Городецкая роспись. Мастер-класс

Рисование в технике Городецкая роспись

Назначение: Для всех желающих научится азам Городецкой росписи

Задачи: Формировать эстетический вкус, расширять фантазийное мышление.

Цель: Научить всех желающих: воспитателей, педагогов, родителей  основным приёмам Городецкой росписи.

Используемые техники исполнения:

Копирование: эту технику применяют в Городецкой росписи.  Рисование с использованием шаблонов. Для кого- то копирование становится только начальным этапом, а кто - то останавливается и пользуется этим приёмом. В Городецкой росписи всё основано на окружностях. Главная суть рисовать от большого к меньшему.

Мастер – класс «Городецкая роспись»

Автор: Белашова Татьяна Анатольевна, воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Городецкая роспись. Мастер-класс

Материал для работы:

- Гуашь

- Вода

- Кисти большие и тонки

- Картон

- Акриловая краска белая

- Губка

- Простой карандаш

- Картон для шаблонов

- Циркуль

- Прекрасное настроение

Городецкая роспись. Мастер-класс

Пошаговый процесс рисования:

В Городецкой росписи используются элементы рисования:

Розан - самый крупный цветок

Бутон – это малый розан

Солнышко – меньше розана

Ягодки, яблочки – это самые мелкие элементы Городецкой росписи ну и конечно ещё используют  птиц, коней.

Мы берём за основу плотный картон, и акриловой краской используя губку, тонируем фон.

Городецкая роспись. Мастер-класс

При помощи шаблонов в диаметре 4см, 3см,2см, мы делаем набросок нашего будущего рисунка, в середине у нас будет птица.

Городецкая роспись. Мастер-класс

Городецкая роспись. Мастер-класс

Городецкая роспись. Мастер-класс

Разводим краску и приступаем к работе, этот этап называется «Замалёвок»

Хочу дать совет, нужно чаще менять воду, и не держать долго в воде кисти разрушается ворс. В основном это смешаные,  белым цветом синий, красный или малиновый. В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без белой краски). Смотрите далее процесс замалёвка по фотографиям без комментариев.

Городецкая роспись. Мастер-класс

Городецкая роспись. Мастер-класс

Городецкая роспись. Мастер-класс

Второй этап называется «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки  цветов и птицы (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки.

Городецкая роспись. Мастер-класс

Городецкая роспись. Мастер-класс

Страницы: 1 2

Олеся Александровна Степанюк # 17 сентября 2013 в 17:52 +1
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Так держать!!!+1
Татьяна Анатольевна Белашова # 17 сентября 2013 в 21:18 +4
ОЛЕСЯ НУ ПРЯМ СТИХИ КАК ИЗ РОГА ИЗОБИЛИЯ,СПАСИБО БОЛЬШОЕ
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 12:04 +1
Здравствуйте, Уважаемые Читатели
На страницах нашего сайта запрещено нарушать законы  Российской Федерации и пользовательское соглашение портала "Учебно-методический кабинет", а именно:
1) Писать комментарии рекламного характера, писать комментарии с ссылками на другие сайты.
2) Запрещено писать комментарии, оскорбляющие честь и достоинства людей, их профессиональные качества.

Все подобного рода комментарии будут сразу же удалены

С уважением, Администратор сайта
Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 13:48 0
Светлана Викторовна! По законам , как и Российской Федерации, так и просто по чести, запрещено заниматься плагиатом. Администрации сайта была указана прямая ссылка, откуда скопирован данный МК. Но представитель администрации Алексей сказал, что раз фото не оригинальные, то и плагиата нет. А то, что скопирована-срисована шаг за шагом ЧУЖАЯ разработка,почему-то у Вас, вопреки законам, плагиатом не считается. Хотя данный МК не был разработан претендентом в конкурсе. Было бы понятно, если бы человек изучил материалы росписи, разработал бы простенькую композицию САМОСТОЯТЕЛЬНО, пусть и неумело, неуклюже, но САМ!!!!! Тогда бы никто и не высказался бы обо всем, о чем говорилось в стертых комментариях. К тому же, почему то некрасиво указывать на неопрятность выбранного материала и на качество исполнения. Хотя, в конечном итоге, есть и возможности корректировать изображения. Помимо всего, человек не знает и не умеет ничего в данном виде народного творчества. Получается, что высказаться откровенно о качестве самого , так называемого, мк-нельзя. Можно только петь дифирамбы. А мы потом удивляемся, откуда у нас дети вырастают необразованными, неумелыми. Комментарий со ссылкой на форум был дан не ради рекламы, а был адресован конкретно Татьяне, что, если есть желание научиться, на самом деле, она может придти и научиться,а потом уже обучать родителей, педагогов и всех тех, кто хочет научиться. Но это приглашение было расценено , как реклама. В моем самом первом комментарии было искреннее пожелание развиваться творчески и профессионально. Оскорбительных слов личностно не было произнесено не только мною, но и другими комментаторами. Было честно высказано мнение об этом "творчестве", но не о личности автора. Заметьте еще, что, если бы было желание оскорбить, нито бы не подписался своими настоящими именами. Назвались бы Машами Пупкиными и распоясались бы. Однако, указывают на непрофессионализм люди, имеющие высшие педагогические образования и стаж образовательный вообще и сведующие в росписях, в частности.
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 14:09 0
Здравствуйте, Наталия
1. Плагиатом считается текст, скопированный слово в слово.
Этого в мастер-классе нет

