Самообразование педагога

Самообразование педагога

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна,  учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

 «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

- развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  можно их структурировать и применить  в работе с педагогами.  

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;  

· научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..  Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников,  перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя  в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

·  Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

·  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

·  Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

·  Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

·   Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

·  Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 

4.Организация самообразования

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог  в течении учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не  сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Ирина Рудакова # 14 августа 2013 в 12:06 +3
Я согласна с автором статьи, что самообразование для современного учителя, идущего в ногу со временем, является непременным условием его успешной педагогической деятельности. Но самосовершенствование педагога не должно происходить "из-под" палки, иначе мало будет проку от этого. Замечательно, что сейчас в интернете много прекрасных педагогических сайтов, так как ped-kopilka, которые позволяют педагогам заниматься собственным самообразованием с интересом, проявлять себя, творить.
Ирина Рудакова
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 27 августа 2013 в 20:06 +6
Есть хорошая китайская пословица: "Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами". Она справедлива и для самого учителя.  И мы, и наши ученики живем в постоянно меняющемся информационном пространстве и без самообразования невозможно успеть за новыми информационными технологиями. Информационный мир открывает перед нами множество возможностей, и часто только от нас зависит, насколько мы сможем применить их в своей педагогической деятельности.
solnzezar # 17 декабря 2013 в 16:00 +5
полностью согласна с коллегами, у нас на работе у каждого педагога есть портфолио по самообразованию, и в конце года каждая его защищает, очень интересно слушать отчеты, бывают очень интересно. ведь зависит как преподнесешь.
Алёшина Марина Леонидовна # 14 января 2014 в 20:47 +1
Спасибо за возможность еще раз убедиться , что педагог должен быть грамотно-информированным человеком!! Не давать себе спокойно почивать на лаврах, а двигаться вперед, постигая новые знания!!!!
Светлана Владимировна Бузмакова # 17 мая 2014 в 19:15 +3
Проблема самообразования актуальна для всех категорий педагогов. Современные технологии позволяют организовать процесс самообразования на высоком уровне. Я говорю о возможности использования ИКТ-технологий, дистанционном обучении, интернет-конкурсах и т.д. При этом возникает серьезная проблема - мотивация педагогов, а также ИКТ-компетентность. Большую роль в данном вопросе играют руководитель ОУ и методист. На одном месте стоять нельзя, надо двигаться, а без самообразования нет движения вперед.
Ирина Алексеевна Каймалова # 30 июня 2014 в 15:00 0
Уважаемая Наталья Михайловна, вы совершенно правы. Учитель обязательно должен идти в ногу со временем, использовать самые современные технологии в своей работе, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги и ставить перед собой задачи.
Татьяна Александровна Бакулина # 24 июля 2014 в 21:36 +1
Уважаемая Наталья Михайловна, мне понравилась Ваша статья! Все мысли у Вас изложены последовательно, логично, убедительно! Думаю, никто с Вами не поспорит, что быть ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ - большой ТРУД. И путь к самосовершенствованию бесконечен: только поднимешься на одну ступеньку вверх - за ней следует другая, и так дальше... Главное, чтобы этот труд приносил моральное (и, по возможности, материальное) удовлетворение. К этому будем все стремиться!!! Спасибо за отличную статью!!!
Людмила Вологдина # 5 августа 2014 в 07:33 +1
Добрый день, Наталья Михайловна!Спасибо за грамотный и нужный материал, изложенный в вашей статье. Ваши слова являются ориентиром для педагогов разных ступеней образования. Человек должен развиваться.Самообразование - развитие.
Анастасия Константиновна Шилова # 22 августа 2014 в 16:11 0
Здравствуйте. Замечательный материал, вы абсолютно правы. Без самообразования и саморазвития сейчас никак. Если хочешь получать удовольствие от работы, непременно необходимо знать наверняка что и как делать. Спасибо, прочла на одном дыхании!
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:55 0
Спасибо за статью. Не зря говорят : "Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, быть в курсе тенденций образования и воспитания.
Яна Викторовна Копысова # 14 октября 2014 в 14:26 +1
Статья хорошая, нам самим надо всегда идти в ногу со временем, а для этого необходимо каждый год повышать свое самообразование.
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 08:52 0
Мы - педагоги, работающие в направлении развития наших воспитанников, должны постоянно идти в ногу со временем, поэтому вопрос самообразования педагогов такой актуальный. Данный материал полезен педагогу в плане того, как грамотно организовать ему свою работу по самообразованию.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:24 0
Вы совершенно правы. Учитель обязательно должен идти в ногу со временем, использовать самые современные технологии в своей работе. Самообразование - важная часть работы педагога.Статья полезна в организации самообразования.
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 21:40 0
