Статья на тему: «Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка»
Автор: Чудайкина Венера Васильевна, учитель начальных классов Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 69 (VIII вида) г. Набережные Челны Республика Татарстан
Данный материал предназначен для выступления на педсовете или родительском собрании не зависимо от возрастной категории класса.
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Аристипп.
Цель: Обучение и воспитание учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей при совместной деятельности педагога и родителя.
Задачи:
1. Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания.
2. Развитие нравственно – личностных положительных качеств ребёнка.
3. Воспитание у детей умений и навыков осмысливания своих поступков.
Основные моменты деятельности учителя в данном направлении:
1. Просветительская функция, включающая в себя кругозор знаний из тех наук, не нашедших отражения в учебных программах.
2. Развитие у ребят желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
3. Формирование у ребят умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
4. Корректирующая функция, даже если уже какие-то сформировались негативные моральные качества у ребёнка, то необходимо направить на коррекцию взглядов.
Воспитательными способностями, которыми должен обладать родитель и учитель, который одновременно и преподает, и воспитывает:
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние ребёнка, сочувствовать и сопереживать ему.
- Способность быть примером и образцом для подражания.
- Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать добро, добиваться хороших нравственных целей.
- Способность чувствовать ребёнка по настроению и в определенные моменты относиться к нему где-то лояльно, а где-то строго.
Методы и приёмы:
- Беседы, классные часы, уроки, внеклассные мероприятия.
- Родительская приёмная - обсуждение за круглым столом совместно с учащимися.
- Родительские собрания.
- Анкетирование, тесты.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям. Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.
Как в наше нелегкое время правильно и грамотно воспитывать подрастающее поколение так, чтобы не было стыдно за их дальнейшую жизнь?
Прежде всех наших воспитаний кого-то, мы должны воспитывать самих себя. Во-первых, мы отражение своих родителей, а наши дети отражение нас самих. Во-вторых, мы, как взрослые являемся тем примером для подражания того поколения, который идёт вслед за нами. И какие ценности мы оставим этим детям, в большей степени зависит от нас, что привьём мы им. Это лежит для каждого из нас большой ответственности.
Знания основ нравственности позволять детям более уверенно чувствовать себя в жизни. Осознание правильного положительного поведения в повседневной жизни будут способствовать более прочному развитию чувства собственного достоинства, что позволит в любом обществе, любом окружении вести себя достойно.
Жизнь – это просто игра. И когда мы знаем правила игры, значительно легче и выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются многие судьбы людей.
Всем известно, что семья, как малая ячейка общества, является средой формирования личности ребенка, поэтому установление совместных отношений с семьей являются для нас, учителей, первоочередными задачами. Уверена, что с первых минут знакомства учитель и родители должны найти взаимопонимание. Без взаимопонимания не может быть и дальнейшее плодотворное сотрудничество. Ведь ребёнок стоит в центре внимания взрослых.
С каждой семьей проводятся индивидуальные беседы, во время которых выясняются особенности ребенка, его интересы, состояние здоровья, знакомимся с традициями семьи. Выделяем наиболее активных родителей для родительского комитета. Родители должны принимать активное участие в проведении совместных праздников, бесед, лекций, в школьной жизни своего собственного ребёнка.
Нельзя думать, что пока ребёнок маленький, к примеру, учится в начальной школе, необязательно учить его послушанию, ответственности или сотрудничеству с окружающими их взрослыми.
Возможно, я скажу что-то новое, но по причине наследственности и благодаря личному примеру дети идут по стопам своих родителей и через это они часто становятся соучастниками их ошибок. Неправильные привычки, извращённые вкусы, заниженные моральные нормы – всё это и другое передается до третьего и четвёртого поколения. Это пугающая истина, но она обладает неимоверной силой.
Если рассмотреть историю на предмет безнравственности, то станет ясно, что эта проблема стояла всегда, но мы просто мало об этом знаем. Нет, люди пили всегда, и наркотики известны человеку уже больше десяти тысяч лет, а зависимость от женщин вообще существует испокон веков, но такой популярности, чтобы это стало, чуть ли не национальной проблемой, у зависимости оно появилось в этот последний период, примерно с 90-х годов прошлого столетия, когда СМИ стало открыто пропагандировать всё беззаконное.
Но, к сожалению, чаще всего, мы видим обратную картину - сами родители стоят как бы в стороне от воспитания своих детей и мало уделяют достаточно времени своему ребёнку.
Школа должна стремиться к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.
Поэтому установление совместных взаимоотношений с семьей, активное взаимодействие в рамках реализации образовательных идей являются для нас, учителей, первоочередными задачами. Следовательно, важную роль в процессе формирования нравственных качеств ребёнка оказывает правильное взаимодействие педагога и родителя. Именно при тесном контакте школы с семьёй создаётся тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Подводя итог написанному, можно прийти к следующему выводу:
Именно в семье закладывается тот фундамент его личности: усвоение простых норм нравственности, эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств.
Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным «последствием»: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. «Семья не только воспитывает сама, но и «удобряет» или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания». Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений в родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 7-8 классе на тему Семья
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Семья — опора счастья»
Стихи о семье для детей
Пословицы и поговорки о семье
Семейные ценности. Классный час