Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Граттаж для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Суханова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Ивушка», г. Абакан, республика Хакасия
Техника рисования «Граттаж»
Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.
Мастер – класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.
«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:
- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,
-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.
- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.
Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.
Название работы: «Пейзаж»
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж. (А.Кушнер).
Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.
Задачи:
- развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,
- воспитывать желание узнавать новое.
Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.
Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.
Последовательность работы:
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).
В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для детей лучше подходит крючок для вязания – удобнее держать.
На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).
Спасибо детям подготовительной логопедической группы «Смешинка» в подготовке мастер – класса.
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Урок рисования для детей 6-7 лет. Рисование одуванчиков
Граттаж в детском саду
Рисование в технике граттаж на тему «Осень»
Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту