Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы

Формирование навыков здорового образа жизни у подростков в школе

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т. Картель

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

В связи с этим одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в решении этой задачи отводится классному руководителю.

Анализ литературных данных показывает, что в настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание. Работа такого плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление - обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ):

1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение массажу);

2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин: наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики (ключевые понятия, приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты для выявления уровня здоровья, компакт-советы), позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течение жизни.

Второе направление - развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:

1) проведение социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;

2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля): конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся 6-7 классов; командные игры для 8-9 классов; среди старшеклассников - конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.

Третье направление - создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.

В решении данной задачи может помочь организация мониторинга здоровья подростков, сопровождающаяся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.

Мониторинг позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного врача, социального педагога, психолога, учителя физической культуры. Итогом скрининг-контроля должно стать не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды. Кроме того, проведение родительских семинаров по созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.

В работе с родителями школа должна учитывать следующее: родителям нужна информация о здоровом образе жизни; они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии или основ безопасности жизни; следует поощрять откровенность в общении между детьми и родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья; может понадобиться убеждение родителей в необходимости предоставлять детям большую самостоятельность в этих вопросах. Целью семинаров может стать формирование прочной мотивации родителей на здоровый образ жизни, а в качестве тем для семинаров: «Факторы риска здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни детей», «Оздоровительная работа со школьниками в современных лагерях отдыха» и другие.

Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья, который является одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими: встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.

Таким образом, в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.

Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении

«...Над широкой дорогой, что, извиваясь, уходила за горизонт, днем и ночью стояла пыль. Толпы людей со всех уголков Эллады шли сюда, в святилище Амфиария в Оропе. Они шли, чтобы принести свои дары в храм дочерей Асклепия - бога врачевания: Панакея олицетворяла исцеление, Иасо - лечение, Гигея - здоровье». Древние греки весьма почитали этих богинь. И неудивительно, ведь лечение болезней, исцеление от недугов и сохранение здоровья во все века волновало людей. Безжалостное время стерло с лица земли многие святилища Древней Греции. Люди давно не поклоняются Асклепию и его дочерям. Но по- прежнему каждый человек хочет быть здоровым. Как всегда права народная пословица: «Деньги - медь, одежда — тлен, а здоровье всего дороже».

В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. Ухудшение здоровья школьников - это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы: биологические, социальные, экологические, условия и технологии воспитания и обучения детей и подростков. Последний выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

В настоящее время доказано, что здоровьезатратный характер существующей системы школьного образования способствует быстрому развитию утомления у обучающихся, что вызывает повышение двигательной активности, снижение работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и незащищенности. Могут возникнуть необоснованные тревоги, подавленность, тягостное ощущение своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося.

Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у детей состояний переутомления. Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Какие же здоровьесберегающие компоненты рекомендуется использовать при планировании и организации уроков и внеурочных занятий? Выделяют три группы таких компонентов.

Первая группа - физиологические компоненты.

1. Здоровьесберегающее обоснование расписания.

2. Санитарно-гигиенические нормы и дизайн помещения.

3. Физиологически грамотно построенное занятие.

Вторая группа - педагогические компоненты.

1. Уяснение мотивационной основы занятий. Излишняя напряженность снимается, если ребенок хорошо понял, чем и для чего он будет заниматься на уроке.

2. Педагогически рациональная организация занятий. Ведется работа над алгоритмом конструирования различных типов уроков, обоснованием отбора содержания и методов, логикой смены этапов.

3. Большое внимание уделяется изучению и применению активных методов обучения.

Третья группа - психологические компоненты.

1. Создание благоприятного эмоционального фона занятий.

2. Эффективность общения и диалоги разных видов.

3. Создание ситуации успеха.

Одним из важнейших направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Для преодоления здоровьезатратного характера образовательного процесса в современной школе от педагога требуется систематическое включение в урок специальных приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одним из таких приемов является использование на уроках компонентов ортобиотики (здорового образа жизни).

К компонентам ортобиотики относятся: ключевые понятия, методы самодиагностики здоровья; приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты, компакт-советы, ситуационные задачи, информация к размышлению, анализ пословиц и поговорок о здоровье и другие приемы. Интересен тот факт, что приемы ортобиоза можно использовать практически на всех предметах учебного цикла.

Приведем конкретные примеры.

Математика.

Задача по тематике ЗОЖ: одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он ещё прожил, если бы не курил?

