Пуантилизм для начинающих
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»
Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Автор: Гребеник Зоряна Михайловна, воспитатель МБДОУ №50 г. Невинномысска
Назначение композиции: «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.
Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.
Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».
Задачи в работе с детьми:
- познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;
- обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;
- развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет);
- воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.
Описание техники «пуантилизм».
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.
Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»
Необходимые материалы:
1. Бумага для черчения А4
2. Простой карандаш
3. Стирательная резинка
4. Цветные маркеры (или фломастеры)
5. Рамка для оформления работы
Предлагаем приступить к первому этапу – созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню – рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.
Далее на эскизе предлагаем разместить элементы морского дна: водоросли, камешки, ракушки и т.д.
Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу – окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.
Далее такими же точечными движениями обводим контур глаза с помощью черного маркера, выделяем глазок.
Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.
Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания – точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.
Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.
Далее предлагаем приступить к созданию песчаного дна. Точками разной интенсивности наносим желтый, а местами оранжеватый песок.
Завершающий этап нашей работы – нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.
Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.
В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"
Золотая осень в технике пуантилизм. Мастер-класс
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер - класс
Рисование по теме Осень в подготовительной группе
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Урок рисования для детей 6-7 лет. Рисование одуванчиков