Эссе музыкального руководителя детского сада. Моя профессия музыкальный руководитель

Автор: Минханова Э.И., музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г. Альметьевска

…Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон

О, музыка!.. Как же ты прекрасна!.. ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа!.. И ты, как женщина, загадочна, невыносима, красива…

А ведь действительно, лишь женщина подобна музыке. Буйство эмоций, переживаний, чувств свойственно лишь нам, женщинам, цветам планеты. И смею предположить, что не случайно музыкальными руководителями в детских садах становятся женщины. Ведь лишь они умеют, руководствуясь своим материнским инстинктом, помочь маленькому человечку «услышать» музыку. Всем сердцем и душой. Проникнуть в таинства мира мелодии. Окунуться в красоту звуков. И научиться мечтать…

Вы не замечали, как музыка помогает нам мечтать? Слышишь волшебные звуки и с замиранием сердца переносишься в мир фантазий и мечты… Полет… На крыльях… Невесомость… Космос… Вселенная… Волшебство…

Ну кто же как не ребенок поймет нас, немного сумасшедших музыкантов? Только малыш станет самым благодарным слушателем. Ведь детская фантазия не имеет границ! Так же, как и музыка…

Моя профессия – музыкальный руководитель… Звучит сухо, бездушно, однолико… Однако, копните глубже и вы узнаете, что в этих двух словах кроется истина. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать. Таким образом, мы, музыканты, создаем гармоничную личность, которая в будущем всегда будет находить выход из любой ситуации с достоинством, честью. Мы окрыляем, даем возможность взлететь над миром и увидеть всю красоту мироздания. Конечно, не в буквальном смысле. Нами руководит музыка…

Когда-то, 23 года назад, мама привела меня в музыкальную школу. Что это такое, я не знала. Знала только, что меня будут учить музыке… Это был новый для меня мир. Мир чудес, волшебства, сказочных превращений. Я научилась чувствовать окружающее меня мироздание… не просто видеть, осязать, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу. Я научилась сливаться с музыкой. Немного повзрослев, я поняла, что музыка – это возможность проанализировать некоторые ситуации с точки зрения прекрасного, неповторимого.

Прошли года, и судьба привела меня в стены детского сада № 53 «Светофорик». И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап. Этап становления меня как волшебника, дарящего детям сказку. В первый же день, видя восторженные глаза малышей, я поняла, что не имею права обмануть надежды этих преданных созданий, всецело верящих взрослому человеку.

Я должна дать им то, чего они от меня ждут. А именно: волшебство, сказку, любовь, веру, надежду…

И я стала учиться, вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Искренне, без обмана. И, вы знаете, я думаю, малыши многому меня учат и по сей день. Ведь к сожалению, не дано взрослому человеку верить, любить и понимать так искренне, как ребенку. Ребенок – это чистый лист. И только мы, взрослые педагоги, формируем личность. И только от нас зависит, каким будет в будущем наш воспитанник. Мы закладываем фундамент будущего ребенка. От нас зависит насколько правильно будет развиваться малыш. А музыкальный руководитель непосредственно отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира. Мы делаем ее богаче, ярче, насыщеннее. Какое счастье видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык музыки, знакомится с новыми понятиями, такими как «жанр», «тембр», «ритм». И все это, конечно, через сказку, игру.

Огромное счастье для педагога видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы малыш сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, я считаю, помогает развивать у детей, фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как физически, так и морально. Это сила воли и духа.

Являясь музыкальным руководителем татарских групп в нашем детском саду, я считаю своей обязанностью развивать в детях не просто любовь к музыке, но и любовь к родному языку, традициям нашего народа посредством музыкального языка, развивать национальное самосознание. Поэтому приступая к разучиванию тех или иных татарских музыкальных произведений, я прежде всего провожу беседу с детьми о национальных традициях, о принадлежности детей к народности. Ребята с удовольствием, перебивая друг друга, рассказывают о своих семейных традициях, праздниках. Поначалу это сбивчивая речь, эмоциональный наплыв из-за желания рассказать как можно больше. Но со временем мы учимся правильно выражать свои эмоции, правильно говорить. И это помогает мне при разборе текста песни. Ребята уже понимают, о чем произведение и уже могут сами соотнести слова и музыку. Что именно хотел композитор передать музыкой и почему автор применил именно эти музыкальные средства. Так, к концу этапа «пение», ребенок сам делает открытие об образности, сути данного произведения и соответствия музыки и текста.

Конечно же, невозможно проникнуть в мир своего народа без танцевального ядра. Поэтому на своих музыкальных занятиях я уделяю им немало времени. Ведь какой утренник без яркого, зажигательного танца! И здесь ребята продолжают знакомиться с национальными традициями своего народа. Танец – это выражение чувств, эмоций через движение, пластику. Именно на данном этапе малыши учатся выражать себя, свое внутренне состояние молча… без слов. Лишь движениями… Один взмах… и вот полетела прекрасная птица счастья… Второй взмах… подул легкий ветерок… Раз шажок, два шажок и продолжается удивительное, загадочное путешествие по миру музыки. Невообразимое удовольствие отражается на лицах ребят, когда они начинают понимать, что они «танцуют». Это уже не просто хаотичные движения. Это танец… Красота… Слияние тела, души и музыки.

