Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Новые концепции в образовании и развитие способности к созидательной деятельности

Автор: Реймген Наталья Владимировна, учитель начальных классов, Республика Казахстан, город Жезказган, КГУ сош №4

Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

«Научить человека мыслить»-

главная задача образования.

Джон Дьюи 1933 г.

Классический закон психологии гласит «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не просто декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы аспекты соединились с технологией учительского труда, умением учителя видеть общее и частное в его организационно-функциональной деятельности.

Методики преподавания в большинстве своём ориентируются только на то, как передать содержание преподаваемого предмета на уроке. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий.

К одной их технологий относится технология КМ (критического мышления). На уроках с применением стратегий RWCT решается задача повышения эффективности преподавания на уроках. Разрешается вопрос как осуществить наш совместный поиск знаний.

Я работаю учителем начальной школы и на своих уроках применяю стратегии «Развития критического мышления через чтение и письмо». Воспитание подрастающего поколения – задача непростая, создать личность, способную независимо мыслить и умеющую принимать решения может только тот учитель, для которого это стало нормой жизни.

Как строится такая работа? На первом этапе возникают вопросы: что учащиеся думают об этом предмете или явлении? Какие ассоциации у них возникают? С чем это можно сравнить, почему? Какие у них возникают мысли? Почему они так считают? Затем учащиеся углубляют своё первоначальное представление о предмете или явлении, задавая вопросы: как я могу углубить свои знания об этом предмете? Что я узнал об этом из текста? Работая индивидуально, в паре, в группе ученики дополняют и углубляют свои знания, затем, обсуждая, осмысливают    новые знания, и на этапе рефлексии, при  написании письменной работы, они  закрепляют свои новые знания о предмете или явлении. При заполнении карточки выхода, они записывают те вопросы, на которые бы хотели получить ответы. Работы получаются весьма разнообразными, но общим является -  яркая индивидуальность: каждый ученик приводит свои доказательства. Учащиеся приучаются сопоставлять, выявлять положительное и неточности, таким образом они приучаются своё письмо. В результате такой работы мы учимся высказывать свои мысли, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, погружаться в текст произведения, чтобы глубже понять авторскую мысль. Через анализ произведения учащиеся выходят к оценки собственных жизненных ситуаций.

На уроке я стараюсь не давать готовой информации, готового ответа, а помогаю процессу поиска этого ответа, открывая разные пути, ведущие к нему, задаю вопросы-направления, а не вопросы для информации. Таким образом расширяется свобода творческой мысли ученика, которая помогает ему быть самим собой, проявлять себя с помощью самостоятельно добытых знаний.

Одним из основных и наиболее значимых условий для успешного письма создание доверительной атмосферы в классе. Несомненно, любой ученик прекрасный источник для профессионального личностного роста педагога, задача которого – увидеть в ученики индивидуальность. Активное использование стратегий КМ через индивидуальную, парную или групповую виды работ приводит к ситуации здоровой конкуренции на уроке, учащиеся здраво оценивают нужды и потребности свои и одногруппников, развивают объективный взгляд на окружающую действительность. Роль преподавателя в данном процессе главным образом характеризуется такими профессиональными качествами, как наблюдение за учащимися, умение точно и ясно формулировать целеполагание.

В условиях, когда сознание каждого учащегося открыто не только для самообучения, но также и обучения кооперативного, качество усвояемости знаний в таком классе имеет шанс быть гораздо продуктивней, так как развитие получают не только отдельные навыки, но и в первую очередь мышление.

Что даёт урок RWCT:

1.     Структура урока позволяет вовлечь учащихся в процесс познания.

2.     Цель урока направлена на развитие учащихся.

3.     Взаимодействие учителя и ученика основано на сотрудничестве.

Задача учителя в современном преподавании  - организовать как можно более тесную связь с учеником в своих подходах и методах.

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 13 сентября 2013 в 09:29 +1
Да, в современном мире, со все возрастающими информационными потоками, самое главное - это научить учиться! Это необходимая, но достаточно сложно достижимая цель и задача. Учащиеся должны приобрести информационные компетенции, получить навыки информационной культуры по поиску, отбору и применению информации различного вида. Мне кажется, что методика, описанная в данной статье - это очень полезный опыт, элементы которого все мы применяем в рамках своих уроков, но именно в комплексе этот опыт позволяет добиться наилучшего результата
Илона Вячеславовна Рыженкова # 6 февраля 2014 в 14:46 0
Метод критического мышления, который вы описываете весьма похож на проблемное обучение. "Организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания." В своей работе использовала этот методический прием, поэтому я думаю, он весьма эффективен для достижения хороших результатов в области знаний учащихся.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:48 0
Очень интересно узнавать новые методы и технологии в образовании. Спасибо за статью, буду детальнее изучать это направление.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:06 +1
мне как молодому специалисту было очень интересно узнать новый метод. Спасибо!
Ольга Михайловна Рудская # 4 декабря 2014 в 00:28 0
Креативное мышление всегда было двигателем прорыва на новую ступень развития в любой сфере деятельности. Ваш труд заставляет задуматься и отслеживать в своей работе это направление. Конечно такой подход удел уже опытных педагогов.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:39 0
Спасибо автору за интересный материал!
Узленко Зоя Анатольевна # 17 мая 2015 в 16:14 0
Наталья Владимировна! Я преподаю в профессиональной образовательной организации и дети со школы приходят к нам уже с устоявшимися стереотипами обучения. Как важно, чтобы именно с начальной школы детей приучали критически мыслить. «Сломить» знаньевую парадигму в сознании 16 летнего подростка так непросто после школы, где из урока в урок он получал на все готовые ответы. Отвечал на репродуктивном уровне,а потом не мог справиться с задачи на уроках спец.дисциплин,где ты как будущий специалист сам принимаешь решение. Конечно,я использую в своей педагогической практике элементы педагогической технологии критического мышления,но это весьма не просто...Побольше бы таких педагогов как Вы уже в начальной школе!
Жанна Владимировна Ходосовская # 12 октября 2015 в 22:15 0
Здравствуйте Наталья. В статье затронут интересный вопрос созидательной деятельности ученика в процессе обучения. Эта тема актуальна для меня при проведении уроков технологии. Созидание - создание вещественного продукта основная цель образовательного процесса, которая позволяет ученику выйти на определение направления деятельности и будущей профессии.
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 13:04 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Я также освоила технологию РКМЧП, но строить "рядовые"уроке по ней в технических дисциплинах трудоёмко, непривычно и не всегда получается наилучшим способом. Думаю, эта технология должна применяться не на каждом уроке и только на отдельных темах. Но ваша работа заставляет учителя задуматься и потрудиться.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 15:59 0
Технология критического мышления , на мой взгляд, более применим на более старших этапах обучения. Все зависит от профессиональной ориентации педагога.