Русский язык.

Игра «Алфавит»: подберите слова, соответствующие тематике ЗОЖ, к как можно большему числу букв алфавита. За каждый ответ начисляется 1 балл. Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Биология.

Самодиагностика «Оценка состояния здоровья по ногтям» (тема «Кожа», 8-й класс): состояние ногтей связано с состоянием здоровья; не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья:

- бледный цвет ногтей - малокровие;

- желтизна - болезни печени;

- синие ногти - сердечная недостаточность;

- вогнутые ногти - недостаток железа в организме;

- выпуклые ногти - сердечная и легочная недостаточность;

- длинные продольные линии на ногтях - плохая всасываемость в органах пищеварения;

- белые пятна на ногтях - признак стресса;

- поперечные борозды - плохое питание или запущенные болезни.

Сделайте вывод о состоянии здоровья своих ногтей.

Экспресс-тест на прозрачность хрусталика (тема «Анализаторы», 8-й класс): вырезать кусочек черной бумаги 3x3 см, сделать в центре отверстие с помощью булавки. Поднести диафрагму близко к своему глазу и посмотреть на лист белой бумаги. Оценка результатов: если лист белый по всей поверхности, значит, хрусталик прозрачен. Если же появляются темные пятна, это признаки помутнения хрусталика.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Личный ортобиоз «Состав домашней аптечки»: учащимся предлагается самостоятельно изучить инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, которые можно найти в домашних аптечках или купить в аптеках без рецепта врача. Полученные данные (о 7-10 лекарственных препаратах) выписать в тетрадь и выбрать среди них те, которые могут применяться при инфекционных заболеваниях и для поддержания иммунитета.

Бланк для заполнения может содержать следующие пункты:

№ п/п __________________

Наименование лекарства __________________

Суточная доза __________________

Кол-во дней приема __________________

Побочные явления __________________

Противопоказания __________________

Место и условия хранения __________________

Наличие в домашней аптечке __________________

Реклама __________________

Литература.

Анализ пословиц и поговорок о здоровье (Мини-ток-шоу «Короткое замыкание»): дается фраза (афоризм, пословица, поговорка), которая обсуждается: выслушиваются любые мнения, затем делается вывод. Учитель в роли проводника (путеводителя). Примеры фраз: «Сила - ума могила» (можно развить идею о необходимости гармоничного развития личности), «Здоровье женщины - здоровье нации (рассуждение о репродуктивной функции женского организма и о здоровье детей), «Отдых - это перемена занятий. Жизнь требует движения» (о вреде гиподинамии).

Информация к размышлению (анализ литературных данных): «Древнегреческого мыслителя Пифагора уважали не только за могучий математический ум, но и за то, что он дважды становился олимпийским чемпионом по фехтованию. Другой древнегреческий философ - Платон занимался борьбой. Английский поэт Д.-Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом, а бельгийский драматург М. Метерлинк - боксером. Писатели А. П. Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 г. «Русское гимнастическое общество». Л. Н. Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом».

Обществознание.

Практическая работа «Музей врагов здоровья»: игроки объединяются в группы по 4-5 человек; в течение 20-30 минут они делают зарисовки или макеты тех вещей и предметов, которые, по их мнению, вредят здоровью людей; к каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда, который он наносит человеку; все экспонаты выставляются в валеологическом музее под рубрикой «Дикий период развития технической цивилизации ХIХ-ХХ вв.».

Технология.

Компакт-советы «Аптечка на кухне»: многие виды пищевых продуктов и приправ, обычно имеющиеся на кухне, можно использовать в качестве лечебных средств при обычных недомоганиях:

Яблочный уксус: при артритах, простуде, грибковых инфекциях, заболеваниях волос и кожи головы, расстройствах пищеварения, укусах насекомых, зуде.

Питьевая сода: при аллергических реакциях кожи, порезах и царапинах, болезнях десен, укусах насекомых.

Морковь: при потере аппетита, кашле, хрупких ногтях, острицах; в виде отвара - при дерматитах, сухой и потрескавшейся коже (в охлажденном виде на кожу).

Оливковое масло: для разведения эфирных масел и удаления ушной серы, при болях в ухе, дерматитах, расстройствах пищеварения, лихорадке на губах.

Чеснок (свежий): при болях в ухе, грибковых инфекциях кожи, инфекциях мочевых путей, бактериальных и вирусных инфекциях, острицах, бородавках.

