Программа профилактики и коррекции нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Пасечник Ольга Николаевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №130 «Центр развития ребенка - детский сад», г. Кемерово
Осанка по заказу. Программа профилактики и коррекции нарушений осанки
Пояснительная записка
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений.
Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников и школьников младшего возраста. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому и была создана программа корригирующей гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предназначенная на предупреждение и исправление различных нарушений опорно-двигательного аппарата: асимметрия лопаток, сколиозы I и П степени, сутулая спина, плоскостопие.
Целью программы корригирующих занятий является создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища.
Задачи
1. Диагностировать ранние нарушения опорно-двигательного аппарата.
2. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка правильной осанки.
3. Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.
Методы и приемы, используемые на занятиях корригирующей гимнастики: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.
Принципы построения занятий
1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки -физические упражнения чередуют с отдыхом.
Программа по корригирующей гимнастике включает в себя 3 блока:
1) диагностический - проводится изучение особенностей опорно-двигательного аппарата, физического развития с выявлением нарушений;
2) теоретический - приобретаются знания о своем организме, о личной гигиене, о сущности закаливания, а также о влиянии занятий корригирующей гимнастики на организм.
3) практический - формирует умения и навыки укрепления опорно-двигательного аппарата и физического развития.
Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени. Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике) по времени занимает 65-70%. Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени.
Специфика занятий корригирующей гимнастики заключается в том, что структура занятий включает:
1) диагностический блок;
2) теоретический блок;
3) практический блок (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами);
4) специальные упражнения (комплекс №1 и т.д.);
5) подвижные игры.
На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 30 часов Занятия проводятся 2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой (6-12 чел.) форме. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий для детей дошкольного возраста 30 мин., с детьми школьного возраста 40 мин. Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.
К концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.
После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей.
Тематический план
№
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
№ занятий
|
1
|
Диагностический блок
Контрольные осмотры
|
|
1,30
|
|
Всего по разделу
|
1 час
|
|
2
|
Теоретический блок
1) Беседа «Осанка по заказу»
2) Личная гигиена
3) Закаливание
4) Беседа «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»
|
|
1 - 30
|
|
Всего по разделу
|
1 час
|
|
3
|
Практический блок Общеразвивающие упражнения:
1) -без предметов;
2) -с гимнастической палкой;
3) -с гимнастическим обручем;
4) -с мячами;
5) -с гимнастической скакалкой;
6) -с кубиками;
7) -с гантелями
|
14 часов
|
1 – 4
6 – 9
10 – 13
14 – 17
18 – 21
23 – 26
27 - 30
|
4
|
Специальные упражнения:
1) комплекс №1
2) комплекс №2
3) комплекс №3
4) комплекс №4
|
8 часов
|
2 – 8
9 – 16
17 – 24
25 - 29
|
5
|
Ритмическая гимнастика
|
2 часа
|
5, 22
|
6
|
Подвижные игры
|
4 часа
|
1 - 30
|
|
Всего по разделу
|
30 часов
|
|
|
Итого
|
30 часов
|
|
Содержание программы
Диагностический блок
1. Первичный осмотр детей врачом-педиатром.
2. Соматоскопия.
3. Антропометрические измерения (рост, вес, АД, ОГК), динамометрия
4. Заключительный осмотр детей врачом-педиатром.
Теоретический блок
1. Беседа на тему «Осанка по заказу».
2. Личная гигиена.
Правила личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены, поддержание чистоты тела, содержание в порядке спортивного костюма.
3. Закаливание, его сущность, значение для здоровья. Закаливание в процессе занятий.
4. Беседа на тему «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»
Практический блок
I. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях корригирующей гимнастики. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве.
1) Стойки: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!».
2) Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.
3) Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три.
4) Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.
5) Ходьба, бег: ходьба на носках, пятках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, бег трусцой, равномерный бег длительностью (до 2-3 мин.) и т.д.
П. Общеразвивающие упражнения для формирования осанки. Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся.
1) Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.)
2) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.) Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.
III. Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).
IV. Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.
V. Подвижные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.
Скачать программу профилактики и коррекции нарушений осанки