Новые концепции в образовании и развитие способности к созидательной деятельности
Автор: Реймген Наталья Владимировна, учитель начальных классов, Республика Казахстан, город Жезказган, КГУ сош №4
Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития
«Научить человека мыслить»-
главная задача образования.
Джон Дьюи 1933 г.
Классический закон психологии гласит «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не просто декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы аспекты соединились с технологией учительского труда, умением учителя видеть общее и частное в его организационно-функциональной деятельности.
Методики преподавания в большинстве своём ориентируются только на то, как передать содержание преподаваемого предмета на уроке. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий.
К одной их технологий относится технология КМ (критического мышления). На уроках с применением стратегий RWCT решается задача повышения эффективности преподавания на уроках. Разрешается вопрос как осуществить наш совместный поиск знаний.
Я работаю учителем начальной школы и на своих уроках применяю стратегии «Развития критического мышления через чтение и письмо». Воспитание подрастающего поколения – задача непростая, создать личность, способную независимо мыслить и умеющую принимать решения может только тот учитель, для которого это стало нормой жизни.
Как строится такая работа? На первом этапе возникают вопросы: что учащиеся думают об этом предмете или явлении? Какие ассоциации у них возникают? С чем это можно сравнить, почему? Какие у них возникают мысли? Почему они так считают? Затем учащиеся углубляют своё первоначальное представление о предмете или явлении, задавая вопросы: как я могу углубить свои знания об этом предмете? Что я узнал об этом из текста? Работая индивидуально, в паре, в группе ученики дополняют и углубляют свои знания, затем, обсуждая, осмысливают новые знания, и на этапе рефлексии, при написании письменной работы, они закрепляют свои новые знания о предмете или явлении. При заполнении карточки выхода, они записывают те вопросы, на которые бы хотели получить ответы. Работы получаются весьма разнообразными, но общим является - яркая индивидуальность: каждый ученик приводит свои доказательства. Учащиеся приучаются сопоставлять, выявлять положительное и неточности, таким образом они приучаются своё письмо. В результате такой работы мы учимся высказывать свои мысли, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, погружаться в текст произведения, чтобы глубже понять авторскую мысль. Через анализ произведения учащиеся выходят к оценки собственных жизненных ситуаций.
На уроке я стараюсь не давать готовой информации, готового ответа, а помогаю процессу поиска этого ответа, открывая разные пути, ведущие к нему, задаю вопросы-направления, а не вопросы для информации. Таким образом расширяется свобода творческой мысли ученика, которая помогает ему быть самим собой, проявлять себя с помощью самостоятельно добытых знаний.
Одним из основных и наиболее значимых условий для успешного письма создание доверительной атмосферы в классе. Несомненно, любой ученик прекрасный источник для профессионального личностного роста педагога, задача которого – увидеть в ученики индивидуальность. Активное использование стратегий КМ через индивидуальную, парную или групповую виды работ приводит к ситуации здоровой конкуренции на уроке, учащиеся здраво оценивают нужды и потребности свои и одногруппников, развивают объективный взгляд на окружающую действительность. Роль преподавателя в данном процессе главным образом характеризуется такими профессиональными качествами, как наблюдение за учащимися, умение точно и ясно формулировать целеполагание.
В условиях, когда сознание каждого учащегося открыто не только для самообучения, но также и обучения кооперативного, качество усвояемости знаний в таком классе имеет шанс быть гораздо продуктивней, так как развитие получают не только отдельные навыки, но и в первую очередь мышление.
Что даёт урок RWCT:
1. Структура урока позволяет вовлечь учащихся в процесс познания.
2. Цель урока направлена на развитие учащихся.
3. Взаимодействие учителя и ученика основано на сотрудничестве.
Задача учителя в современном преподавании - организовать как можно более тесную связь с учеником в своих подходах и методах.