Имбирь (свежий): при простуде, лихорадке, расстройствах пищеварения, тошноте, менструальных спазмах, нарушениях кровообращения (холодные руки и ноги).

Мёд: при простуде, кашле, лихорадке, аллергическом рините, занозах, кожных инфекциях.

Лимон: при мозолях, лихорадке, расстройствах пищеварения, инфекциях, больном горле.

Горчица: при мерзнущих руках и ногах, при простуде в виде теплых ванночек.

Лук: при инфекциях верхних дыхательных путей, газах, укусах насекомых, бородавках.

Чернослив и инжир: при запорах.

Соль: при диарее, болезнях дёсен, горла, уха.

Следует отметить, что здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Однако внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки и нравственное осознание здоровья; создается благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растет и развивается ребенок. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Способы формирования навыков здорового образа жизни у подростков

Актуальность исследования и решения проблемы охраны и укрепления здоровья детей обусловлена современным состоянием общества. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу эту не решить.

Традиционно здоровье занимает одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей, поэтому важно знать, что именно молодежь понимает под здоровым образом жизни, что она предпринимает, чтобы приблизить свой образ жизни к оптимально здоровому.

В связи с высоким ростом заболеваемости, смертности, появлением новых болезней, коротким сроком жизни в России, необходимо выявить отношение молодежи, которой завтра предстоит строить и развивать российское общество, к здоровому образу жизни.

Здоровье является многосторонней категорией: оно находится на пересечении телесного и духовного, биологического и социального, индивидуального и глобального, зависящего 16

от человека и вне пределов его досягаемости. По определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Из определения видно, что эта категория складывается из физического и психического понимания здоровья. Но здоровье, в свою очередь, является частью более широкого понятия - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это не только занятия физическими упражнениями и соблюдение правильного питания, это и определенный стиль жизни, наличие определенной системы ценностей, внутренне принятой человеком.

Как новое поколение относится к здоровому образу жизни? Позитивно и осмысленно, понимая всю важность данного аспекта в жизни человека, или несерьезно, легкомысленно, не осознавая, что дает человеку хорошее здоровье, чего оно позволяет добиться в жизни? Больше половины представителей молодежи не понимает, что здоровье возможно без материального благополучия, но прийти своим трудом к обеспеченности, не будучи здоровым, достаточно тяжело.

Физическое здоровье оказывает огромное влияние и на здоровье психическое, эмоциональное. Естественно, все люди замечали, что когда что-нибудь болит, настроение автоматически становится не слишком хорошим. Так и с друзьями встречаться не захочется и возможности реализовывать. Образ жизни отдельного человека в конечном итоге определяется условиями микросреды, которая, в свою очередь, зависит от условий жизни общества, от уровня и направления развития общественных отношений.

Все это объясняет сложность проблем формирования человека. И в связи с этим возникает ряд вопросов, без которых невозможно понять, чем порождаются негативные социальные явления и вредные привычки.

Психологи утверждают, что источники деформации личности следует искать в раннем школьном возрасте. Именно в этот период развития неблагоприятные социальные воздействия ближайшего окружения порождают предпосылки будущих отрицательных качеств. Поэтому первостепенной становится задача формирования здорового образа жизни с ранних лет. По последним данным, к окончанию школы у ребенка нередко появляются 2-3 хронических заболевания и лишь 20 % детей можно назвать здоровыми и эта тенденция с каждым годом прогрессирует. Это говорит о недостаточном внимании родителей и педагогов, а также самих детей к своему здоровью. Давно доказано, что каждый ребенок ищет образец, идеал поведения во взрослых, которые не всегда ему соответствуют. Если старшее поколение все же нацелилось сделать из своего чада богатыря, то немногие понимают, что никакие приказы, пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять свое здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Современное состояние школьного образования можно охарактеризовать целым рядом негативных тенденций:

- снижение достаточной двигательной активности подростков;

- замедление их физического и психического развития;

- ухудшение здоровья детей.

Последнее вызывает наибольшую тревогу. В этой связи актуальной является задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Нужны педагогические технологии, направленные на формирование, сохранения и укрепление здоровья детей.