2. Плагиатом считается скопированные оригинальные изображения. Этого тоже нет

3. Плагиатом считается скопированные рисунки до каждой чёрточки, каждой полосочки, вплоть до мм. Этого тоже нет.
Я лично сама посмотрела Ваше готовое изображение и данное, они сильно отличаются, даже невооружённым взглядом.

4. Писать комментарии - замечания мы разрешаем и даже многие участники конкурса об этом просят сами. Но писать НУЖНО КОРРЕКТНО, без оскорблений. В Ваших же предыдущих комментариях Вы переходили на оскорбление педагога (оскорбление его профессиональных качеств).

5. Хотите написать комментарий замечание, пишите корректно и всё по пунктам.
С уважением, Светлана Викторовна
Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 14:26 -1
Википедия "Значение слова "Плагиат" . Ссылку дать нельзя? Дам, все равно сотрете комментарий http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%E3%E8%E0%F2 "Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства." Не был указан настоящий автор разработки, по определению Викпедии-ПЛАГИАТ. Заимствование чужой идеи рассказа и показа, даже выьранных материалов-красок, способов изображения. Далее, если это не плагиат,так как не были даны оригинальные изображения и текст, то, как мы читаем дальше-ПИРАТСТВО. Одна из форм распространенного ныне , дающего возможность ускользать от ответственности, ЗАИМСТВОВАНИЯ чужих идей и разработок. Какие еще комментарии нужны? Что касается умения , проявленного при исполнении данного МК-то оно отсутствует полностью, не только начиная от выполнения простых линий, но и элементарного закрашивания ровным цветом замалевков. Отсутствуют элементарные знания о предмете, выбранном для публикации мастер-класса. Поэтому данная работа производит впечатление неопрятной, неэстетичной. И ни в коем случае не отвечает ни целям, ни задачам,ни назначению, поставленным автором перед собой. Вот -мнение, которое абсолютно не является оскорбительным для личности автора. Оставите?
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 14:29 +2
Уважаемая, Наталия
Ваши материалы находятся в открытых источниках информации, и поэтому посмотреть на них, взять идею может каждый Ваш пользователь. Я даже не знаю брала ли эту идею Татьяна именно с Вашего  сайта, или откуда-то ещё, а может быть придумала сама. Так как я лично видела Ваши изображения (именно оригиналы) и на других сайтах, без указания Ваших данных.
Полезная цитата
Использование сюжета, темы произведения или научной идеи, с облачением их в другую форму выражения, а не в ту, из которой они заимствованы, не признается плагиатом. Совпадение некоторых идей также само по себе не может быть признано плагиатом, так как авторы часто приходят к похожим результатам творчества независимо друг от друга.

Рекомендую Вам прочитать не только Википедию, а Юридические и правовые документы о том, как определяется ПЛАГИАТ

Как я уже сообщала ранее, убираются только комментарии оскорбляющего характера.

С уважением, Светлана Викторовна
Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 14:43 -1
Светлана Викторовна, мы говорим прежде всего о том, что у данного материала есть свой автор (не я вовсе). Откуда бы он не взят, с каких сайтов или источников. Первоисточник-известен. В данном случае мк не разработан Татьяной, а заимствован. Неужели ЭТОГО факта не достаточно? А про несоответствие качеством исполнения целям, задачам и назначению, я уже высказалась. С уважением Наталия Шлерет
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 14:47 0
Уважаемая, Наталия
Я ещё раз сообщаю Вам о том, что я НЕ ЗНАЮ откуда брала идеи Татьяна, может они ей приснились.
Кроме того, я не вижу даже частичного сходства Вашего МК и этого (МК = текст + фото).
Текст Татьяны, фото её, идея, например ей приснилась.
Какое Авторство кроме своего, она могла указать???
С уважением, Светлана Викторовна
Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 14:52 -2
Здесь не "Совпадение НЕКОТОРЫХ идей", здесь полное копирование, шаг за шагом. Если бы человек обладал элементарными знаниями о росписи, то не было бы , мало того-использования чужого материала, не было бы построения данного урока таким образом, как он построен. Поскольку сама роспись обладает приемами, которые очень отличаются от того, как преподнесено и в первоисточнике и здесь. К примеру, оттенежки (теневки, затеневки) выполняются не на отдельном пространстве, свободном от краски подмалевка, а на самом подмалевке (замалевке). Ну и очень важный момент-Городецкая роспись на белом фоне ПРАКТИЧЕСКИ не пишется.Это должны быть или цветные фоны или чистый фон дерева. Татьяна же, не зная этого, взяла за основу источник, в котором об этом не говорится- С уважением Наталия Владимировна
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 14:57 +1
Уважаемая, Наталия
Меня очень радует, что есть такие люди как Вы, которые хотят научить людей рисовать правильно.
Мы тоже здесь всему учимся.
Мы надеемся, что следующий свой МК,  Татьяна выполнит со знанием дела.
В нашем информационном мире должны быть разные источники, разные мастер-классы... и только от этого мир становится всё краше и краше, так как не увидев чего-то плохого не оценишь хорошее.
С уважением, Светлана Викторовна
Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 15:04 -1

