Методические рекомендации «Диагностика сформированных универсальных логических действий учащихся начальных классов»
Автор: Иншакова Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория, ГБОУООШ № 23 г.о. Чапаевск Самарской области
Описание материала: предлагаю работу, которая призвана помочь выявить, оценить и проанализировать уровень умственного развития учащихся начальных классов в связи с продуктивностью использования технологии развития критического мышления. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам, использующие в своей работе приемы и методы технологии развития критического мышления, а так же психологам, родителям и учащимся, проявляющие интерес психологическим тестам.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является развивающее обучение. Актуальной задачей становится формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наибольшее предпочтение отдается технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление направлено на получение желаемого результата.
Каждый учитель, использующий в своей работе приемы данной технологии, хотя бы раз задавал себе вопрос о целесообразности применяемой технологии, возможно ли и как определить уровень умственного развития учащихся.
Данные методические рекомендации, возможно, станут отправной точкой для дальнейших исследований педагога.
Цель работы: выявление, оценивание и анализ уровня умственного развития учащихся начальных классов в связи с продуктивностью использования технологии развития критического мышления.
Задачи:
· Разработать критерии диагностики универсальных логических действий как основное условие успешности обучения в школе.
· Определить группу учащихся для проведения диагностики и достижения ее цели;
· При разработке критериев сформированных универсальных логических действий учесть возраст учащихся.
· Полученные результаты проанализировать и учесть далее при планировании образовательного процесса
Виды диагностируемых в данной работе универсальных логических действий:
· подведение под понятие;
· построение логической цепи;
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· выбор оснований для классификаций;
· синтез - самостоятельное достраивание целого восполнением недостающих частей;
· выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей.
Возраст: 8-11 лет.
Форма: тест
Метод оценивания: индивидуальная работа.
Периодичность использования тестов: дважды в год в каждом классе.
Методики:
· «Понятие», «Анаграмма», «Выдели существенное», «Классификация»[1];
· «Аналогия»[3];
· «Математический-1», «Математический-2»[2].
Особенность методик:
· они построены на материале школьной программы;
· удобны для проведения диагностики и построения диаграмм;
· могут быть использованы в любой познавательной деятельности;
· учитывают возможность получения сведений из дополнительных источников (вне школы).
Руководство по проведению теста:
· Объявить общую цель тестирования и время - на каждое задание оно ограниченно;
· Зачитать инструкцию тестирования: «начинать и заканчивать по моей команде, выполнять задания быстро, не задерживаться долго над одним заданием, не переживать если не справились с заданием - возможно вы еще это не изучали»;
· Зачитать задание, разобрать его вместе с детьми, спросить «Все понятно?»;
· «Начать» и незаметно нажать секундомер, чтобы не вызвать у детей чувство тревожности;
· «Стоп» - положить ручки, читать следующее задание
Оценивание результатов:
· Низкий уровень-причина неуспеваемости учащихся.
· Высокий уровень – это показатель многих факторов (желание учиться, волевые качества и т.п.)
Описание результатов тестирования:
Количественный метод:
· Проверить тест с помощью шаблонов (приложение 2)
· За каждый правильный ответ начислить 1 балл. Результаты суммировать.
· Максимальное число баллов – 48. Результат перевести в проценты, т.к. в заданиях разное число баллов: 48 баллов - 100%. Количество баллов меньше 24 баллов (т.е. 50%) являются неудовлетворительными, свидетельствуют о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
По методике [1] нормативными считаются показатели:
· Второклассники - высокое умственное развитие более 60%, низкое умственное развитие - менее 10%;
· Третьеклассники и четвероклассники - высокое умственное развитие более 80%, низкое умственное развитие - менее 20%.
· Результаты вычислений занести в таблицу.
Пример таблицы:
Участники тестирования
|
Умственное развитие %
|
второклассники
|
67
|
третьеклассники и
|
78
|
четвероклассники
|
67
|
· На основании результатов построить диаграмму «Степень приближения к нормативному показателю». Пример диаграммы «диаграмма dia.png»
· Качественная оценка тестирования проводится по каждому ученику отдельно, учитывая выполненные им задания.
· Сделать выводы по результатам проведенного тестирования.
· Планирование по использованию данной технологии.
Тестирование
Задание № 1 «Понятие»
Цель: выявление понимания понятия, которые он усвоил на уроках внеурочной деятельности по информатике (услышал, прочитал)
Максимальный балл – 5.
Время выполнения: 5 минут
Инструкция: Выбрать и подчеркнуть слово, которое правильно дополняет предложение.