По данным педагогических энциклопедий, здоровый образ жизни - результирующая составная действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. В связи с этим, основными принципами здорового образа жизни следует считать следующие:

- соблюдение принципов сбалансированного питания;

- рациональная двигательная активность;

- соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы деятельности человека;

- отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, переедание и т. п.);

- сознание того, что творцом здорового образа жизни является сам человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Не секрет, что проблемы, связанные со здоровьем, порой просто загоняют человека «в угол», сужают жизненную перспективу. При этом большая часть подобных проблем возникает как результат накопления малозначительных на первый взгляд привычек. Сохранить здоровье значительно легче, чем потом лечить возникшие по нашей собственной вине болезни.

Подростковый и юношеский возраст весьма подвержены разного рода психическим заражениям, опасностям приобщения к вредным привычкам. Для того чтобы определить уровень самосознания здорового образа жизни у учащихся старших классов, рекомендуется провести анкетирование (см. ниже приложение). Результаты анкетирования станут основой для планирования и организации работы по формированию навыков здорового образа жизни у подростков.

Мечта каждого человека - научиться управлять своим здоровьем. Стиль жизни определяется представлениями, обычаями, привычками той среды, в которой находится человек. Вот эти-то приобретенные в процессе жизнедеятельности представления и начинают управлять человеком, то есть биологическая потребность в двигательной активности тщательно «замаскирована» другими, социально развитыми потребностями, которые иногда вступают в противоречие с биологическими. Отрицательные последствия этого противоречия очевидны.

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одна медицина в настоящее время не может. В связи с этим актуальной становится задача разработки программ, которые позволят обеспечить образование и воспитание детей без вреда для их здоровья. Каждая программа должна предусматривать мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.

В настоящее время Россия готовится к проведению Олимпийских игр и тема спорта и здоровья пропагандируется всеми средствами массовой информации, но, даже не проводя конкретных опросов, а только с помощью наблюдения, мы можем сказать, что пиво у телевизора чаще становится популярней, чем просто зарядка по утрам.

Подростки завышают уровень причисляемости своего образа жизни к здоровому, а их мнения о высоком уровне своего здоровья в действительности таковыми не являются. Их пассивность в отношении к своему здоровью требует комплексного подхода и дополнительного внимания со стороны их ближайшего окружения.

Способы формирования навыков ЗОЖ.

Важно знать, что дети до 14 лет лучше усваивают информацию в ходе различных подвижных игр или викторин. Эту особенность можно использовать для объяснения принципов здорового образа жизни в простой и интересной форме. Мы предлагаем обзор нескольких основных мероприятий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни у подростков.

Например, для учащихся 5-8 классов можно провести конкурсное мероприятие «Если хочешь быть здоров...», посвященное профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма среди подростков. Каждый класс готовит свою команду. Мероприятие состоит из двух этапов: первый этап - викторина «Почему и как?», где участникам необходимо ответить на ряд вопросов.

Вопросы конкурса затрагивают многие аспекты физиологического строения организма человека, рассматривают необходимость соблюдения правил личной гигиены, питания, режима дня, а также правила оказания первой медицинской помощи. Также уделено значительное внимание пониманию механизмов реакции на факторы риска, существованию резервов здоровья и путей их укрепления, формированию простейших навыков контроля и мониторинга состояния основных функциональных систем организма человека. Задания сформулированы в такой форме, чтобы дети смогли логически размышлять и объяснять различные явления, ссылаясь на полученные на уроках знания, и делать выводы, закрепляя материал уроков.

Второй этап мероприятия — конкурс «Спасибо, нет...». Его суть заключается в следующем: участникам задаются различные ситуации (например, им предлагают попробовать алкоголь, наркотики, табак) и нужно найти выход из них (желательно, чтобы ответ был интересным и нестандартным, так как жюри будет оценивать оригинальность ответов). Эту часть конкурса можно сделать более интересной, разделив каждую из команд на две части, одна из которых будет выступать в роли искусителей, «дьяволов», предлагающих вкусить «запретный плод», а другая часть команды - в роли «ангелов», защищающих принципы здорового образа жизни (жюри будет оценивать убедительность аргументов). Этот конкурс основан на дискуссии, по окончании которой детям четко становятся видны минусы вредных привычек и плюсы здорового образа жизни.

Для учащихся 6-9 классов можно провести «Праздник здоровья», в котором ребята смогут показать не только теоретические знания, но и проявить свои творческие способности.

