Краткий анонс. Статья-размышление о престиже учительской профессии. Статья предназначена для учителей, родителей и учеников.
Автор: Курикова Лариса Алексеевна, учитель информатики и ИКТ, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Малая Вишера Новгородской области.
Не буду озвучивать, и комментировать проблемы современного российского образования. К сожалению, они еще есть. Хочу остановиться на одной, с моей точки зрения самой важной для человека, который выбрал себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда.
Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.
Дедушка и бабушка были сельскими учителями в период с 1924 по 1975 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.
Мама и её сестра продолжили дело своих родителей. Работали в школе в период 1950-2005 годов. На их глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Мы с сестрой продолжили учительскую династию. Работаем в школе с 1991 года.
Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В последние годы престиж нашей профессии снижался и только сейчас намечается положительная динамика.
По данным социологических исследований, лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другин сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать единицы выпускников.
Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий».
Посмотрим словарь: «престиж (франц.) - обаяние, очарование — уважение, авторитет, привлекательность.
Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.
Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:
Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может предендовать на высокую заработную плату.
Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.
В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.
По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно.
Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором живет.
Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!
Галина Царенко # 5 мая 2013 в 18:34 +1 |
Ирина Рудакова # 16 августа 2013 в 17:11 +1 |
Анастасия Игоревна Ведерникова # 26 января 2014 в 18:40 0 |
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 00:08 +1 |
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 09:11 0 | ||
|
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:45 0 |
С большим удовольствием прочитала Ваши размышления о престиже нашей профессии. Престижа профессии зависит от самих учителей. Для этого каждый педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые подходы к преподаванию, инновационные технологии. Педагог должен оставаться внимательным и человечным. |
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:57 0 |
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. да, в настоящее время учитель должен идти в ногу со временем, компьютер, новые технологии. Но самое главное учитель должен стать для ребенка тем , кто поймет, простит и всегда поддержит. |
Ирина Константиновна Яшина # 17 февраля 2015 в 16:50 0 |
Анна Ивановна Варламова # 1 декабря 2015 в 20:50 0 |
Уважаемая Лариса Алексеевна! С интересом прочитала Вашу статью. По-хорошему позавидовала Вашему оптимизму.Мне его,к сожалению, недостаёт.26 лет работаю учителем в школе, и кажется, 20 с лишним лет назад работать было легче и интереснее, несмотря на молодость и неопытность. Сейчас же ничего не успеваю: "задушили " отчёты; бумажная работа на первом месте... А что касается престижа учительской профессии, действительно, его нельзя охарактеризовать однозначно. Наверное, престиж каждого учителя создаётся индивидуально. Ведь есть же учителя от Бога! |
Мира Симеунович # 29 февраля 2016 в 00:23 0 |
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:35 0 |