слаб огонь, скорей
Кружкою воды залей!
3-й ребенок.
Сыпь песок, брось одеяло,
Чтобы все не запылало!
4-й ребенок.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И пожарников позвать!
VII. Игра между командами.
Кто быстрее вызовет пожарников (по игрушечному телефону).
Дети должны набрать 01 и правильно назвать свою фамилию, улицу, номер дома, квартиру, где живут.
Учитель. Нельзя звонить пожарным по ложному вызову, так как их, возможно, ждут в другом месте, где они действительно нужны.
VIII. Заключение.
Учитель. Запомните, дети, правила эти:
1. Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.
2. Не суши вещей над газом - все сгорит единым разом.
3. Когда без присмотра оставлена печь - один уголек целый дом может сжечь.
4. Возле дома и сарая разжигать огонь не смей, Может быть беда большая для построек и людей!
5. Ты о пожаре услыхал - скорей об этом дай сигнал!
6. Пусть помнит каждый гражданин: пожарный номер - 01.
Дети. Соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизни людей.
Такая у нас эпоха,
Время такое у нас,
Чтоб не было людям плохо,
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер,
Токарь и садовод.
Классный час: Здоровые привычки, 4 класс
Классный час в начальной школе о правилах безопасности при пользовании электроприборами
Классный час «Огонь друг и враг человека», 3 класс
Внеклассное занятие по ОБЖ в начальной школе
Беседа с учащимися 1-2 класса по теме «Пожар - стихийное бедствие»
Нет комментариев. Ваш будет первым!