Мероприятие состоит из пяти конкурсов: в первом - «Если хочешь быть здоров» - нужно написать свод правил или кодекс здоровья; во втором - «Музыкальном конкурсе» - необходимо вспомнить и исполнить отрывки из песен, чтобы в каждом из них прозвучало слова «воздух», «солнце», «вода». Третий конкурс - «Золотое правило питания»: необходимо сравнить, определить достоинства и недостатки разных национальных кухонь. В четвертом «Спортивном» конкурсе участникам предлагаются карточки, на которых указан вид спорта (хоккей, легкая атлетика, горные лыжи, парашютный спорт), им нужно всей командой изобразить либо вратаря, либо штангиста, горнолыжника или парашютиста. Пятый конкурс - «Я и художник, и поэт»: нужно нарисовать плакат-протест против вредных привычек (алкоголя, никотина, наркотиков) и защитить его (аргументировать).

Данное мероприятие нацелено на осознание детьми того, что посредством творчества тоже можно формировать представление о здоровом образа жизни.

Для учащихся 9-11 классов можно провести следующее мероприятие - дискуссию на тему «Заблуждения о здоровье». Его целью является расширение знаний учащихся по некоторым актуальным вопросам, касающимся личного здоровья; продолжение формирования умений отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

За неделю до занятия учащиеся формулируют проблемы для обсуждения во время дискуссии и готовят наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки).

В начале занятия необходимо ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (они могут быть оформлены в виде плаката и вывешены на стене).

Конечно, не по всем дискутируемым вопросам возможно достижение единого мнения, но это и не входит в задачу дискуссии. Главное, что обсуждение этих проблем вызывает у подростков огромный интерес, эмоциональную готовность участвовать в научном споре, способствует умению критически оценивать разные подходы к решению проблем.

Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья.

Дневник здоровья - это способ совместной работы детей и родителей. Такое сотрудничество позволяет вовремя заметить и найти решение разнообразных проблем. Важно помнить, что дети до 11 лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если их все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у них желания быть здоровым, а лишь вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с осознанием, что от его навыков в области гигиены зависит накопление им здоровья.

Сначала ребенку предоставляются только названия страниц (режим дня, физические упражнения, растения и животные моего города, домашние животные, народные приметы, Красная книга), а затем, по мере заполнения дневника, добавляются различные задания, стимулирующие его к принятию самостоятельных решений, помогающие сформировать способы взаимодействия в значимых для подростка ситуациях. При этом задания могут быть разной степени сложности, что позволяет активизировать умственную деятельность детей, способствует развитию их восприятия, воображения, связной речи и обеспечивает дифференцированный подход в обучении. Дневник теперь содержит расширенный материал, направленный на дальнейшее изучение себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, заполнение дневника здоровья учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. Но то, насколько он будет правильным, зависит не только будущее отдельного человека, но и всего государства. Помочь современной молодежи в формировании здорового образа жизни - основная задача общества в настоящий момент.

Приложение

АНКЕТА

Здравствуйте!

Мы рады встрече с вами! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов - эта информация очень важна нам, а у вас отнимет совсем мало времени. Спасибо!

1. На сколько процентов ты считаешь себя здоровым человеком?  __________________

2. Ты делаешь зарядку:

а) каждый день;

б) почти всегда;

в) один раз в неделю;

г) не делаю никогда.

3. Во сколько ты просыпаешься? __________________

4. Во сколько ложишься спать? __________________

5. Как часто ты пропускаешь учебные занятия по болезни? __________________

6. Назови три самых питательных, на твой взгляд, блюда своего рациона. __________________

7. Твое спортивное хобби. __________________

8. Чем ты любишь заниматься в свободное время? __________________

9. Какое расстояние ты проходишь пешком в течение дня?

а) Около 1 км;

б) более 2 км;

в) менее 1 км;

г) __________________

10. Если перед тобой стоит выбор - идти по лестнице или ехать на лифте - ты:

а) всегда поднимаешься по лестнице;

б) всегда пользуешься лифтом;

в) иногда поднимаешься по лестнице;

г) поднимаешься по лестнице, за исключением тех случаев, когда у тебя в руках тяжести.

11. Укажи, пожалуйста, свой пол.                М           Ж

12. Укажи, пожалуйста, свой полный возраст. __________________

Спасибо за проделанную работу!

Желаем вам больших успехов и хорошего настроения!

Автор: К. Е. Безух, кандидат биологических наук

Рекомендуем посмотреть:

Игра «За здоровый образ жизни», 6-9 класс

Сценарий музыкальной сказки о вредных привычках, 6-8 класс

Беседа о влияние алкоголя на здоровье подростка

Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников

Беседа с 9 классом о вреде наркотиков

Нет комментариев. Ваш будет первым!