Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное – вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания В. Сухомлинского.
«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
В павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.
➣ Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)
Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».
➣ Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)
Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.
Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.
Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».
Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.
Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей».
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»
Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.
Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.
➣ С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. (В. Сухомлинский)
Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка.
Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.
Василий Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же важное значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.
Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.
Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.
➣ Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. (В. Сухомлинский).
При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.
Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.
Красота — средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве — и особенно в отрочестве — человек должен научиться самостоятельно осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.
Сухомлинский о воспитании и обучении детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!