Конкурсы

Музыкальное развитие ребёнка 1, 2, 3 лет

Музыкальное развитие ребёнка 1, 2, 3 лет

Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку.

Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает?

ЧТО И КАК СЛУШАТЬ? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства. Детская же психика отличается особой утонченностью. Поэтому родителям важно знать, какую музыку давать слушать ребенку, а какой следует избегать.

◈ Не включайте музыку громко (особенно перед сном)! Дети обычно сами регулируют степень громкости, наиболее комфортную для их восприятия. Если музыка играет слишком тихо, они добавят звук, если слишком громко — будут закрывать уши.

◈ Помните, что наушники вредны для детского слуха! Это может быть опасным для развития слухового аппарата ребенка. Также сильные звуковые вибрации травмируют нервную систему.

◈ Выбирайте мелодичные и легкие по звучанию ритмы. Нельзя нагружать слуховое восприятие ребенка сложными ударными партиями.

◈ Во все времена классическая музыка считалась лучшим музыкальным жанром для малышей. Пусть ваш кроха слушает Моцарта, Вивальди, Бетховена. Произведения этих композиторов благотворно влияют на психическое развитие детей.

◈ Дети хорошо воспринимают высокочастотные звуки, поэтому старайтесь избегать низкочастотных мелодий. Они негативно воздействуют на психику ребенка.

◈ Нельзя, чтобы музыка в доме звучала 24 часа в сутки. Малышам до трех лет рекомендуют слушать музыку не более одного часа в течение дня. Можно разбить это время: полчаса утром, полчаса после обеда (или по пятнадцать минут четыре раза).

◈ Утром слушайте бодрую, ритмичную музыку, во второй половине дня и ближе к вечеру — спокойную и умиротворяющую.

◈ Не спешите знакомить вашего меломана с тяжелым роком и трансовой музыкой. Не всякий взрослый готов к восприятию этих жанров, что говорить о нежной психике ребенка.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте малышу в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться. Возможно, ребенок не сразу поймет суть игры, покажите ему.

«Громко-тихо». Поставьте малышу его любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».

«Угадай звук». Хорошо, если у вас в доме найдется несколько музыкальных инструментов: гитара, барабан, ма- ракасы, гармошка. Предоставьте крохе возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть он познакомится на практике с их звучанием. Затем попросите малыша закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?» Пусть малыш угадает. Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Домашний оркестр». Из подручных средств можно сообразить оригинальный оркестр, который «урежет марш» не хуже камерного академического. Вам понадобятся: крышки от кастрюль, ложки (металлические и деревянные), пустые металлические банки (из-под кофе, например), закрытые емкости, наполненные водой, крупой, орехами или каштанами, шуршащая бумага, бусы, колокольчики, погремушки и т. д. Сначала изучайте отдельное звучание каждого «инструмента», после чего пробуйте соединять несколько и все вместе. Ловите ритм, в такт музыки притопывайте ногами, напевайте мелодию.

«Разные звуки». Возьмите металлическую ложку и пройдитесь с ней по дому. Пусть малыш «дегустирует» разное звучание: стучит ложкой по разным предметам и учится различать качество звука. Постучите по деревянной двери, крышке от кастрюли, по столу, батарее (только будьте осторожны с хрупкими предметами). Эта игра хорошо развивает слуховое восприятие ребенка.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка, когда он прослушивает новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

Детские песенки и мамины колыбельные

Детские песенки любят не только дети, но и взрослые. Большинство малышей сами просят, чтобы им включили любимые мелодии из мультфильмов и детских кинофильмов. Но нужно помнить, что существует еще один песенный жанр — колыбельная. Даже самые «безголосые» мамы поют красиво, если делают это с душой.

СОВРЕМЕННЫЕ МАМЫ ПОЮТ СВОИМ ДЕТЯМ МАЛО.

А зачем? Ведь есть диски. Это раньше, когда не было всей этой чудо-техники (и даже электричества), мамы убаюкивали своих малышей собственным голосом. Психологи провели ряд наблюдений и пришли к выводу, что дети, которым поют колыбельные на ночь, растут более спокойными, уравновешенными и уверенными в себе. Мамин голос становится связующей эмоциональной нитью, без которой малышу пока что нельзя обойтись. Так что пойте, себе и ребенку на здоровье!

«КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА». Не так давно появился российский анимационный проект, посвященный колыбельным песням разных народов мира. Уже создано несколько десятков мультфильмов, сюжет которых основан на текстах колыбельных песен. Этот проект получил признание и много различных премий и наград. Он достоин внимания. Можно приобрести диски, а можно найти информацию в великом и могучем Интернете.

Колыбельная Медведицы

(Колыбельная Умки)

(из мультипликационного фильма «Умка»)

Ложкой снег мешая, Ночь идет большая, Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи,

Белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

 

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звездные медведи,

Светят дальним кораблям.

