Конкурсы

Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр

Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви­жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо­гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей

Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление

Игры с мячом для школьников

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет. Моторные игры

Педагогическая характеристика подвижных игр

Мила Кузьмина # 13 сентября 2013 в 13:47 +2
Полезная  и актуальная статья, которая  заставляет задуматься и поразмышлять всем, кто играет в воспитании ребенка важную роль. Сегодня дети  не  играют в подвижные игры. Исчезли дворовые игры, когда были все вместе  старшие и младшие. Новое поколение выбрало игры за компьютером. Только мы, педагоги, общими усилиями через уроки физкультуры,  внеклассные мероприятия, клубы выходного дня можем эту ситуацию исправить: помочь научить детей  играть  в подвижные  игры.
Ирина Анатольевна Барыленко # 11 января 2014 в 19:00 0
Подвижные игры занимают огромную часть в жизни дошкольника. Через игру они познают свои возможности, умение владеть своим телом, эмоциями, уметь играть слаженно. Задача воспитателей и родителей научить играть. Сколько восторга они испытывают в совместных играх со взрослыми. Материал актуален. Наши дети испытывают гиподинамию в современном мире, нужно играть, прыгать, веселиться вместе!
Загорудько Анна Алексеевна # 19 февраля 2014 в 19:23 +1
Соглашусь с предыдущими мнениями. Все мы знаем старую поговорку:«Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение». Младшим школьникам очень трудно даётся спокойно сидеть за партами, в школьных коридорах с помощью беготни им хочется выплеснуть свою энергию... Но, к сожалению, их чрезмерная активность приводит, иногда, к печальным результатам. Поэтому я призываю учителей начальной школы: "Играйте на переменах со своим классом. Ребята очень любит играть, подарите им радость и здоровье!"
Людмила Анатольевна Панова # 29 июля 2014 в 16:05 0
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Светлана Ивановна Дузенко # 22 апреля 2015 в 17:35 0
Статья поучающая для педагогов.Полезно знать,где и когда провести подвижную игру с дошкольниками.Как можно использовать художественное слово.Очень интересный аспект и для детей.Так не заметно приучаем детей к движения в нашей повседневной жизни.