Образец: Портрет – это изображение (предметов, природы, животных, овощей, человека)
1. Информация – это сведения о (алгоритмах, объектах, животных, технике)
2. Компьютерный текст – это набор (чисел, рисунков, объектов, символов)
3. Компьютер – это (монитор, процессор, клавиатура, ноутбук)
4. Телефон – это средство для передачи (речи, наблюдения, текста, рисунка)
5. Алгоритм – это (план, список, действие, команды)
Ключ:
1. Объектах.
2. Символов.
3. Ноутбук
4. Речи.
5. План.
Задание № 2 «Анаграмма»
Цель: Построение логической цепи
Максимальный балл – 3.
Время выполнения: 5 минут
Инструкция: В приведенных словах буквы переставлены местами. Восстановите и запишите эти слова.
Образец: Одав вода
1. Ипал ________________________;
2. Оволыс______________________;
3. Ялугшак______________________.
Ключ:
1. Пила
2. Волосы
3. Лягушка
Задание № 3 «Выдели существенное»
Цель: Умение выделять существенный признак от второстепенного.
Максимальный балл – 10.
Время выполнения: 5 минут
Инструкция: К слову перед скобкой найди два (из скобок) наиболее существенных слова и подчеркни их.
ОБРАЗЕЦ: Лес - (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
1. Овощи - (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).
2. Город - (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
3. Река - (берег, тина, вода, рыболов, рыба).
4. Игра - (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)
5. Больница - (помещение, сад, врач, радио, больные).
Ключ:
1. Свекла, морковь.
2. Здание, улица.
3. Берег, вода.
4. Игроки, правила.
5. Врач, больные.
Задание № 4 «Классификация»
Цель: выявляет умение анализировать понятия, выделять их признаки, сравнивать между собой и находить признак, объединяющий несколько понятий в одно.
Максимальный балл – 5.
Время выполнения: 5 мин
Инструкция: Найди и подчеркни слово, которое не подходит к четырем другим.
Образец: Ваза, тарелка, стол, вилка, кастрюля.
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
1. Самолет, пароход, техника, поезд, мотоцикл.
2. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Ключ:
1. Петров.
2. Техника.
3. Предлог.
4. Осадки.
5. Злой.
Задание № 5 «Аналогия»
Цель: Выявление сформированного у учащихся мышления по аналогии, представляющих собой один из видов умозаключений.
Максимальный балл – 5.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: Выделены 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. К третьему слову подобрать такое, чтобы связь между ним и выбранным словом была аналогичной. Подчеркни его.
Образец: Ухо - слышать; глаз - (двигать, закрывать, ресницы, видеть)
1. Цветок – ваза, птица – (клюв, чайка, гнездо, перья)
2. Школа – обучение, больной - (доктор, ученик, больной, лечение)
3. Огород – морковь, сад - (забор, колодец, яблоня, скамейка)
4. Машина – мотор, лодка – (река, маяк, парус, волна)
5. Нож – сталь, стол – (вилка, дерево, стул, пища)
Ключ:
1. Гнездо.
2. Лечение.
3. Яблоня.
4. Парус.
5. Дерево.
Задание № 6 «Математический-1»
Цель: Выявляет умение обобщать числовой материал.
Максимальный балл – 5.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: В каждом ряду 5 чисел. Четыре числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит. Подчерки его.
Образец: 1, 2, 7, 3, 4.
1. 4, 2, 8, 7, 2, 6.
2. 1, 3, 5, 8, 7.
3. 2, 4, 6, 7, 8.
4. 5, 4, 3, 9, 2.
5. 17, 27, 37, 13, 47.
Ключ:
1. 2
2. 8
3. 7
4. 9
5. 13
Задание № 7 «Математический-2»
Цель: Выявляет умение анализировать, обобщать, классифицировать числовой материал.
Максимальный балл – 15
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Проследи аналогию и допиши три числа в каждом ряду.
Образец: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
1. 6, 9, 12, 15, 18,________________
2. 1, 2, 4, 8, 16,__________________
3. 4, 5, 8, 9, 12, __________________
4. 19, 16, 14, 11, 9________________
5. 29, 28, 26, 23, 19,_______________
Ключ:
1. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27;
2. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,128;
3. 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17;
4. 19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1;
5. 29, 28, 26, 23, 19, 18, 16, 13.
Источники:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей - СПБ.: Питер, 2006, 240с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).
2. Тест Липпмана “Логические закономерности”
3. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003.