Колыбельная песня «Над лесною спаленкой» (из кинофильма «Человек родился»)

Над лесною спаленкой

Огоньки последние.

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

 

Только самый крошечный

Жмурит глазки-бусинки.

Он, как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

 

Огоньки не светятся

Над лесною спаленкой.

Спит сынок медведицы.

Спи и ты, мой маленький.

ВЗРОСЛЫЕ О ДЕТСКИХ ПЕСЕНКАХ

◈ «Да это вообще супер! Особенно в исполнении Большого Детского Хора ГосТелеРадио СССР. Такое качество исполнения сейчас не услышишь».

◈ «Я люблю детские песни, потому что их любит мой двухлетний сын. Включу диск, ребенок поет, танцует, и я могу заниматься спокойно своими делами».

◈ «Иногда хочется стать маленькой девочкой. И создать иллюзию собственного детства получается с помощью детских песенок».

◈ «Они очень добрые. Среди холода и злости детские песни несут столько доброй, хорошей энергии, что находятся силы что-то делать дальше».

Рекомендуем посмотреть:

Развитие музыкальных способностей ребёнка до 1 года

Нина Ивановна Марценковская # 2 апреля 2016 в 19:38 0
Очень важный, необходимый для родителей материал о влиянии музыки на малышей, их психику и организм! Я бы ещё более обострила значение музыки на умственное развитие детей, как влияет тяжёлый рок на ещё не родившегося младенца, находящегося в утробе матери, как он съёживается, морщит свой носик, слыша слишком громкую музыку рока, и как улыбается и расслабляется, слыша пение мамы, нежную классическую музыку, как реагирует на музыку В.А.Моцарта, например. Все эти исследования учёных различных стран публиковались в телевизионных репортажах, документальных фильмах, различных статьях, исследовательской литературе. Очень хочется достучаться до молодых современных родителей, чтобы они задумывались о том, что они хотят для своего малыша, каким хотят его увидеть в будущем: нервным, психически неуравновешенным, истеричным или спокойным, уравновешенным, добродушным и гармонично развитым в физическом и умственном плане. Уже давно доказано, что ребёнок, занимающийся музыкой развивается быстрее, логически мыслит лучше, обладает математическим складом ума, поскольку у него развивается моторика обеих рук, что влияет на более равномерное развитие обоих полушарий мозга. И совсем не обязательно, чтобы ребёнок занимался музыкой профессионально, достаточно уже того, чтобы ребёнок позанимался с педагогом, обучаясь игре на музыкальном инструменте, хотя бы в течение 4-5 лет. Недаром во многих европейских странах мира, в том числе и в России в прежние времена обязательно обучали детей музыке во всех дворянских семьях. В Германии эта традиция сохраняется и по сей день: в немецких семьях детей с раннего детства обучают хоровому пению, умению играть на разных музыкальных инструментах в воскресных школах, поэтому во время праздников образуются семейные ансамбли, иногда даже мини-оркестры, умеющие исполнять популярную классическую музыку на разных музыкальных инструментах. Хотелось бы возродить эти замечательные традиции и в наших семьях, что несомненно подняло бы общую культуру в нашей стране.
А теперь немного критики, я не совсем поняла, что означает прочитанная в статье странная фраза: "Из подручных средств можно сообразить оригинальный оркестр, который «урежет марш» не хуже камерного академического". Может быть в ней закрались стилистические или грамматические ошибки, или это такой странный сленг? Даже мне непонятно, что хотел сказать этой фразой автор предлагаемой игры "Домашний оркестр". Давайте внимательней относиться к тому материалу, что мы предлагаем родителям.
А в остальном, прекрасные советы и игры со звуками, подручными материалами, издающими различные по тембру звуки, детскими музыкальными инструментами предлагаются автором для игр с детьми в семье, для развития их тембрового, динамического, ритмического слуха.
Хочется только пожелать удачи всем родителям в развитии их детей, их творческого самовыражения!
Валерия Юрьевна Наумова # 5 апреля 2016 в 00:33 0
Дорогие преподаватели!!!!!Не пробегайте мимо статьи!В статье кратко,лаконично подчеркнута польза музыки,положительная польза.
Мария Вячеславовна Вербова # 21 августа 2016 в 15:26 0
"Из подручных средств можно сообразить оригинальный оркестр, который «урежет марш» не хуже камерного академического." Странная фраза, не совсем понятно, что автор хотел сказать. Статья довольно интересная,но, мне кажется, можно было больше уделить немного больше внимания конкретно репертуару для слушания музыки дома. Когда мы говорим "классическая музыка" - нас родители понимают буквально, но далеко не всякое классическое музыкальное произведение способен воспринять детский слух. А что касается музыкальных игр, автору статьи выражаю благодарность! Согласна, что современным родителям не хватает понимания чего же конкретно они хотят добиться от ребенка, воспитывая его. И задача педагогов помочь родителям не растеряться, ведь на них сваливается такой поток советов, рекомендаций и прочей информации по воспитанию и развитию их малышей.