Огромное пожелание участникам конкурса:

Не заимствовать чужие идеи, а разрабатывать свои, пусть самые простенькие мастер-классы. Выполнять их очень аккуратно и качественными материалами. Прежде чем браться за мастер-класс, изучите ХОТЯ БЫ основы, никто не призывает Вас годами изучать те или иные виды творчества. Но элементарные основы знать необходимо.Ведь по Вашим МК могут пробовать учиться новички. Вы же-ПЕДАГОГИ! С Вас берут пример, у вас учатся!

С уважением к Педагогам Наталия Владимировна Шлерет

Наталия Шлерет # 21 октября 2013 в 15:10 0
Татьяна, как выясняется, умеет своими руками творить красивые вещи. Но в данном случае она взялась не за свое дело. И очень удивительно, что при умениях, которые показаны на ее странице, настолько неаккуратно выполнен предоставляемый материал. Пожелание: развиваться творчески, учиться новому и дарить людям СВОИ идеи! Наталия Владимировна
Светлана Викторовна # 21 октября 2013 в 15:13 +2
Уважаемая, Наталия
ОГРОМНОЕ СПАСИБО Вам за пожелания
Успехов Вам в творчестве, крепкого здоровья и счастья
С уважением, Светлана Викторовна
Татьяна Анатольевна Белашова # 22 октября 2013 в 09:38 +2
Ого, разгорелись какие дискуссии, я абсолютно не кого не хотела обидеть, я хочу сказать Наталье Шлерет, мы в детском саду учим детей азам росписи. У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.Да я знаю, что в Городецкой росписи цветные фоны, но идею я увидела в детском кружке " ЮНЫЙ ХУДОЖНИК",там детей именно так обучают азам росписи, глядя как обучают детей я тоже изобразила элементы росписи и оставила белым фон.Так что я повторила урок,проведённый в студии,как обучают детей, вот и всё.
Наталия Шлерет # 22 октября 2013 в 12:22 0
Татьяна, как раз для ребенка является абсолютно нормальным помощь со стороны взрослого в обводке кружочков карандашом и далее-закрасить кое-как красочкой...Хотя, очень трудно представить, чтобы ребенок осознанно сдвигал кружочки, оставляя незакрашенные полоски для тенежки. Сможет ли малыш выписать многочисленные оживки ? Я не буду углубляться в педагогику дошкольников и рассуждать о моторных функциях у малышей. В данном случае речь шла не об этом. Речь шла о том, КАК представлен Ваш мастер-класс. Хорошо, я могу допустить, что где-то в какой-то студии Вам показали МК, первоисточник которого известен нам, но многократно кочевал с сайта на сайт, из рук в руки, попал в студию, откуда Вы принесли его сюда. В этом случае приношу лично Вам извинение в обвинении в плагиате и пиратстве. Но разрешите теперь вернуться к теме дискуссии. Вы выставляете мк с ЦЕЛЬЮ :" Научить всех желающих: воспитателей, педагогов, родителей основным приёмам Городецкой росписи.", Задачью является :"Формировать эстетический вкус, расширять фантазийное мышление.". Татьяна! Неужели Вы, как человек, умеющий творить красивые вещи, не понимаете НАСКОЛЬКО разнится Ваш мк по оформлению, по исполнению с заявленными целями и задачами? Я не поверю в то, чтобы настолько велико было самомнение, чтобы не видеть очевидное! Невозможно формировать эстетический вкус у человека, показывая ему тот материал, который Вы использовали! Никогда мы не сформируем вкус и тягу к прекрасному, беря мятую картонку с ободранным краем. Неужели у Вас не нашлось листа плотной бумаги? И очень неаккуратно исполнение. Открывали ли Вы вообще интернет с запросами на эту тему? Видели ли Вы красоту росписи? Наверное, видели. И как можно воспринять то, что мы видем сейчас-над текстом наших комментариев? Ваш МК видят теоритически сотни людей, и не только в России. Как Вы полагаете, если человек набирает в поиске запрос "Городецкая роспись" и среди ссылок попадает на этот МК, каково его восприятие? Если он видел уже образцы настоящей городецкой росписи, он пожмет плечами, посмеется, выскажет что-то...А, если это новичок полный? И он попробует учиться, имея мк за образец? Тогда это будет, поверьте, катастрофа! Я и моя коллега- знаток росписи уже сталкиваемся с последствиями выбора новичков вот таких "обучалок", когда берется за образец подобное Вашему материалу. Поверьте, лучше бы Вы показывали, как пальцем краску наводить. Сделали бы Вы мк с тремя закрашенными (однако аккуратно и плотно наложив краску) цветными кружочками на желтеньком фоне того же цветного картона, с теми же шаблонами листочков, пояснив, что целью является помочь родителям и воспитателям познакомить ребенка-дошкольника с одной из росписей и далее, по тексту...Пусть это была бы аппликация, но принесло бы много больше пользы и эстетики.
Татьяна Анатольевна Белашова # 22 октября 2013 в 13:18 +2
Все авторы так или иначе пользуются чужими идеями. Кого-то на написание рассказа вдохновил фильм, кого-то музыка, кого-то картинка, но бывает так, что кто-то прочитал чужой фанфик, и его осенило.Я увидела в знакомой студии, где преподаёт моя знакомая, даже позвонила ей сегодня и рассказала о ситуации, да она мне чётко сказала, что идеи для своих уроков берёт в нете. И что,я была в шоке, уберите мой мастер класс,раз такое дело.
В принципе, ничего криминального в заимствовании чужих идей и сюжетов нет, т.к. идей и сюжетов ограниченное количество (около 100), а людей на Земле - близко к 7 миллиардам. Если бы каждый человек привнес вместе с собой какую-то оригинальную идею, то количество идей и людей было бы приблизительно равным.
Но, тут есть одно но. Правила этики.
Я бы хотела прочитать статью, где автор описал бы разницу между копированием, заимствованием и переосмыслением чужих идей. Также чтобы автор выбрал критерий, по которому можно было бы однозначно определить, когда можно, а когда нельзя рвать связь между копией и оригиналом.
Пример: Покахонтас и Аватар, написаны по одной идее, по одному сюжету, с теми же главными героями, но оба являются самостоятельными произведениями. Никто не назовет одно копией другого.Наталья у меня действительно испортилось настроение и желание,что-то творить,просто как отрубило......С уважением Татьяна
Светлана Пономарёва # 22 октября 2013 в 12:52 0
Уважаемая Татьяна! Явно видно, что Вы вдохновились и воспользовались чужой идеей для создания своей конкурсной работы и, извините, весьма неумело повторили широко известный в сети Мк класс "Городецкая роспись" автора Тамара (ссылки, где он размещён в свободном доступе могу предоставить)
Татьяна Анатольевна Белашова # 22 октября 2013 в 13:20 +2
Светлана я ответила, посмотрите предыдущий комментарий
Наталия Шлерет # 22 октября 2013 в 14:17 0