Если не хочешь стоять на месте, нужно всё время бежать вперёд. Самообразование - это значит педагог понимает, что ему всегда должно быть чем удивить ученика и своих коллег. Всем удачи в самообразовании! Пусть эта потребность не оскудевает.
Светлана Александровна Кузьмина # 7 декабря 2014 в 18:12 +1
Самообразование, на мой взгляд, будет актуальным во все времена, при любом уровне развития науки. В доказательство этого процитирую Эрнеста Тельмана:
"Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам".
Марина Викторовна Попкова # 3 февраля 2015 в 22:39 0
Большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование. Но не всегда процесс самообразования реализуется эффективно, многие педагоги жалуются на нехватку времени, неумение пользоваться компьютером и т.д. Я считаю, что все эти доводы-это проявление слабости. В наше время высоких технологий педагог не должен отставать от своих учеников, а порой наши ученики могут еще и нас поучить.
Светлана Георгиевна Ненилина # 23 февраля 2015 в 16:30 0
Самообразование-действительно необходимейшее условие профессиональной состоятельности педагога. Особую ценность в статье лично для меня представляет четкая структуризация организации, тематики и результатов самообразования. Спасибо.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:42 0
Учитель - не учитель без самообразования! Всегда нужно совершенствоваться и совершенствоваться.
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 16:15 0
Сложно добавить что - то новое ко всем комментариям выше. Со всеми согласна, с автором статьи - вдвойне. Материал ясный и лаконичный. Спасибо, Наталья Михайловна.
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 14:27 0
Очень правильная статья, я абсолютно с вами согласна. Любой педагог должен заниматься самообразованием не зависимо воспитатель или учитель. Нет пределов совершенству.
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 20:32 +1
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 21:08 0
Интересный материал, важный для каждого педагога ,вся информация лаконична и удобна в осмыслении. Спасибо!
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:21 0
Спасибо за представленную информацию. Самообразование действительно является одним из условий профессионального саморазвития и становления педагога.
Елена Викторовна Томашевская # 28 сентября 2015 в 14:15 0
спасибо за информацию. Самообразование важно в любой профессии, особенно педагогической. Спасибо за подробную информацию.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 20:46 0
Очень актуальная статья.Полезная и важная тема,которая мало кого оставит равнодушным.Лет 20 назад достаточно было раз в 5 лет предоставить какую-либо разработку грубо говоря,чтобы как-то "катироваться"(извините за прямоту) среди коллег.То ли дело щяс zlo Нужно просто жить в сети,общаться,читать,читать,писать и писать-чтобы быть на уровне.Ну я конечно примитивно выражаюсь сейчас,но я же не статью пишу smoke
Виталина Викторовна Михайлина # 6 ноября 2015 в 11:53 0
Здравствуйте,Наталья Михайловна. Актуальная не только для педагогов тема самообразования вами очень детально и подробно изложена. Немного смущает то, что на первом месте в списке источников самообразования у вас указано телевидение. Телевизор давно получил прозвище "зомбоящик"(что, по-моему, совершенно заслуженно). Можно,конечно, научно-популярные фильмы смотреть на каком-нибудь канале, но большая часть постоянных телезрителей совсем другой контент потребляет и самообразованием не увлекается.
Елена Валерьевна Евсеева # 6 декабря 2015 в 22:17 0
Здравствуйте, Наталья Михайловна!Самообразование - это очень важно для современного педагога. Век живи, век учись. В данном случае,самосовершенствуйся!
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:53 0
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.Это одна из актуальных тем для педагога! Спасибо!
Асель Ерболовна Елеуова # 28 февраля 2016 в 19:27 0
Статья лаконичная, конкретно изложенная. Если педагог готов к самообразованию он действительно выдаст определенный результат. Самообразование педагога очень важно, так как позволяет ему быть конкурентно способным в рыночных условиях (например учителю-логопеду)
Мира Симеунович # 28 февраля 2016 в 22:55 0
Спасибо за интересную статью, Наталья Михайловна! Я согласна с Вами. Особенно нравится выражение "трансформация информации в знание". В этом состоит одна из основных миссий педагога, который должен адаптироваться к современным технологическим условиям, чтобы быть в состоянии помочь учащимся именно на пути от информации к знанию. Одновременно с работой на повышении знаний учеников, педагог повышает свои знания и обогащает свою личность. Значит: "работать на СВОЁМ совершенствовании, во имя ИХ блага."
Зимфира Аскатовна Рахматуллина # 16 марта 2016 в 18:12 0
Здравствуйте, Наталья Михайловна. Очень интересная статья. Особенно мне понравилось выражение "наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса". Самообразование - это самосовершенствование педагога, а как известно, нет предела совершенству!
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:41 0
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Лада Геннадьевна Попова # 10 августа 2016 в 17:10 0
Очень полезное обобщение опыта по данной теме для заполнения пункта в Портфолио педагога по теме "Самообразование". Побольше таких работ. Спасибо!
Анна Михайловна Малюта # 12 декабря 2016 в 19:03 0
Автор раскрывает актуальную тему. Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, растущей потребности педагога в самореализации.
Оксана Владимировна Креймер # 13 февраля 2017 в 16:25 0
Статья нужная, грамотно изложенная, актуальная. Самообразование позволяет учителю всегда быть настоящим знатоком своего дела. За свою карьеру педагог проходит разные стадии становления, накапливает профессиональную базу, которая в дальнейшем позволит ему выйти на новый виток. Ему будет уже неинтересно просто учить, а рисковать, экспериментировать, все время идти вперед, но не самому, а вместе с учениками