Уметь отделить главное от второстепенного, хорошее от плохого, красивое от уродливого и научить этому ребят - моя обязанность. Современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.  В своей работе я часто  использую произведения такого плана. Эта музыка обычно близка и понятна детям, однако не всякая музыка приятна и даже безопасна для детского слуха. Например, навязчивый ритм, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость,  оказывают скорее обратный эффект, нежели тот, который мы ожидаем добиться. Такая музыка отрицательно воздействует на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Главное условие для меня, что бы музыка была эстетичной, прекрасной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами.

Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее.            Я – музыкант! И я горжусь этим!..

«Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её годами, буднями и бытом!

Она таится в глубине светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве»

Автор: Е. Винокуров

Ирина Викторовна Ткаченко # 26 января 2014 в 19:35 +1
Вы-чудо! Музыкальное и необыкновенное.... И, думаю, нет надеюсь - искреннее.. music
Сурайё Абдужапбаровна Каримжонова # 18 апреля 2014 в 10:00 +2
Какие прекрасные слова. Да,мы, музыкальные работники -мост к прекрасному,через которую надо пройти маленькому,доверчивому человечику. От музыкального руководителя зависит как далеко и безопасно пройдет к этому прекрасному миру ребенок. А без прекрасного нет жизни.
Эльвира Радиковна Хуснутдинова # 19 октября 2014 в 00:03 +2
Действительно, очень много зависит от музыкального руководителя.Через игру привить любовью к прекрасному, к музыке. Ведь музыкальное воспитание в детском саду как первый кирпичик в возложении фундамента.Как здорово, что есть такие как вы,трепетно относящиеся к деткам и своей профессии. Согласна с вами, что у детей многому можно научиться. Ведь они смотрят на вещи через призму искренности, доброты и простоты.
Ирина Геннадиевна Соколова # 25 октября 2014 в 07:56 +3
Прекрасные слова "Я-музыкант! И я горжусь этим" На мой взгляд, в образовательных организациях придают малое значение учителям музыки, музыкальным руководителям, самому занятию, однако именно на уроках музыки ребенок открывает дверь в мир прекрасного, учится слушать и слышать!
Ирина Викторовна Пермякова # 2 декабря 2014 в 17:58 +2
Как приятно читать о людях, которые с таким же восторгом и трепетом и любовью относи
ятся к детям, как и ты сам. Хочется добавить слова к ессе <Судьба моя - я музыкальный воспитатель>. Вы гордитесь своей профессией и это чувствуется. Успехов!!!
Валерий Григорьевич Вершинин # 16 февраля 2015 в 18:58 +1
Уважаемая Минханова Э.И.! Эссе замечательное! Столько положительных эмоций, ярких впечатлений, свежих чувств! Это хорошо.Только с таким настроем можно браться за любое дело. "Бороться, искать и не сдаваться!". Хочется узнавать что-то новое, неизвестное. Видеть каждого ребёнка, выявлять его скрытые возможности. Успехов вам! Но я бы не стал гордиться. Гордость, по моему мнению, мешает усовершенствоваться. Особенно, когда только хвалят. Любая профессия-это большая ответственность.
Наталия Тимофеевна Колесникова # 24 июня 2015 в 16:39 +1
Язык музыки понятен всем людям на всей планете! Независимо от национальной принадлежности, мы все наслаждаемся музыкой произведений П. Чайковского, М. Глинки, М. Мусоргского, А. Вивальди, Л. Бетховена, Р. Штрауса. А как мало на современном этапе уделяется внимания музыкальному воспитанию учащихся в общеобразовательных учреждениях?! В Ваше эссе заложен глубокий смысл высказывания В. А. Сухомлинского "Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".
Светлана Васильевна Кулешова # 12 декабря 2015 в 02:30 +1
Спасибо Вам, Наталия Тимофеевна, за Ваш комментарий. Прочла с интересом эссе и высказывания моих коллег. Все правильно написано о волшебной силе музыки в воспитании детей! Но так мало, да почти совсем, не говорилось о том, какой должна быть эта музыка. Произведения каких композиторов, какие народные мотивы должны звучать в стенах дошкольных учреждений. Ведь все мы в интернете можем посмотреть видео с утренников. Часто удивляет, а порой и возмущает то, что видишь! Музыкальный руководитель, как и воспитатель, должен детям прививать музыкальный вкус, учить слышать и понимать красоту музыки. Она должна затронуть душевные нотки ребенка. Отозваться в его маленьком, чутком сердечке любовью к ней. На муз.работника, я считаю, возложена ответственная задача и так радостно, когда он это понимает и достойно выполняет работу свою!
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 20:29 +1
Вы-творческий музыкальный руководитель. Эссе увлекательное. Любовь и уважение к музыке , к детям чувствуется в каждой строке, позитив ,креативность и яркость. Приведенные тезисы известных педагогов очень точно подобраны. Повезло вашему детскому саду.
Лиза Нугумановна Якупова # 14 января 2016 в 13:30 +1
Замечательное эссе, спасибо вам! Желаю творческих успехов!
Светлана Эдуардовна Николаенко # 9 апреля 2016 в 12:04 +1
Всё про нас! Какая Вы - молодец! Нашли такие слова и в точку! Приятно,что в наших рядах творческий и любящий свою работу профессионал. Спасибо Вам!
Валентина Ивановна Савченко # 17 сентября 2016 в 13:30 0
Спасибо Вам, Наталия Тимофеевна! Желаю Вам творческих успехов!
Ирина Александровна Лаптева # 10 января 2017 в 12:59 0
Музыкальный руководитель - первый человек в жизни маленького ребенка, который ведет его в Мир музыки. И Вашим воспитанникам очень повезло, потому что "первые шаги" им помогает делать такой творческий, позитивный, с душой относящийся к своему делу человек.