Конкурсы

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Автор: Жабина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ Икшинская СОШ поселок Икша

Описание материала: Предлагаю Вам разработку программы внеурочной деятельности «Мое здоровье» по воспитанию здорового образа жизни для учащихся 1-2 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на классных часах – уроках ЗОЖ.

Эта программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 1-2 классов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС – 2. Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.

Прилагается примерный тематический план уроков ЗОЖ для 1-2 классов.

Представленную программу каждый педагог может с легкостью адаптировать под свой учебно-воспитательный процесс.

Программа «Моё здоровье»

Пояснительная  записка.

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработана программа курса  групповых занятий «Моё здоровье» для учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения.

Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий во внеурочной деятельности, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий,  помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.

В соответствии с вышеизложенным настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма, и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Реализация программы позволит:

- привить  учащимся   начальные   знания,   умения   и навыки в области здорового образа жизни;

- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир». Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.

Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий является звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы.

Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.

Цель программы:  создание условий для общего оздоровления детей.

Задачи программы:

- способствовать расширению кругозора;

- содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;

- сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;

- сформировать первичное представление о строении своего организма;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- учить пользоваться различными источниками информации.

Место программы в учебном плане:

Участники образовательной программы: учащиеся 1 - 2 классов.

Программа рассчитана на 2 года, по 17 часов в год (2 занятия в месяц).

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные результаты - научатся формулировать основные правила гигиены и здорового образа жизни; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого урока ЗОЖ и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог;

- Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового образа жизни; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Универсальные учебные действия:

- Регулятивные: ориентирование в полученных знаниях; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

- Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о своем организме и здоровом образе жизни; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

- Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Учащиеся должны знать/ уметь:

- Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

- Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

- Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.

- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

- Правила поведения при возникновении пожара.

- Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.

Тематическое планирование уроков по программе «Мое здоровье»1 класс

 

Дата

Тема урока

Количество часов

1

сентябрь

«Слагаемые здоровья»

1

2

сентябрь

«Секреты здоровья»

1

3

октябрь

«Твой режим дня»

1

4

октябрь

«ПДД с Буратино»

1

5

ноябрь

«Друзья Мойдодыра»

1

6

ноябрь

«Кто аккуратен, тот людям приятен»

1

7

декабрь

«Азбука правильного питания»

1

8

декабрь

«Глаза – орган зрения»

1

9

январь

«Гигиена органов слуха»

1

10

февраль

«Кожа – наша природная одежда»

 

11

февраль

«Органы вкуса и обоняния»

1

12

март

«Крепкие-крепкие зубы»

1

13

март

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

1

14

апрель

«Как влияет сон на школьную успеваемость?»

1

15

апрель

«Уроки дорожного движения»

1

16

май

«Летние забавы и моя безопасность»

1

17

май

«Здоровье и безопасность»

1

Тематическое планирование уроков по программе «Мое здоровье» 2 класс

 

Дата

Тема урока

Количество часов

1

сентябрь

«Здоровым быть здорово!»

1

2

сентябрь

«Здоровье нужно беречь»

1

3

октябрь

«Гигиена зрения»

1

4

октябрь

«Чтобы зубы были здоровыми»

1

5

ноябрь

«О пользе и вреде жвачки»

1

6

ноябрь

«Как избавиться от сутулости?» 

1

7

декабрь

«Микробы»

1

8

декабрь

«Осторожно, пиротехника!» 

1

9

январь

«Откуда берутся грязнули?» 

1

10

февраль

«Чистый дом — залог здоровья»

 

11

февраль

«Полезные привычки»

1

12

март

«Опасные вещества в быту» 

1

13

март

«Молоко и молочные продукты» 

1

14

апрель

«Ядовитые растения» 

1

15

апрель

«Оказание 1-ой медицинской помощи» 

1

16

май

«Буратино и дорожные знаки» 

1

17

май

«Если хочешь быть здоров»

1

Литература

1. Анасталова Л.П.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005

2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г.  Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

3.  Безруких М. И. , Сонькин В. Д. , Фарбер Д.О.  Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.

4.  Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,

6. Долецкий С. Я.  Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978

Виолета Амаяковна Аракелян # 7 января 2014 в 18:44 +2
Программа содержит все структурные элементы, предъявляемые к программам по внеурочной деятельности, цели и задачи вполне решаемые. В тематическое планирование включены темы занятий, которые не только полезны детям, но и интересны. Автору надо ещё добавить в программу формы организации занятий.
Светлана Николаевна Ерошкина # 23 февраля 2016 в 15:20 0
Данная программа очень актуальна ,т.к.здоровьесберегающие технологии сейчас на главном месте.Темы очень полезны для детей.
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 08:21 0
Также, говоря о здоровом образе жизни, стоит говорить о том, как важно избегать стрессов, своевременно обращаться к врачу при обнаружении симптомов заболеваний, также важен самоконтроль, который сегодня не сложно осуществлять благодаря современным аппаратам. Я бы отдельно поговорила о визитах к врачу, в плане того, что не стоит БОЯТЬСЯ. У многих детей есть панический страх перед медицинскими работниками и медицинскими учреждениями. Спасибо за содержательный материал.
Мария Анатольевна Блинова # 3 декабря 2016 в 18:49 0
Сам себе я помогу и здоровье сберегу,чем раньше ребёнок узнает об этом начиная с детского сада, в школе тем лучше. Вам голос. Молодец!