Татьяна, хочется ,как педагог педагогу сказать, что "Научись сам-научи другого" Но невозможно чему-то учить людей, если сам не владеешь этим предметом. Я вовсе не хочу Вас обидеть.

Более того, если у Вас есть желание действительно научиться, постичь какие -то секреты росписей, то моё имя поможет Вам придти туда, где научим, поможем, подскажем. Рекламировать ничего не имею права, но интернет поможет.

Мы много говорили на тему о том, что материал не является оригинальным.

Но постоянно отвлекаемся от того, что качество мк-весьма плачевно.

Поэтому еще раз пожелаю Вам творческого развития, не опускать руки ни в коем случае!

Пусть эта ситуация даст толчок новым умениям и желанию поднимать свой уровень!

Ваши руки могут многое, но в росписях вообще-просто очень рано браться за обучение других. (не только этот мк, но и другой тоже).

Вы же-воспитатель в детском саду, а это-профессия очень мужественная, нельзя опускать руки и унывать.

Выше нос, коллега! С уважением Наталия

виктория николаевна гермогенова # 20 мая 2016 в 20:02 0
Работа интересна и очень доступно представлена. писать много не буду. просто спасибо.
Елизавета Васильевна Пыкина # 28 января 2018 в 11:54 0
Татьяна Анатольевна! Мы, изучая с детьми городецкую роспись, опираемся на каноны русского народного творчества и тоже копируем образцы. Используем шаблоны птиц, коней. А оформление шаблонов: линии, завитки, листья разной формы - это уже творчество каждого. Придерживаемся также цветового ряда, характерного для данного вида росписи. Спасибо за мастер-класс.